Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:57, курсовая работа
Актуальность проведения инвентаризации нацелена на проверку операций по поступлению, перемещению, ликвидации и реализации материальных запасов, операций по движению денежных средств, расчетов с бюджетными и внебюджетными организациями, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.
Структура инвентаризации. Курсовая работа состоит из следующих разделов: введение, основные темы, заключение и список использованной литературы.
А) убыль ценностей в пределах установленных норм списывается по распоряжениям руководителей производственных объединений, предприятий, организаций на издержки производства или обращения.
Нормы убыли могут применяться лишь в случае выявления недостач. Списание материальных ценностей в пределах норм убыли до установления факта недостачи запрещается. При этом обращается внимание, что убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачёта недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачёта по пересортице, проведённого в установленном порядке, всё же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применятся только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии утверждённых норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
Б) недостача ценностей сверх норм убыли, а также потери от порчи ценностей относится на виновных лиц.
При установлении недостач и потерь, явившихся следствием злоупотреблении, соответствующие материалы в течение 5 дней, после установления недостач и потерь, подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск.
В) Недостача ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей в случаях, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены, могут быть списаны объединениями, предприятиями, организациями на издержки производства или обращения. При этом в документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей, должны быть указаны меры, принятые по предотвращению таких недостач и потерь. Заключение о факте порчи ценностей должны быть получены от отдела технического контроля или соответствующих инспекций по качеству.
Ценности, оказавшиеся в излишке, в том числе и суммовые разницы при зачёте недостач излишками при пересортице подлежат оприходованию с соответствующих счетов (например, на промышленных предприятиях выявленные при инвентаризаций излишки материальных ценностей в цеховых кладовых, приходуются со счёта «Общецеховые расходы», а на заводских складах – со счёта «Общезаводские расходы», при этом превышения излишков над недостачами на заводских складах относятся на счёт «Прибыль и убытки») с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. Наличные деньги, не оправданные приходными кассовыми ордерами в государственных предприятиях и организациях, считаются излишком кассы и подлежат в трёхдневный срок взносу в доход бюджета.
Взамен зачёт излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного итого же наименования и в тождественных количествах. Министерства или ведомства могут устанавливать порядок, когда такой зачёт может быть допущен в отношении одной и той же группы товарно-материальных ценностей, если входящие в её состав ценности имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары). О допущенной пересортице материально ответственного лица предоставляют подобные объяснения. Предложения о возможности взаимного зачёта пересортицы рабочей инвентаризационной комиссий представляются на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссий и окончательно решаются руководителем предприятия, которой после изучения всех представленных материалов принимает соответствующее решение о зачёте. В том случае, когда при зачёте недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке эта разница стоимости должна быть отнесена на виновных лиц. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи товаров сверх норм убыли и списываются на издержки производства или обращения. Установленные недостачи товарно-материальных ценностей, а также потери от их порчи взыскиваются с виновных лиц, как правило, по государственным розничным ценам. В отдельных случаях, взыскание ущерба, причинённого хищением, недостачей или утратой, производится с виновных лиц по государственным розничным ценам с применением коэффициентов.
Протокол заседания комиссий
утверждается руководителем предприятия
не позднее 10 дней после окончания
инвентаризаций, и он обязан немедленно
принять меры к устранению причин,
выявленных при инвентаризаций недостатков,
обеспечению сохранности
Результаты инвентаризаций должны быть отражены в учёте и отчётности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.
В ведомости отражаются результаты всех инвентаризаций, проведённых в течение года.
4.ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ
Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности числящихся на бухгалтерских счетах сумм дебиторской и кредиторской задолженности и их реальности и включает следующие расчеты: с банками; с бюджетом и внебюджетными фондами; с покупателями и заказчиками; с поставщиками; с подотчетными лицами; с работниками, депонентами; с прочими дебиторами и кредиторами, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы.
При проверке расчетов следует установить:
- имеется ли равенство остатков (дебетовых и кредитовых раздельно) по счетам расчетов по балансу, остаткам в оборотных ведомостях (карточках аналитического учета), а также законность и хозяйственную целесообразность совершенной операции. При этом необходимо обратить внимание на то, имеются ли суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности;
- правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям.
4.2 Инвентаризация расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами
Инвентаризация расчетов с бюджетом заключается в том, что налоговая инспекция по запросу налогоплательщика выдает ему акт сверки, в котором указываются виды налогов (которые уплачивает данный налогоплательщик), начисленная по каждому виду налога сумма (сумма берется из представленных налогоплательщиком расчетов), суммы фактически поступивших от данного налогоплательщика в бюджет налогов, суммы недоимки или переплаты, а также суммы начисленных пеней и штрафов (если они имеются).
Задача предприятия состоит в том, чтобы проверить данные, отраженные в акте сверки, и в случае обнаружения несоответствия каких-либо сведений (например, неправильно начислена (или вообще не отражена в акте) сумма по какому-либо расчету, не все уплаченные предприятием суммы налогов отражены в акте сверки и т.п.) сообщить об этом налоговому органу или внести исправления в свою бухгалтерскую отчетность.
4.3Инвентаризация расчетов с поставщиками
При инвентаризации расчетов с поставщиками также составляются акты сверки, в которых отражаются данные о состоянии расчетов (количество отгруженных и полученных сырья, материалов, оборудования, готовой продукции и т.п., сумма оплаченных и полученных денежных средств). Указанные акты подписываются обеими сторонами.
Проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами. Напомним, что материальные ценности, поступающие от поставщиков, принимаются на учет независимо от того, когда они поступили на предприятие - до или после получения расчетных документов поставщика.
Фактически прибывшие МЦ, по которым не поступили расчетно-платежные документы, считаются неотфактурованной поставкой и принимаются по приемному акту, составляемому на складе по факту их поступления по цене, указанной в договоре. Если до конца месяца расчетные документы на поступят, то такие МЦ отражаются в балансе в приемной оценке, а в следующем месяце при поступлении расчетных документов стоимость неотфактурованных поставок сторнируется и производится запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.
4.4Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками
Инвентаризация расчетов с дебиторами непосредственно заключается в проверке правильности и обоснованности числящихся на счетах бухгалтерского учета сумм дебиторской задолженности. При проведении инвентаризации выявляют две группы обязательств - задолженности, которые будут погашены, и долги, нереальные для взыскания. Необходимо также особое внимание обратить на наличие сумм дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности. Задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты деятельности предприятия. За счет сумм резерва сомнительных долгов производится списание сумм дебиторской задолженности, не погашенной в установленный договором срок и не обеспеченной соответствующими гарантиями.
4.5 Инвентаризация подотчетных сумм и расчетов с работниками
По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов. Устанавливаются также суммы и причины возникновения переплат работникам. Необходимо проверить правильность начисления налогов с заработной платы, правомерность применения льгот по налогам.
Проводя инвентаризацию расчетов с работниками, нужно обратить внимание на наличие сумм депонентской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности . При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение). Подотчетными лицами являются работники организации, получившие денежные средства из кассы организации на оплату командировочных расходов, а также на оплату административно-хозяйственных расходов. Список работников, которым могут выдаваться деньги под отчет, а также порядок предоставления отчетов об использовании этих сумм утверждаются внутренними распорядительными документами организации (приказ, распоряжение руководителя предприятия и т.п.). Списание подотчетных сумм производится на основании предоставляемых в бухгалтерию авансовых отчетов с приложением всех первичных документов, подтверждающих произведенные расходы. При этом необходимо иметь в виду, что в определенных случаях выданные работнику денежные средства могут быть включены в совокупный облагаемый доход работника.
Заключение
Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и ответственный участок работы.
Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть
несоответствия и расхождения. Таковыми могут быть различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Что бы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация. Существует несколько определений инвентаризации.
Значение и роль инвентаризации очень велика. При ее поведении устанавливается фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей и денежных средств. Выявляются недостатки, излишки и злоупотребления.
Инвентаризация, как элемент метода бухгалтерского учета тесно связана с другими элементами метода бухгалтерского учета. Виды инвентаризации очень различны в зависимости от того, с какой целью они
проводятся. Они могут быть плановые и внеплановые, полные и частичные,
сплошные и выборочные.
Для того, чтобы провести инвентаризацию на предприятии, приказом руководителя создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав входят руководитель или ее заместитель, главный бухгалтер, руководители подразделений, главные специалисты, представители контрольно-ревизионной службы предприятия. Перед тем как проводить инвентаризацию создается рабочая инвентаризационная рабочая комиссия.
Инвентаризация проводится
в присутствии материально-
Работа комиссии заключается в определении фактического наличия имущества. Итоги отражаются в инвентаризационных описях, которые подписываются председателем и членами комиссии и передается в бухгалтерию. В случае, если фактические данные не совпали с данными бухгалтерского учета - составляется сличительная ведомость, в которую вносятся данные по тем ценностям, по которым выявлены расхождения.
Стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества подлежит оприходованию и зачислению на увеличение прибыли отчетного года. Стоимости недостачи, порчи и другой утраты имущества в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства.
Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверхнорм естественной убыли относятся на виновных лиц или за счет страхового возмещения. Некомпенсированные материально ответственными лицами недостачи товарно-материальных ценностей или потери от их порчи списываются за счет прибыли или резервных фондов.
Существуют также особенности ведения инвентаризации в тех случаях, когда во время проведения инвентаризации товарно-материальные ценности поступили, отпущены, отгружены, не оплачены в срок, находятся на складах других организаций, переданы в переработку другому предприятию, находятся в эксплуатации, выданы в индивидуальное пользование работникам или пришли в негодность и не списаны. Наличие денежных средств, ценных бумаг и денежных документов, бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности, денежные средства в пути, денежных средств на расчетном, валютном и специальном счетах проверяется при проведении инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности.
Хотелось бы добавить, что для того чтобы облегчить процесс проведения
инвентаризации необходимо широко использовать современные средства
вычислительной техники, которых на некоторых предприятиях нет.