Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение раскрытия информации в отчетности об аффилированных лицах.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Изучение понятия об аффилированных лицах и нормативного регулирования.
2. Рассмотрение раскрытия информации об аффилированных лицах и отражение в отчетности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИЗНАКИ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ. 5
1.1 Определение аффилированных лиц 5
1.2 Нормативное регулирование информации об аффилированных лицах 9
ГЛАВА 2. УЧЕТ И ОТРАЖЕНИЕ В ОТЧЕТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ ОБ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦАХ. 15
2.1 Учет аффилированных лиц 15
2.2. Отражение в отчетности информации об аффилированных лицах 18
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Затем определение аффилированных лиц и их признаки были сформулированы и более полно раскрыты в антимонопольном законодательстве, а именно в Законе N 948-16. До сих пор многие правовые акты, которые употребляют термин "аффилированные лица», отсылают за его расшифровкой к антимонопольному законодательству7.
Термин «аффилированные лица» употребляется в большом количестве нормативных актов различной отраслевой принадлежности, основными из которых являются федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности». Типичным примером аффилированных лиц являются преобладающие (основные) хозяйственные общества по отношению к зависимым (дочерним) обществам в соответствии со статьями 105, 106 Гражданского кодекса РФ. Цель регулирования отношений аффилированных лиц в указанных законах - это защита прав акционеров и общества. Для этого в Законе N 208-ФЗ установлены особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами, процедура приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций общества, определен порядок раскрытия информации об аффилированных лицах общества.
Кроме акционерного законодательства понятие об аффилированных лицах содержится в законодательстве об инвестиционных фондах, об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, Законе об унитарных предприятиях, Законах о рынке ценных бумаг и конкуренции на рынке финансовых услуг и других.
Наибольшее значение институт аффилированных лиц имеет в корпоративном праве: установлены особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами8 (ст.81 Закона об АО), процедура приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций общества (ст. 80 Закона об АО). Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрен особый порядок совершения сделок «с заинтересованностью», в частности, с участием аффилированных лиц общества (п.1 ст.45). В связи с наличием аффилированных лиц законодательство возлагает на хозяйствующие субъекты определенные обязанности9. В частности, Закон об АО предусматривает обязанность обществ вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них (п.4 ст.93), хранить списки аффилированных лиц (ст.89). Аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций10 (п.2 ст.93 Закона об АО). Статьей 50 Закона об ООО также устанавливается обязанность хранить списки аффилированных лиц общества.
Для того, чтобы понять сущность какой-либо нормы, необходимо выяснить цель законодателя, создавшего ее. Очевидно, что в данном случае целью является создание возможности контроля за процессом волеизъявления лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Такой контроль может осуществляться как в интересах государства, так и в интересах других лиц - например, акционеров или участников юридических лиц.
Конструкция определения, приведенного
в ст.4 Закона о конкуренции, заставляет
предположить, что представленный перечень
аффилированных лиц является исчерпывающим.
Однако сам данный перечень не соответствует
основному определению
При этом очевидно, что перечень, приведенный в законе, не отражает все случаи аффилированности, могущие возникнуть на практике. К тому же определение аффилированных лиц именно в Законе о конкуренции представляется неоправданным, поскольку оно не используется ни в одной статье закона. Для целей законодательства о конкуренции используется другое понятие – группа лиц. Это, а также отсутствие критериев отнесения лица к аффилированным, не способствует четкому пониманию понятия. Законодателем не регулируются вопросы, связанные со сделками, совершаемыми аффилированными лицами, а также институт и правовые последствия взаимоаффилированности.
Получается, что широкое введение в правовой оборот термина «аффилированные лица» не может достичь своих целей ввиду большого количества разрозненных правовых норм и отсутствия механизма их реализации. Попытка привязать понятие аффилированных лиц к антимонопольному законодательству привела к тому, что налоговое законодательство иначе подходит к указанному вопросу и использует иной понятийный аппарат. В Налоговом кодексе содержится близкое по содержанию понятие – «взаимозависимые лица».
Под взаимозависимыми лицами ст.20 Налогового кодекса РФ понимает физических и юридических лиц, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В статье приведен перечень взаимозависимых лиц:
1) одна организация
2) одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению;
3) лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого.11
Также указано, что лица могут быть признаны взаимозависимыми судом по иным основаниям, если отношениям между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). В целях недопустимости произвольного толкования норм налогового кодекса под иными основаниями следует понимать именно основания отнесения лица к аффилированным.
Думается, законодатель неоправданно
отказался от использования в
целях налогообложения понятия
«аффилированные лица». Аффилированных
лиц можно считать
Сопоставляя нормы многочисленных законодательных
актов, можно придти к выводу, что необходима
единая система правовых норм, регулирующая
вопросы аффилированности, которая поможет
как решить отраслевые задачи (корпоративного,
налогового и других отраслей права), так
и внести единообразие в нормативное регулирование
рассматриваемого института.
Законодателю следует дать четкие критерии
аффилированности либо закрепив "принцип
взаимоаффилированности", либо однозначно
признав аффилированным физическое (юридическое)
лицо преобладающее в силу определенной
зависимости над иным физическим и (или)
юридическим лицом.
В бухгалтерской отчетности организация обязана раскрыть информацию о связанных сторонах (в том числе об аффилированных лицах) (п. 27 ПБУ 4/99, п. 1 Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" ПБУ 11/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н). Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008) утверждено приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н. Оно пришло на смену Положению по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000) — которое утратило силу. Настоящее Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций (далее - организация, составляющая бухгалтерскую отчетность). Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой для внутренних целей организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность; отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения; отчетной информации, предоставляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями; отчетной информации, представляемой для иных специальных целей.
Начиная с отчетности за 2008 г. организации должны применять ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", которое заменяет ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах".
При составлении пояснительной
записки к годовой
ПБУ 11/2008 содержит ряд нововведений и уточнений положений предыдущего стандарта.
Несмотря на то что требования по раскрытию информации о связанных сторонах вступают в силу с годовой отчетности за 2008 г., организации уже сейчас следует построить аналитический учет таким образом, чтобы в полной мере, не нарушая требований законодательства, отразить сведения об операциях со связанными сторонами. В первую очередь следует обратить внимание на сбор информации по вновь введенным позициям.
Операции с аффилированными лицами учитываются в прежнем порядке, как было установлено требованиями ПБУ 11/2000.
Аналитический учет должен аккумулировать информацию, раскрываемую в отчетности, и может вестись в разрезе видов связанных сторон:
- аффилированных лиц;
- юридического лица или
индивидуального
- негосударственных пенсионных фондов.
Группа "Аффилированные лица" может быть разделена на подгруппы:
- основное хозяйственное общество (товарищество);
- дочернее хозяйственное общество;
- преобладающее (участвующее) хозяйственное общество;
- зависимое хозяйственное общество;
- основной управленческий персонал.
В соответствии с п. 4 ПБУ 11/2008 связанной стороной признается юридическое или физическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность организации или на деятельность которого (юридического лица) оказывает влияние сама организация. При этом для целей отражения информации о связанных сторонах в отчетности такое влияние оценивается как контроль или значительное влияние.
Пунктом 6 ПБУ 11/2008 определено, что организация раскрывает информацию в отчетности в случаях, когда контроль или значительное влияние осуществляется на организацию юридическим и физическим лицом и (или) организацией на юридическое лицо:
- непосредственно;
- через третьи юридические лица;
- одним и тем же юридическим и (или) физическим лицом;
- одной и той же группой лиц.
На первый взгляд понятия
"контроль" и "значительное влияние"
во многом схожи. Однако различия между
ними заключаются в степени
Под контролем понимается владение или распоряжение голосующими акциями (долями) в уставном (складочном) капитале, дающими право голоса (долю) в размере:
- 50% от общего количества голосов (доли);
- 20% от общего количества голосов (доли).
В первом случае контроль подтверждается участием в хозяйственном обществе либо полномочиями, полученными от других лиц; во втором случае - правом распоряжения непосредственно или через свои дочерние общества и возможностью определения решения, принимаемого организацией. Обратим внимание на то, что в данном случае рассматривается контроль, который возникает с целью получения выгоды от деятельности другого лица.
Значительным влиянием признается
возможность участвовать в
- участия в уставном (складочном) капитале;
- полномочий, определенных
положениями учредительных
- полномочий на основании соглашения;
- участия в наблюдательном совете;
- других обстоятельств.
Полномочиями, определенными
положениями учредительных
К другим обстоятельствам мы предлагаем отнести проведение крупных операций (сделок) между страховщиком и объектом инвестиций, обмен управленческим персоналом и т.п.
Следует отметить, что понятие
"значительное влияние" в российском
законодательстве учитывает прежде
всего юридические признаки влияния.
Международные стандарты