Информационная база, цели и подходы к проведению аудита финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:18, лекция

Описание работы

1.Информационная база аудита финансовой отчетности
2. Цели аудита элементов финансовой отчетности.
3. Требования, предъявляемые к учетной информации.

Работа содержит 1 файл

Лекции Практический аудит.doc

— 295.50 Кб (Скачать)
 

Вопрос 1. Проверка  выпуска,   отгрузки  и  продажи  продукции 

      при  проведении  аудита 

      Цикл  выпуска  и  продажи  готовой  продукции  является  основным  разделом  деятельности  промышленного  предприятия.  В  этом  цикле  формируются  значимые  для  пользователей  бухгалтерской  отчетности  показатели,  такие  как  выручка  от  продажи,  себестоимость  проданной  продукции  и  доход  (убыток)  от  продажи,  отражающие  эффективность  основной  деятельности  организации.  Операции  по  продаже  готовой  продукции  являются  объектом  налогообложения  и  соответственно  основным  участком  контроля,  осуществляемым  налоговыми  органами  и  аудиторскими  фирмами.

      Цель  аудита  выпуска  готовой  продукции и ее  реализации  -  контроль  за  правильностью,  полнотой,  своевременностью  бухгалтерского  учета выпуска и движения  готовой продукции,  ее  оценки и исчисления  выручки от  реализации  продукции,  а также управленческих  и коммерческих  расходов  и  дохода  (убытка)  от  продажи.

      Источниками  информации  для проверки  операций,  отражающих  выпуск  готовой продукции и ее  реализацию,  являются:  Положение об  учетной политике  организации,  акты  сдачи готовой продукции  на  склад,  карточки  складского  учета готовой продукции,  прейскурант цен,  договоры на  поставку  продукции,  счета-фактуры,  книга продаж,  накладные   на  передачу  готовой продукции в места хранения,  товарные  накладные,  доверенности  покупателей,  ведомости  учета  остатков  ТМЦ  в  местах  хранения,  ведомости  выпуска  готовой  продукции,  ведомости  отгрузки  и  реализации  готовой  продукции,  журнал-ордер  №11,  количественно-суммовые  карточки,  оборотные  ведомости,  выписки  с  расчетных  счетов  в  банках  с  приложенными  первичными  документами,  кассовые  документы  о  поступлении  выручки,  учетные  регистры  по  счетам,  Главная  книга  и  др.

      В  процессе  аудита  решается  комплекс  взаимосвязанных  задач:

  • анализируется  учетная  политика  предприятия  в  части,  регулирующей  порядок  организации  учета  выпуска  и  продажи  готовой  продукции  согласно  действующему  законодательству  и  отраслевым  особенностям;
  • контролируется  договорная  дисциплина  в  соответствии  с  законодательством;
  • проверяется  правильность  документального  оформления  операций  по  выпуску  и  продаже  продукции;
  • изучается  порядок  учета  и  списания  затрат  на  производство  и  продажу  готовой  продукции;
  • проверяется  правильность  расчетов  и  списания  сумм  отклонений  фактической  себестоимости  от  плановой;
  • оценивается  полнота,  своевременность  и  достоверность  оприходования  готовой  продукции  на  склад,  отпуска  и  продажи  ее  покупателям;
  • анализируется  правильность  и  законность  организаций,  связанных  с  движением  готовой  продукции;
  • контролируется  соблюдение  налогового  законодательства  в  части  налогообложения  операций  по  продаже  готовой  продукции.

   Для  проверки  объема  производства  продукции  и  полноты  ее  оприходования  используется  данные  первичных  документов  и  производственных  отчетов,  регистров  аналитического  и  синтетического  учета.

   Фактическое  движение  готовой  продукции  анализируется  по  данным  производственных  отчетов,  отчетов  о  движении  материальных  ценностей  на  складах,  накладных  на  отпуск  или  передачу  готовой  продукции.

   Проверяя  правильность  учета  отгруженной  продукции,  аудитор  должен  убедиться  в  наличии  договоров  на  поставку  продукции  и  правильности  их оформления,  наличии документов  на  отгрузку  продукции,  правильность  установления  отпускных цен,  полноте регистрации выписанных  счетов-фактур,  соблюдении  сроков  оплаты  покупателями  за  поставленную  продукцию.

   Результаты  проверки  оформляются  в  форме  рабочих  документов  аудита  организации  аналитического  и  синтетического  учета  выпуска  и  реализации  готовой  продукции.

   Как  свидетельствует  аудиторская  практика, типичными  ошибками,  которые выявляются  в ходе  проверки  выпуска  готовой  продукции  и  ее  реализации,  являются  следующие:

  • включение  в  состав  готовой  продукции  части  незавершенного  производства:
  • применение  различных  методов  оценки  продукции  в  квартальных  отчетах;
  • ведение  бухгалтерского  учета  реализации  продукции  «по  оплате»;
  • отражение  в  качестве  выручки  только  фактически  поступивших  сумм;
  • несвоевременное  отражение  в  учете  отгруженной  и  реализованной  продукции;
  • неправильное  исчисление  фактической  себестоимости  реализованной  продукции;
  • неправильное  отражение  в  учете  выпущенной  продукции;
  • отсутствие  налаженного  аналитического  учета  готовой  продукции  по  местам  хранения  и  отдельным  видам  готовой  продукции;
  • отсутствие  инвентаризаций  готовой  продукции  или  проведение  ее  и  оформление  ее  результатов  с  нарушениями;
  • неправильное  отражение  в  учете  морально  устаревшей,  испорченной  при  хранении  продукции;
  • некорректная  корреспонденция  счетов;
  • несоответствие  данных  аналитического  и  синтетического  учета  готовой  продукции.
 

Вопрос: Проверка  расчетов  с  покупателями  и  заказчиками 

      Основная  цель  проверки  -  установить  правильность  ведения учета расчетов  с покупателями  и заказчиками за  реализованную (отгруженную)  продукцию,  выполненные  работы,  оказанные  услуги.

      В  ходе  аудита  расчетов  с  покупателями  и  заказчиками  должны  быть  решены  следующие  задачи:

  1. проверка  правильности  оформления  первичных  документов  по  реализации  продукции,  выполнению  работ,  оказанию  услуг  с целью подтверждения обоснованности  возникновения дебиторской задолженности;
  2. подтверждение  своевременности  погашения  и  правильности  отражения  на  счетах  бухгалтерского  учета  дебиторской  задолженности;
  3. оценка  правильности  оформления  и  отражения  в  учете  предъявленных  претензий.

      Источниками  информации  являются:  положение о бухгалтерском учете;  договоры  поставки  продукции (работ,  услуг);  накладные,  счета-фактуры;  акты  сверки  расчетов;  протоколы о зачете  взаимных  требований;  акты  инвентаризации  расчетов;  векселя;  копии  платежных  документов;  книга  продаж;  учетные  регистры  по  счетам;  Главная  книга;  бухгалтерская  отчетность.

      При  проверке  расчетов  с  покупателями  и  заказчиками  используются  приемы  фактического  и  документального  контроля,  аналитические  процедуры,  логический  анализ,  устные  опросы  должностных  лиц  по  отдельным  вопросам  данного  раздела  аудиторской  программы.

      В  процессе  проверки  выясняется  наличие  и  правильность  оформления  договоров  на  поставку  продукции,  гарантийных  писем  от  покупателей.  По  данным  первичных  расчетно-платежных  документов,  актов  инвентаризации  расчетов  и  учетных  регистров  устанавливается  достоверность,  законность  и  реальность  задолженности  за  реализованную  (отгруженную)  продукцию  (работ,  услуг).

      При  аудите  расчетов  с  использованием  различных  форм  безналичных  расчетов  выясняется  наличие  всех  оправдательных  документов,  а  при  необходимости  проводится встречные сверки  в банке или у покупателя.  Особое  внимание  обращается  на  правильность  отражения в учете и налогообложении операций  с использованием  векселей.

      Путем  отслеживания  и  арифметического  контроля  устанавливается  ценообразования  при  реализации  продукции  (работ,  услуг),  использования  наценок,  взаимозачетов,  векселей.  Осуществляется  проверка  правильности  аналитического  учета  по  счету,  который  должен  обеспечить  возможность  получения  информации  о  реальной  задолженности  покупателей,  в  том  числе  обеспеченной  векселями.  Изучается  также  имеющееся  факты  просроченной  дебиторской  задолженности,  выясняются  причины  неплатежей.

      Следует  также  проанализировать  правильность  оформления  и  отражения  в  учете  полученных  авансов,  отраженных  на  счете  «Авансы  полученные».  Аудитор  путем  изучения  первичных  документов  и  учетных  регистров  выясняет  правильность  ведения  аналитического  учета  авансов,  соответствие  данных  аналитического  и  синтетического  учета,  правильности  уплаты  НДС  с  авансов  полученных.

      В  заключение  выясняется  правильность  применяемых  схем  корреспонденций  счетов  по  расчетам  с  покупателями  и  заказчиками.

      Типичные  ошибки:

  • отсутствие  договоров  на  поставку  продукции,  первичных  расчетно-платежных  документов  или  неполное  их  оформление;
  • неправильное  определение  налогооблагаемой  базы  по  НДС,  налогу  с  продаж  и  т.д.;
  • некорректная  корреспонденция  счетов  бухгалтерского  учета;
  • недостоверность  аналитического  учета;
  • формальное  проведение  инвентаризации  расчетов.
 

Вопрос:  Аудит  учета  расчетов  с  подотчетными  лицами 

      Цель  аудита  -  проверка  соблюдения  действующего  законодательства  и правильности  организации бухгалтерского  учета  в  области  расчетов  с  подотчетными  лицами.

      Задачи  аудита  расчетов  с подотчетными  лицами:

  • подтверждение  первоначальной  оценки  систем  внутреннего  контроля  и  бухгалтерского  учета  расчетов  с  подотчетными  лицами;
  • проверка  организации  аналитического  учета  расчетов  с  подотчетными  лицами;
  • подтверждение  достоверности  оформления  и  отражения  на  счетах  бухгалтерского  учета  расчетов  с  подотчетными  лицами.

    Источники  информации:  Положение об  учетной политике  предприятия;  авансовые  отчеты;  журналы  регистрации  авансовых  отчетов;  приказы  о  направлении  сотрудников  в  командировку;  список  лиц,  которым  разрешено  получение  наличных  денег  из  кассы;  сметы  представительских  расходов;  баланс  предприятия; отчет о движении денег; Главная книга; журнал-ордер №7

    Расчеты  с  подотчетными  лицами  возникают  по  суммам  денежных  средств,  выданных  работникам  предприятия  на  хозяйственные,  командировочные,  представительские  расходы,  на  оплату  поставщикам  за  продукцию  (работ,  услуг)  и  др.  и  учитываются  на  счете  333  «расчеты  с  подотчетными  лицами».

    В  ходе  проверки  аудитор  должен:

  1. подтвердить  целесообразность  расходов,  произведенных  подотчетными  лицами,  правильности  их  оформления  и  отражения  на  счетах  бухгалтерского  учета;
  2. проверить  правильность  организации  аналитического  учета  расчетов  с  подотчетными  лицами.

    Приступая  к  проверке  аудитор  принимает  решение  о  методе  проверки:  сплошной  или  выборочной.  Аудит  расчетов  с  подотчетными  лицами,  как  правило,  проводится  сплошным  способом.  При  сплошной  проверке  авансовых  отчетов  аудитор  устанавливает  суммы,  выдаваемые  отдельным  сотрудникам  в  подотчет,  назначение  и  фактическое  использование  авансов,  наличие  приказов  о  направлении  работников  в  командировку,  правильность  оформления  и  своевременность  представления  авансовых  отчетов,  наличие  по  ним  оправдательных  документов,  сроки  возврата  в  кассу  неиспользованных  сумм,  правильность  составления корреспонденций счетов  по  операциям с подотчетными  лицами.

    При  обнаружении  несоответствия  данных  необходимо  аудитор  определяет  отклонения  и  их  причины.

    Особое  внимание  обращается  аудитором  на  такие  операции,  как  расчеты  с  водителями  за  приобретенные  ими  ГСМ,  запасные  части  и  т.п.  Списание  израсходованных  на  эти  цели  сумм  без  предоставления  оправдательных  документов  на  себестоимость  не  допускается.

    Выявляя  нарушения,  аудитор  регистрирует  их  в  рабочих  документах  и  определяет  сумму  заниженной  для  налогообложения  прибыли.

    Проверяя  организацию  аналитического  учета  расчетов  с  подотчетными  лицами,  аудитор  должен  учитывать,  что  сроки,  на  которые  выдаются  денежные  средства  в  подотчет,  устанавливается  приказом  руководителя  предприятия  и  фиксируются  в  приказе  об  учетной  политике.  Для  контроля  также  отдельным  приказом  определить  состав  должностных  лиц,  которым  разрешено  получать  наличные денежные  средства  на  хозяйственные и представительские расходы.

Информация о работе Информационная база, цели и подходы к проведению аудита финансовой отчетности