Государственное и общественное регулирование аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы – изучить данную тему, используя экономическую литературу и нормативно-правовые акты.
Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом:
- определение сущности аудита и аудиторской деятельности;
- вскрытие объективных факторов, обусловивших становление аудита в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности…………………………….…5
1.2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01, его значение……………………………………………………………………………...8
1.3 Состояние законодательства об аудите………………………………………14

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности………..16
2.2 Государственное регулирование аудиторской деятельности…………….....25
2.3 Общественное регулирование аудиторской деятельности……………….....29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.2.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

     Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также  оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и к оценке их квалификации.

    Аудитору предоставлена возможность и право самому определять методы

проведения проверки и выражать свое мнение в аудиторском заключении о

достоверности финансовой отчетности экономического субъекта. Но высказывая личное мнение, аудитор свою деятельность должен осуществлять в соответствии с определенными профессиональными правилами, выработанными с помощью обобщения международного и национального опыта. Такими правилами, описывающими основополагающие приемы и принципы, которыми необходимо руководствоваться аудитору при проведении проверки, и являются стандарты аудиторской деятельности.[38]

     В будущем необходимо наряду с подготовкой закона об аудиторской деятельности иметь отдельный закон о контрольно-ревизионной службе, как это уже сделано на Украине. Тогда контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ, ревизионные службы других министерств и ведомств получили бы законодательное обоснование и имели бы правовой статус, отвечающий современным реалиям и аспектам рыночной экономики, где преобладающими являются частные предприятия. Разграничение функций вневедомственного и ведомственного финансового контроля позволит более чётко определить  и сферу аудита, в том числе обязательного.[39]

              Аудиторы и аудиторские фирмы могут в соответствии с законом образовывать аудиторские союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью. Федеральная аудиторская палата, состоящая из аудиторов, аудиторских фирм и аудиторских объединений на правах членства, могла бы взять на себя руководство аудиторской деятельностью в России взамен ныне существующей комиссии. Возможно, цели, основные направления деятельности, права и обязанности федеральной аудиторской палаты в будущем будут предусмотрены в законе об аудиторской деятельности.

      Применение правил (стандартов) аудиторской деятельности обеспечивает

признаваемость российского аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Общественное регулирование аудиторской деятельности

       В соответствии с законодательством аудиторские фирмы и аудиторы могут образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Объединения аудиторских фирм и аудиторов - некоммерческие организации, правовой статус которых регулируется статьями 121-123 ГК РФ. Коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и

защиты своих имущественных интересов могут по договору между собой  создавать объединения в форме ассоциаций и союзов, являющихся некоммерческими организациями. Ассоциации и союзы аудиторских фирм в качестве основной деятельности могут иметь, например, представление и защиту имущественных интересов в арбитражном суде.[40]

     Извлечение прибыли не может быть основной целью деятельности ассоциаций и союзов аудиторских фирм, они не могут распределять полученную прибыль между участниками ассоциаций и союзов. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) аудиторских фирм преобразуется в хозяйственное общество или товарищество, либо она может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в нем. Закон исключает

одновременное участие в ассоциации и союзе аудиторских фирм и некоммерческих организаций. Однако в них могут участвовать аудиторы, работающие индивидуально.[41]

     Ассоциации и союзы аудиторских фирм не могут выполнять какие-либо функции управления организациями и аудиторами, находящимися в их составе. Участники ассоциации (союза) аудиторских фирм сами определяют характер созданного ими объединения и управляют его деятельностью.

Аудиторская фирма одновременно может быть участником нескольких ассоциаций (союзов). Однако при  этом надо помнить, что отчисления на содержание аппарата управления ассоциаций, союзов и иных структур вневедомственного управления (в том числе вступительные и членские взносы) относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.[42]

    Ассоциация (союз) аудиторских фирм становится собственником имущества, переданного ей учредителями, включая взносы, являющиеся основным источником формирования имущества ассоциации (союза)  (п. 3 ст. 48, 213 ГК РФ). Данное имущество может использоваться только для целей достижения уставных задач.

     Ассоциация (союз) аудиторских фирм и аудиторов не отвечает по обязательствам своих членов, но аудиторские фирмы несут дополнительную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных в учредительных документах. Аудиторские фирмы и аудиторы вправе безвозмездно пользоваться услугами ассоциации (союза).[43]

       Учредительными документами ассоциации или союза аудиторских фирм и аудиторов являются учредительный договор, подписанный его участниками, и утвержденный ими устав.

      Выход из ассоциации (союза) аудиторских фирм допускается по окончании финансового года с тем расчетом, чтобы фирма до его окончания выполняла свои имущественные обязанности. В этом случае она несет  субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

      С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник.

     Член ассоциации (союза) аудиторских фирм может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случае и в порядке, установленных

учредительными документами. Исключенный из ассоциации (союза) участник несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

     В декабре 1995 г. была создана Аудиторская палата России, учредителями

которой выступили региональные объединения Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ. Кроме того, в состав учредителей вошли Гильдия финансистов, Гильдия российских адвокатов, Ассоциации правоохранительных органов России. Палата построена по принципу ассоциированного членства - в ее составе не сами аудиторы и аудиторские фирмы, а органы, их представляющие. В состав Палаты избраны ответственные сотрудники  ЦАЛАКа Минфина и Центрального банка, Счетной палаты, Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Правительства Москвы,  Госналогслужбы России и Таможенного комитета.[44]

     Чуть позже десять ведущих российских  аудиторских фирм решили создать Союз профессиональных аудиторских  организаций (СПАО). В Союз вошли крупные операторы аудиторского рынка – «Юникон», «Арни», «Контакт»,  «Мариллион», «Росэкспертиза», «Русаудит»,  «Экуран», и др.

      По некоторым оценкам, эта группировка достаточно мощная и владеет уже более чем 70% аудиторского сегмента финансового рынка, исключая, правда площадку, завоеванную в России большой зарубежной «шестеркой».                                                                                                                                                                                                                                Цели  указанного Союза следующие:

      во-первых, отстаивать интересы аудиторского сообщества перед государством, активно участвовать в законотворчестве и выработке налоговой и финансовой политики;

      во-вторых, вести борьбу за чистоту рынка аудиторских услуг: решение проблем квалификации аудиторов, их ответственности за свое заключение, вопросов взаимоотношений с руководителями организации; в-третьих, заняться выработкой норм и стандартов аудиторской  деятельности.[45]

    Кстати , нельзя забывать о том, что еще в июне 1992 года был утвержден устав первой в России общественной профессиональной добровольной организации аудиторов - Российской коллегии аудиторов, где основными целями и задачами были определены:

- защита и представление законных интересов членов коллегии аудиторов в

государственных и общественных организациях;

- содействие в профессиональной подготовке и оказание всесторонней поддержки

членам организации;

- содействие разработке основных принципов организации аудита на территории РФ, рекомендаций по совершенствованию фирм и методов аудиторской деятельности, формированию и укреплению престижа профессии аудитора.[46]

      Сомневающимся в необходимости существования в России нескольких общественных аудиторских организаций уместно вспомнить полезный опыт Германии, где в течение многих десятилетий вполне уживаются и Аудиторская палата, близкая к правительству и построенная по принципу обязательного членства, и Институт аудиторов - добровольная общественная организация, объединяющая 90% всех операторов аудиторского рынка и выражающая их интересы.

    

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства.

По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.

Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема аудита, решение которой не зависит ни от одного работника этой сферы услуг.

Профессионалы давно испытывают острую потребность в более четком и эффективном регулировании аудита. Однако при решении этой проблемы нужно учитывать специфику нынешней экономической реальности и особенности сложившейся практики аудита в стране.

На эту главную трудность развития аудиторской отрасли в России как снежный ком наворачиваются другие проблемы, сопутствующие этой, либо те, которые призван разрешить Закон «Об аудиторской деятельности»: контроль качества аудиторских услуг, страхование ответственности, обеспечение конфиденциальности информации и т.д.

Такую же роль регулятора процесса и порядка проведения аудита должны в настоящее время играть правила (стандарты) аудиторской деятельности. В настоящее время еще не закончена их разработка. Однако основные вопросы, связанные с ПСАД имеют несколько иной характер. Опять-таки в силу определенного несовершенства правовой базы в России встает проблема законности их соблюдения всеми аудиторами и аудиторскими фирмами.

Однако принятие Закона «Об аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности имеет принципиальное значение не только для решения внутренних проблем отрасли. Оно (принятие) будет способствовать лучшей интеграции российского аудита в систему международных экономических отношений, обеспечит признание отечественного аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.

В целом же истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятий и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе, международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок России развивается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, немалый российский опыт в области управления и контроля, при этом опираясь на положительные примеры Запада.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что аудит в России, как особая отрасль услуг, все-таки состоялся. Самое убедительное свидетельство тому – около 35 тысяч аттестованных аудиторов. Показательно, что аудиторов у нас больше, чем в такой, например, стране, как Германия, а спрос на их услуги все растет. Поэтому от того, насколько грамотно и быстро будут решаться проблемы, связанные с аудиторской деятельностью, будет напрямую зависеть «здоровье» российской экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Алборов А.Р. «Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК» - М.: «Дело и сервис», 2009.

Информация о работе Государственное и общественное регулирование аудиторской деятельности