Государственное и общественное регулирование аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы – изучить данную тему, используя экономическую литературу и нормативно-правовые акты.
Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом:
- определение сущности аудита и аудиторской деятельности;
- вскрытие объективных факторов, обусловивших становление аудита в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности…………………………….…5
1.2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01, его значение……………………………………………………………………………...8
1.3 Состояние законодательства об аудите………………………………………14

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности………..16
2.2 Государственное регулирование аудиторской деятельности…………….....25
2.3 Общественное регулирование аудиторской деятельности……………….....29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.2.doc

— 219.00 Кб (Скачать)


Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ имени П.А. СТОЛЫПИНА»

 

Филиал в г.Ульяновске

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Бухгалтерский учет и аудит»

на тему: «Государственное и общественное регулирование аудиторской деятельности»

 

 

 

                          Выполнил:

                                                              Студент 4 курса,Нз-401 группы,

                                                    заочной формы обучения,

                                                   специальности 080107.65

                                  Кильдяева С.С

                                  Руководитель:

                        Семенов

 

 

Ульяновск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………..3

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности…………………………….…5

1.2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01, его значение……………………………………………………………………………...8

1.3 Состояние законодательства об аудите………………………………………14

 

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

2.1 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности………..16

2.2 Государственное регулирование аудиторской деятельности…………….....25

2.3 Общественное регулирование аудиторской деятельности……………….....29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  

     Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, и среди них одно из ведущих мест принадлежит институту аудиторства, главная цель которого – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.

В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ № 2263 от 22 декабря 1993 г., которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) подтверждает окончательное становление системы российского аудита и открывает перспективы его дальнейшего развития. В соответствии с Законом Правительством РФ и Министерством финансов России принят ряд постановлений и положений по регулированию аудиторской деятельности, способствующему её развитию и становлению.

Тема, выбранная для написания контрольной работы «Государственное и общественное регулирование аудиторской деятельности».

         Цель написания работы – изучить данную тему, используя экономическую литературу и нормативно-правовые акты.

Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом:

- определение сущности аудита и аудиторской деятельности;

- вскрытие объективных факторов, обусловивших становление аудита в России;

- характеристика современного состояния аудиторской отрасли и его нормативное регулирование

           Весь   материал,   изложенный   в   работе,   соответствует   действующей   на   момент   ее   написания   законодательной   и   нормативной   базе.

В заключение необходимо сказать, что актуальность рассматриваемой темы очевидна, т.к. аудиторские проверки просто незаменимы в условиях рыночной экономики и на переходном этапе развития России. Аудитор не только выявляет ошибки в бухгалтерском учете и налогообложении, не только вскрывает недостатки в системе управления и организационной структуре предприятия, но способен дать самую квалифицированную консультацию по этим вопросам. Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не только улучшению всей работы экономического субъекта, защищает интересы его собственников, но и стоит на страже интересов государства, соблюдения законов и нормативных актов. Отсюда выявлению и решению проблем, способных помешать полноценному развитию и становлению аудита в нашей стране, должно уделяться большое внимание. Эту мысль в свое время правильно выразил заместитель председателя Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ Ю.А. Данилевский словами: «Проблемы становления аудита – наше общее дело».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности

Аудит – это внешний независимый финансовый контроль деятельности предприятия, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими в данной организации.

          Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по проведению проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также в оказании иных аудиторских услуг с целью установления достоверности этой отчетности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.[1]

          Определение аудита отражает:

 единую цель проведения аудита - подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;

 единые требования ведения аудита - наличие аттестатов и лицензий;

 единые и обязательные условия - аудит проводится независимыми субъектами.[2]

 

Аудит не заменяет функций органов государственного финансового контроля над работой предприятий, учреждений и организаций.

Аудитор – это подсказчик, советник для экономических субъектов, защищающий, прежде всего, интересы собственника. В то же время аудитор не имеет права скрывать нарушения, установленные при исчислении НДС, налога на прибыль и др., так как, в случае сокрытия этих фактов в аудиторском заключении, он может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности.[3]

Аудитор, ознакомившись с финансовым положением, с состоянием финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое о компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел и подтвердить правомерность или неправомерность совершаемых или совершенных действий клиента. При выявлении нарушений законодательных актов в процессе проверки объекта, аудитор должен своевременно предупредить клиента о его незаконной деятельности и об их возможных неблагоприятных действиях.[4]

Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российская Федерация, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Цель аудита - решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.

       Помимо аудиторских проверок аудиторы и аудиторские фирмы могут оказывать связанные с аудитом услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской ,финансовой отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйства. Также проводить обучение и  оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

      Основным регламентирующим документом аудиторской деятельности в Российской Федерации является закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01, его значение

     Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 №119,определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ.      Он заменил Временные правила аудиторской деятельности в РФ (утв. Указом Президента РФ № 2263 от 22.12.93), т.е. потребность в этом законе возникла давно.[6]

      В РФ организация и методика аудиторской деятельности формировалась на основе опыта, сложившегося в мировой практике. В соответствии с принятой концепцией нормативного регулирования аудита в РФ этот закон находится на 1-ом уровне 8-ми уровневой системы нормативного регулирования аудиторской деятельности.[7]

      Закон состоит из 22 статей. В ст. 1 «Понятие аудиторской деятельности» дается определение аудита, его цели, приводится перечень сопутствующих аудиту услуг. Аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бух. учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуфльных предпринимателей (аудируемых лиц). Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения б/у законодательству РФ.

      В случае противоречий указа Президента или постановления Правительства данному закону, применяется закон.

      В законе даются определения :

аудитора (физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным фед. органом и имеющее аттестат аудитора), аудиторской организации (коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие услуги), аудиторского заключения (официальный документ, предназначенный  для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии со стандартами и содержащий выраженное в установленной форме мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ), заведомо ложного аудиторского заключения,аудиторской тайны,определяются :

- права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц;

- критерии обязательного аудита (при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

      В ст. 9 «Правила (стандарты) аудиторской деятельности» устанавливаются единые требования к порядку осуществления аудита, оформлению и оценке качества аудита. Сейчас существуют 11 стандартов. Федеральные стандарты являются обязательными для всех аудиторов и аудируемых лиц, внутренние стандарты разрабатываются профессиональными аудиторскими объединениями и организациями и не должны противоречить федеральным.

      В ст. 12 о независимости аудиторов определяется, когда и кем аудит не может осуществляться, иначе это будет противоречить определению аудита, как независимой проверке.

      Вопросы, связанные с аттестацией, получением квалификационного аттестата и основанием для его аннулирования изложены в ст. 15-16 з-на. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – проверка квалификации лиц, желающих заниматься ау. деятельностью, проходит в виде экзамена, при успешной сдаче выдается квалификационный аттестат без ограничения срока действия, но каждый год аудитор обязан проходить обучение по программам повышения квалификации.

       Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, при нем действует совет по аудиторской деятельности для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности.

 

 

С 1 января 2009 года действует новая редакция закона"Об аудиторской деятельности",  за исключением частей 1-9 статьи 11, статей 12 и 16. Части 1-8 статьи 11 закона вступают в силу с 1 января 2011 года. Часть 9 статьи 11, статьи 12 и 16 закона вступили в силу с 1 января 2010 года.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30.12.2008 значительно расширяет полномочия саморегулируемых организаций (СРО) в сфере аудита, детально прописываются права и обязанности таких СРО, требования к их деятельности.[8]

С 1 января 2010 года лицензирование аудиторской деятельности было заменено обязательным членством аудиторских компаний в СРО.

В отличие от действующего Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Федеральным законом обеспечивается прекращение признанных потенциально избыточными функций регулирования аудиторской деятельности. Среди таких функций, в частности, разработка проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, занятых аудиторской деятельностью вне финансового рынка, организация и проведение квалификационного экзамена аудиторов, организация обучения аудиторов по программам повышения квалификации и другие.[9]

Информация о работе Государственное и общественное регулирование аудиторской деятельности