Информация об аффилированных лицах

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение раскрытия информации в отчетности об аффилированных лицах.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Изучение понятия об аффилированных лицах и нормативного регулирования.
2. Рассмотрение раскрытия информации об аффилированных лицах и отражение в отчетности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИЗНАКИ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ. 5
1.1 Определение аффилированных лиц 5
1.2 Нормативное регулирование информации об аффилированных лицах 9
ГЛАВА 2. УЧЕТ И ОТРАЖЕНИЕ В ОТЧЕТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ ОБ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦАХ. 15
2.1 Учет аффилированных лиц 15
2.2. Отражение в отчетности информации об аффилированных лицах 18
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Работа содержит 1 файл

Бфо курсовая.docx

— 191.58 Кб (Скачать)

Затем определение аффилированных лиц и их признаки были сформулированы и более полно раскрыты в антимонопольном  законодательстве, а именно в Законе N 948-16. До сих пор многие правовые акты, которые употребляют термин "аффилированные лица», отсылают за его расшифровкой к антимонопольному законодательству7.

Термин «аффилированные  лица» употребляется в большом  количестве нормативных актов различной  отраслевой принадлежности, основными  из которых являются федеральные  законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности». Типичным примером аффилированных лиц являются преобладающие (основные) хозяйственные общества по отношению к зависимым (дочерним) обществам в соответствии со статьями 105, 106 Гражданского кодекса РФ. Цель регулирования отношений аффилированных лиц в указанных законах - это защита прав акционеров и общества. Для этого в Законе N 208-ФЗ установлены особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами, процедура приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций общества, определен порядок раскрытия информации об аффилированных лицах общества.

Кроме акционерного законодательства понятие об аффилированных лицах  содержится в законодательстве об инвестиционных фондах, об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии, Законе об унитарных  предприятиях, Законах о рынке  ценных бумаг и конкуренции на рынке финансовых услуг и других.

Наибольшее значение институт аффилированных лиц имеет в корпоративном  праве: установлены особый порядок  совершения сделок с аффилированными  лицами8 (ст.81 Закона об АО), процедура приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций общества (ст. 80 Закона об АО). Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрен особый порядок совершения сделок «с заинтересованностью», в частности, с участием аффилированных лиц общества (п.1 ст.45). В связи с наличием аффилированных лиц законодательство возлагает на хозяйствующие субъекты определенные обязанности9. В частности, Закон об АО предусматривает обязанность обществ вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них (п.4 ст.93), хранить списки аффилированных лиц (ст.89). Аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций10 (п.2 ст.93 Закона об АО). Статьей 50 Закона об ООО также устанавливается обязанность хранить списки аффилированных лиц общества.

Для того, чтобы понять сущность какой-либо нормы, необходимо выяснить цель законодателя, создавшего ее. Очевидно, что в данном случае целью является создание возможности контроля за процессом  волеизъявления лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность. Такой контроль может  осуществляться как в интересах  государства, так и в интересах  других лиц - например, акционеров или  участников юридических лиц. 

Конструкция определения, приведенного в ст.4 Закона о конкуренции, заставляет предположить, что представленный перечень аффилированных лиц является исчерпывающим. Однако сам данный перечень не соответствует  основному определению аффилированных лиц, как "преобладающих" лиц, способных  оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, поскольку термин применяется  как к контролирующим, так и зависимым лицам. Более того, во большинстве случаев зависимые и преобладающие лица относятся к одной группе лиц и, следовательно, являются взаимоаффилированными, то есть преобладающее общество считается аффилированным по отношению к зависимому, а зависимое – аффилированным по отношению к преобладающему.

При этом очевидно, что перечень, приведенный в законе, не отражает все случаи аффилированности, могущие  возникнуть на практике. К тому же определение  аффилированных лиц именно в Законе о конкуренции представляется неоправданным, поскольку оно не используется ни в одной статье закона. Для целей  законодательства о конкуренции  используется другое понятие – группа лиц. Это, а также отсутствие критериев  отнесения лица к аффилированным, не способствует четкому пониманию  понятия. Законодателем не регулируются вопросы, связанные со сделками, совершаемыми аффилированными лицами, а также  институт и правовые последствия  взаимоаффилированности.

Получается, что широкое  введение в правовой оборот термина  «аффилированные лица» не может  достичь своих целей ввиду  большого количества разрозненных правовых норм и отсутствия механизма их реализации. Попытка привязать понятие аффилированных лиц к антимонопольному законодательству привела к тому, что налоговое законодательство иначе подходит к указанному вопросу и использует иной понятийный аппарат. В Налоговом кодексе содержится близкое по содержанию понятие – «взаимозависимые лица».

Под взаимозависимыми лицами ст.20 Налогового кодекса РФ понимает физических и юридических лиц, отношения  между которыми могут оказывать  влияние на условия или экономические  результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В статье приведен перечень взаимозависимых лиц:

1) одна организация непосредственно  или косвенно участвует в другой  организации, причем доля участия  составляет более 20%;

2) одно физическое лицо  подчиняется другому по должностному положению;

3) лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого.11

Также указано, что лица могут  быть признаны взаимозависимыми судом  по иным основаниям, если отношениям между  этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). В целях недопустимости произвольного  толкования норм налогового кодекса  под иными основаниями следует  понимать именно основания отнесения лица к аффилированным.

Думается, законодатель неоправданно отказался от использования в  целях налогообложения понятия  «аффилированные лица». Аффилированных лиц можно считать взаимозависимыми в целях налогообложения, и наоборот, поскольку в основу определения  этих понятий положен одинаковый критерий – возможность влияния  на деятельность другого лица.  
Сопоставляя нормы многочисленных законодательных актов, можно придти к выводу, что необходима единая система правовых норм, регулирующая вопросы аффилированности, которая поможет как решить отраслевые задачи (корпоративного, налогового и других отраслей права), так и внести единообразие в нормативное регулирование рассматриваемого института.  
Законодателю следует дать четкие критерии аффилированности либо закрепив "принцип взаимоаффилированности", либо однозначно признав аффилированным физическое (юридическое) лицо преобладающее в силу определенной зависимости над иным физическим и (или) юридическим лицом.

В бухгалтерской отчетности организация обязана раскрыть информацию о связанных сторонах (в том  числе об аффилированных лицах) (п. 27 ПБУ 4/99, п. 1 Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных  сторонах" ПБУ 11/2008, утвержденного  Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н). Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008) утверждено приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н. Оно пришло на смену Положению по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000) — которое утратило силу. Настоящее Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций (далее - организация, составляющая бухгалтерскую отчетность). Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой для внутренних целей организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность; отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения; отчетной информации, предоставляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями; отчетной информации, представляемой для иных специальных целей.

ГЛАВА 2. УЧЕТ  И ОТРАЖЕНИЕ В ОТЧЕТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ ОБ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦАХ.

2.1 Учет аффилированных лиц

Начиная с отчетности за 2008 г. организации должны применять ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", которое заменяет ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах".

При составлении пояснительной  записки к годовой бухгалтерской  отчетности за 2008 г. организации должны будут ввести новый раздел "Связанные стороны" вместо ранее заполнявшегося раздела "Аффилированные лица". Указанный раздел формируют все организации, вне зависимости от организационно-правовой формы. Требования к учету и отражению сведений о связанных сторонах вводятся Приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. N 48н.

ПБУ 11/2008 содержит ряд нововведений и уточнений положений предыдущего стандарта.

Несмотря на то что требования по раскрытию информации о связанных  сторонах вступают в силу с годовой  отчетности за 2008 г., организации уже сейчас следует построить аналитический учет таким образом, чтобы в полной мере, не нарушая требований законодательства, отразить сведения об операциях со связанными сторонами. В первую очередь следует обратить внимание на сбор информации по вновь введенным позициям.

Операции с аффилированными  лицами учитываются в прежнем  порядке, как было установлено требованиями ПБУ 11/2000.

Аналитический учет должен аккумулировать информацию, раскрываемую в отчетности, и может вестись  в разрезе видов связанных  сторон:

- аффилированных лиц;

- юридического лица или  индивидуального предпринимателя,  осуществляющего совместную деятельность;

- негосударственных пенсионных  фондов.

Группа "Аффилированные лица" может быть разделена на подгруппы:

- основное хозяйственное  общество (товарищество);

- дочернее хозяйственное  общество;

- преобладающее (участвующее)  хозяйственное общество;

- зависимое хозяйственное  общество;

- основной управленческий  персонал.

В соответствии с п. 4 ПБУ 11/2008 связанной стороной признается юридическое или физическое лицо, способное оказывать влияние  на деятельность организации или  на деятельность которого (юридического лица) оказывает влияние сама организация. При этом для целей отражения  информации о связанных сторонах в отчетности такое влияние оценивается  как контроль или значительное влияние.

Пунктом 6 ПБУ 11/2008 определено, что организация раскрывает информацию в отчетности в случаях, когда  контроль или значительное влияние  осуществляется на организацию юридическим  и физическим лицом и (или) организацией на юридическое лицо:

- непосредственно;

- через третьи юридические  лица;

- одним и тем же юридическим  и (или) физическим лицом;

- одной и той же группой  лиц.

На первый взгляд понятия "контроль" и "значительное влияние" во многом схожи. Однако различия между  ними заключаются в степени воздействия  на деятельность общества.

Под контролем понимается владение или распоряжение голосующими  акциями (долями) в уставном (складочном) капитале, дающими право голоса (долю) в размере:

- 50% от общего количества  голосов (доли);

- 20% от общего количества  голосов (доли).

В первом случае контроль подтверждается участием в хозяйственном обществе либо полномочиями, полученными от других лиц; во втором случае - правом распоряжения непосредственно или через свои дочерние общества и возможностью определения  решения, принимаемого организацией. Обратим  внимание на то, что в данном случае рассматривается контроль, который  возникает с целью получения  выгоды от деятельности другого лица.

Значительным влиянием признается возможность участвовать в принятии решений другой организации, но не контролировать ее. Пунктом 8 ПБУ 11/2008 определено, что  значительное влияние возникает  в силу:

- участия в уставном (складочном) капитале;

- полномочий, определенных  положениями учредительных документов;

- полномочий на основании  соглашения;

- участия в наблюдательном  совете;

- других обстоятельств.

Полномочиями, определенными  положениями учредительных документов, может быть установлено участие  в процессе выработки финансовой и хозяйственной политики, включая  участие в принятии решений, касающихся дивидендов или других распределений, назначение единоличного исполнительного  органа и (или) более половины состава  коллегиального исполнительного, а  также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета). Соглашением  между организациями могут быть определены условия ведения ими  предпринимательской деятельности по причине их участия в уставном капитале.

К другим обстоятельствам  мы предлагаем отнести проведение крупных  операций (сделок) между страховщиком и объектом инвестиций, обмен управленческим персоналом и т.п.

Следует отметить, что понятие "значительное влияние" в российском законодательстве учитывает прежде всего юридические признаки влияния. Международные стандарты подходят к этому понятию шире, охватывая  экономические признаки влияния. На практике же юридическая связь может не существовать или быть завуалированной (при наличии большого количества подставных учредителей). При этом экономическая связь двух юридических лиц, как правило, очевидна, а значит, при наличии значительного влияния его выявление не вызывает сложности.

Информация о работе Информация об аффилированных лицах