Инвентаризации как метод фактического контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является изучение инвентаризации как метод фактического контроля.

Задачи курсовой работы:

Показать, какими документами пользоваться, при проведении инвентаризации, рассмотреть инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Раскрывается связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.
Рассмотреть виды инвентаризации, технологию ее проведения, а также документальное оформление.
Рассмотреть порядок и сроки проведения инвентаризации отдельных видов хозяйственных средств: основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств и расчетов.

Содержание

Введение 3

1. Законодательная и нормативная база инвентаризации 5
1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения 6

1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода

бухгалтерского учета 10

2. Виды инвентаризации. 12

2.1 Технология процесса инвентаризации 13

2.2 Отражение результатов в учете. 17

3. Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств. 20

3.1 Инвентаризация основных средств. 20

3.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей. 22

3.3 Инвентаризация денежных средств и расчетов. 27

Заключение 30

Список литература 31

Практическая работа

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

      Выявленные  при инвентаризации имущества излишки  приходуются, и соответствующая  сумма зачисляется на финансовые результаты организации и отражается как увеличение прибыли. При этом они оцениваются по современной стоимости воспроизводства, а сумма износа определяется по фактическому состоянию объектов. Комиссия вносит недостающие сведения в инвентаризационные описи. Данные инвентаризации сравнивают с инвентаризационными карточками путем сопоставления.

      При обнаружении неотраженных в учете капитальных работ, увеличивающих стоимость основных средств, или же частичной ликвидации, уменьшающей первоначальную стоимость, комиссия составляет соответствующий акт и определяет сумму увеличения или уменьшения первоначальной стоимости объекта.

      Излишки приходуются как ранее не учтенные основные средства, бывшие в эксплуатации, безвозмездно поступившие (по рыночной цене), с определением степени изношенности.

      Недостача и порча имущества в пределах установленных законодательством норм естественной убыли списываются на издержки производства или обращения по распоряжению руководителя организации. При отсутствии норм убыль рассматривается как сверхнормативная недостача.

      При недостаче сверх норм естественной убыли убыток взыскивается с виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены, а также если суд отказал в иске, то потери списываются на издержки производства 
(обращения) у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

      Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления кроме сличительной ведомости - ведомости результатов, выявленных инвентаризацией. 
 
 
 

 

  1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ  ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ  СРЕДСТВ.
    1. Инвентаризация основных средств.
 

      Процедура инвентаризации основных средств соответствует  в целом общим правилам инвентаризации. Однако имеются и особенности, характерные для этого вида хозяйственных средств. До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

        • наличие и состояние инвентаризационных карточек, инвентаризационных книг, описей и др. регистров аналитического учета;
        • наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
        • наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием (учреждением) в аренду и на хранении. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

      При обнаружении расхождений и неточностей  в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

      При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит  в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплутационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия (учреждения).

      Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящихся в собственности предприятий (учреждений).

      При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым  в регистрах бухгалтерского учета  отсутствует или указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы из которых они построены, объекты (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки, другое; по каналам – протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – место нахождения, род материалов и основные параметры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, вид покрытия, ширину полотна и т.п.

      Оценка  выявленных инвентаризацией неучтененных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действенному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

      Основные  средства вносятся в описи по наименованиям  в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению. Если комиссией установлено, что работы капитального характера 
(надстройка этажей, пристройки новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. (8, стр. 50)

      Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, изготовления, мощности и т.д.

Однотипные  предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений предприятий (учреждений), учитываемые по типовой инвентарной карточке группового учета, в описях производятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

      Основные  средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения предприятия (учреждения) (в дальнейших рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправлен в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

      На  основные средства, не пригодные к  эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно  с инвентаризацией собственных  основных средств, находящихся на ответственном хранении и арендованные.

      По  указанным объектам составляется отдельная  опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на соответственное хранение или в аренду.

3.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

      При проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей необходимо соблюдать  следующие требования: o инвентаризации подвергаются не только собственные товарно-материальные ценности, но и в обязательном порядке находящиеся на ответственном хранении, полученные для переработки от других организаций и др. (на такое имущество составляют отдельные описи); o в состав инвентаризационной комиссии обязательно включаются материально ответственные лица, отвечающие за сохранность проверяемого в ходе проведения инвентаризации имущества; o если комиссия проводит инвентаризацию в неполном составе, то это является основанием для признания инвентаризации недействительными; o проверка фактического наличия имущества должна производится только при обязательном участии материально ответственных лиц.

      Инвентаризационная  комиссия приступает к проведению инвентаризации в строго установленные руководителем организации сроки. Наличие товарно-материальных ценностей должно определяться путем их обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

      Допускается в виде исключения количество материалов и товаров, хранящихся в неподвижной  упаковке поставщика, фиксировать на основании документов при обязательной (выборочной) проверке в натуральной части этих ценностей. Грубейшей ошибкой является заполнение инвентаризационных описей со слов материально ответственных лиц.

      При хранении материальных ценностей в  разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей, в первом помещении, вход в него пломбируется, и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

      Особое  внимание необходимо обратить на ситуации, когда в ходе проведения инвентаризации: 
           1)происходит смена материально ответственных лиц; 
           2)поступают товарно-материальные ценности; 
           3) возникает необходимость отпуска товарно-материальных ценностей.

      Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая  продукция, товары, прочие запасы) заносятся в опись по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

      Инвентаризация  товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении. Комиссия в присутствии заведующего складом и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания. 
         Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей по данным учета без проверки их фактического наличия.

      В исключительных случаях, когда перевешивание  продукции может привести к порче, например, при сезонном хранении плодовоовощной продукции в буртах, овощехранилищах, когда продукция хранится навалом, и в других аналогичных случаях перевешивание можно не производить, а остатки брать по бухгалтерским данным. Результаты выводить при зачистке продукции по окончании ее реализации.

      Товарно-материальные ценности, они принимаются материально ответственным лицом в присутствии всех членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или отчету после инвентаризации.

      Эти товарно-материальные ценности заносятся  в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председаля инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации».

      При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях, и только с письменного согласия руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

      Эти ценности заносятся в отдельную  опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

      Инвентаризация товарно-материальных ценностей, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

      а счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могу оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути – расчетными документами поставщиков или другими заменяющими их документами, по отгруженным – копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и др.), по просроченным оплатой документам – с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

      Предварительно  должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

      Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других предприятий (учреждений).

      В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета. (4, стр.62)

Информация о работе Инвентаризации как метод фактического контроля