Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:18, лекция
1.Информационная база аудита финансовой отчетности
2. Цели аудита элементов финансовой отчетности.
3. Требования, предъявляемые к учетной информации.
Вопрос 1. Проверка выпуска, отгрузки и продажи продукции
при проведении
аудита
Цикл выпуска и продажи готовой продукции является основным разделом деятельности промышленного предприятия. В этом цикле формируются значимые для пользователей бухгалтерской отчетности показатели, такие как выручка от продажи, себестоимость проданной продукции и доход (убыток) от продажи, отражающие эффективность основной деятельности организации. Операции по продаже готовой продукции являются объектом налогообложения и соответственно основным участком контроля, осуществляемым налоговыми органами и аудиторскими фирмами.
Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализации - контроль за правильностью, полнотой, своевременностью бухгалтерского учета выпуска и движения готовой продукции, ее оценки и исчисления выручки от реализации продукции, а также управленческих и коммерческих расходов и дохода (убытка) от продажи.
Источниками информации для проверки операций, отражающих выпуск готовой продукции и ее реализацию, являются: Положение об учетной политике организации, акты сдачи готовой продукции на склад, карточки складского учета готовой продукции, прейскурант цен, договоры на поставку продукции, счета-фактуры, книга продаж, накладные на передачу готовой продукции в места хранения, товарные накладные, доверенности покупателей, ведомости учета остатков ТМЦ в местах хранения, ведомости выпуска готовой продукции, ведомости отгрузки и реализации готовой продукции, журнал-ордер №11, количественно-суммовые карточки, оборотные ведомости, выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами, кассовые документы о поступлении выручки, учетные регистры по счетам, Главная книга и др.
В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:
Для проверки объема производства продукции и полноты ее оприходования используется данные первичных документов и производственных отчетов, регистров аналитического и синтетического учета.
Фактическое движение готовой продукции анализируется по данным производственных отчетов, отчетов о движении материальных ценностей на складах, накладных на отпуск или передачу готовой продукции.
Проверяя правильность учета отгруженной продукции, аудитор должен убедиться в наличии договоров на поставку продукции и правильности их оформления, наличии документов на отгрузку продукции, правильность установления отпускных цен, полноте регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдении сроков оплаты покупателями за поставленную продукцию.
Результаты проверки оформляются в форме рабочих документов аудита организации аналитического и синтетического учета выпуска и реализации готовой продукции.
Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки выпуска готовой продукции и ее реализации, являются следующие:
Вопрос:
Проверка расчетов
с покупателями
и заказчиками
Основная цель проверки - установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:
Источниками информации являются: положение о бухгалтерском учете; договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные, счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счетам; Главная книга; бухгалтерская отчетность.
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками используются приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.
В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным первичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров устанавливается достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работ, услуг).
При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводится встречные сверки в банке или у покупателя. Особое внимание обращается на правильность отражения в учете и налогообложении операций с использованием векселей.
Путем отслеживания и арифметического контроля устанавливается ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок, взаимозачетов, векселей. Осуществляется проверка правильности аналитического учета по счету, который должен обеспечить возможность получения информации о реальной задолженности покупателей, в том числе обеспеченной векселями. Изучается также имеющееся факты просроченной дебиторской задолженности, выясняются причины неплатежей.
Следует также проанализировать правильность оформления и отражения в учете полученных авансов, отраженных на счете «Авансы полученные». Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, правильности уплаты НДС с авансов полученных.
В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденций счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.
Типичные ошибки:
Вопрос:
Аудит учета расчетов
с подотчетными
лицами
Цель аудита - проверка соблюдения действующего законодательства и правильности организации бухгалтерского учета в области расчетов с подотчетными лицами.
Задачи аудита расчетов с подотчетными лицами:
Источники информации: Положение об учетной политике предприятия; авансовые отчеты; журналы регистрации авансовых отчетов; приказы о направлении сотрудников в командировку; список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы; сметы представительских расходов; баланс предприятия; отчет о движении денег; Главная книга; журнал-ордер №7
Расчеты с подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выданных работникам предприятия на хозяйственные, командировочные, представительские расходы, на оплату поставщикам за продукцию (работ, услуг) и др. и учитываются на счете 333 «расчеты с подотчетными лицами».
В ходе проверки аудитор должен:
Приступая к проверке аудитор принимает решение о методе проверки: сплошной или выборочной. Аудит расчетов с подотчетными лицами, как правило, проводится сплошным способом. При сплошной проверке авансовых отчетов аудитор устанавливает суммы, выдаваемые отдельным сотрудникам в подотчет, назначение и фактическое использование авансов, наличие приказов о направлении работников в командировку, правильность оформления и своевременность представления авансовых отчетов, наличие по ним оправдательных документов, сроки возврата в кассу неиспользованных сумм, правильность составления корреспонденций счетов по операциям с подотчетными лицами.
При обнаружении несоответствия данных необходимо аудитор определяет отклонения и их причины.
Особое внимание обращается аудитором на такие операции, как расчеты с водителями за приобретенные ими ГСМ, запасные части и т.п. Списание израсходованных на эти цели сумм без предоставления оправдательных документов на себестоимость не допускается.
Выявляя нарушения, аудитор регистрирует их в рабочих документах и определяет сумму заниженной для налогообложения прибыли.
Проверяя организацию аналитического учета расчетов с подотчетными лицами, аудитор должен учитывать, что сроки, на которые выдаются денежные средства в подотчет, устанавливается приказом руководителя предприятия и фиксируются в приказе об учетной политике. Для контроля также отдельным приказом определить состав должностных лиц, которым разрешено получать наличные денежные средства на хозяйственные и представительские расходы.
Информация о работе Информационная база, цели и подходы к проведению аудита финансовой отчетности