Государственное и общественное регулирование аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы – изучить данную тему, используя экономическую литературу и нормативно-правовые акты.
Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом:
- определение сущности аудита и аудиторской деятельности;
- вскрытие объективных факторов, обусловивших становление аудита в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности…………………………….…5
1.2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01, его значение……………………………………………………………………………...8
1.3 Состояние законодательства об аудите………………………………………14

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности………..16
2.2 Государственное регулирование аудиторской деятельности…………….....25
2.3 Общественное регулирование аудиторской деятельности……………….....29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.2.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который дает право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики, то есть снимает дополнительные ограничения.

Разделены понятия аудита и аудиторской деятельности: аудиторская деятельность включает в себя аудит и сопутствующие аудиту услуги.

Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, требования к стажу работы в аудиторской организации, к наличию безупречной деловой репутации, к уставному капиталу, к составу исполнительных органов аудиторских организаций), призванные обеспечить повышение качества аудиторских услуг и независимость аудиторов и аудиторских организаций.

Сохранен порядок осуществления обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций - участников финансового рынка, то есть организаций, имеющих особое общественное значение (привлечение денежных средств населения и других хозяйствующих субъектов). При этом устанавливается исчерпывающий перечень таких организаций - это организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов.[10]

Предусматриваются снижение требования к численности аудиторов в аудиторской организации и допуск индивидуальных аудиторов к проведению обязательного аудита (за некоторыми исключениями). Это как мера поддержки малого бизнеса в аудите.

В области аудиторской деятельности действуют единые для всей отрасли стандарты, которые разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита.

В Федеральном законе впервые дается определение кодекса профессиональной этики аудиторов. [11]

Принципиально изменяется характер полномочий и деятельности Совета по аудиторской деятельности, который, по сути, станет органом общественного надзора за развитием аудиторской деятельности и профессии, что имеет особое значение в связи с публичным характером этого вида деятельности. Определены цель и порядок обеспечения деятельности Совета, его функции, порядок формирования, механизм обеспечения независимости и другое.

Изменяется порядок проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Он будет осуществляться и профессиональным сообществом, и независимо от него (в отношении аудиторских организаций, работающих на финансовом рынке).

Детально урегулированы отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО аудиторов, их деятельностью, осуществлением взаимодействия этих организаций и их членов, потребителей произведенных ими услуг.

Одним из существенных требований к СРО аудиторов является обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.[12]

Функции по государственному регулированию аудиторской деятельности будут осуществляться уполномоченным федеральным органом. К их числу отнесены: выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности (включая утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), ведение государственного реестра СРО аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. [13]

Для повышения качества аудиторских услуг предусматривается введение единого квалификационного аттестата аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.

Квалификационный экзамен, по существу, обеспечит единый подход к установлению профессионального уровня аудиторов. В условиях множественности СРО аудиторов данный механизм гарантирует равные права и возможности для всех лиц, желающих заниматься аудиторским делом.

Проведение квалификационного экзамена возлагается на единую аттестационную комиссию, которая создается совместно всеми СРО аудиторов, ими же утверждаются учредительные документы аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости, прозрачности, самофинансирования.[14]

Устанавливаются конкретные меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов, которые могут быть применены к ним СРО аудиторов и уполномоченным федеральным органом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Состояние законодательства об аудите

 

              В течение последних трёх-четырёх лет в России проводятся аудиторские проверки, интенсивно готовятся кадры аудиторов, но всё это до принятия указа президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» не имело под собой должной правовой основы. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утверждённые этим Указом, подвели юридическую правовую основу под деятельность аудиторов, легализовали их профессиональную подготовку. До этого работа аудиторских фирм осуществлялась лишь на основе стандартов бухгалтерского учёта, отчётности и аудита зарубежных стран.[15]

              Стандарты - правила ведения финансового учёта и составления отчётности с целью отражения эффективности финансовых решений, принятых за отчётный период компанией, которые отражают её положение на рынке. Они являются определённого рода юридически закреплённым соглашением различных субъектов рыночной экономики и разрабатываются, исходя из накопленного опыта, практической необходимости, результатов научных исследований, здравого смысла, традиций и других факторов.[16]

              Что же из себя представляют стандарты бухгалтерского учёта и аудита с правовой точки зрения? Несмотря на то что в западных странах различаются стандарты по бухгалтерскому учёту и по отчётности и аудиту, правовая природа их одинакова. Более того, они неразрывно связаны между собой, так как, аудитор занимаясь проверкой, обязательно должен знать стандарты учёта и отчётности. Для определения сферы правового регулирования бухгалтерского учёта и аудита можно выделить три вида учёта, применяемых сейчас на предприятиях: финансовый, производственный (управленческий) и налоговый. Управленческий учёт обслуживает внутренние потребности предприятий, его результаты, в отличие от финансового, не служат удовлетворению потребностей внешних пользователей. Предлагается  четырёхуровневая система правового регулирования бухгалтерского учёта.[17]

              Первый уровень - закон о бухгалтерском учёте, который непосредственно входит в группу основных элементов, регламентирующих хозяйственное право.

              Второй уровень составляют акты правительства России, других исполнительных органов, которые раскрывают, детализируют требования законов.

              Третий уровень - стандарты по учёту и отчётности, в которых должны быть определены основные принципы ведения бухгалтерского учёта. Задача стандартов состоит в том, чтобы регламентировать организацию и ведение бухгалтерского учёта на отдельных его участках.

              Наконец, документы четвёртого уровня - рекомендации, которые обеспечивают практическую деятельность и носят вспомогательный характер. Основная их цель - реализовать учётный процесс с использованием прогрессивных приёмов и рациональных способов работы.[18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

2.1 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности

 

При административном механизме регулирования аудита основное значение - имеет долго­временный канал, а в нем - система нормативного регулирования аудитор­ской деятельности. Эта система в нашей стране должна иметь (и по суще­ству уже имеет, хотя зачастую не в лучшем виде) восемь уровней: законо­дательный, правительственный, уровень федерального органа государст­венного регулирования аудиторской деятельности, ведомственный, регио­нальный, муниципальный, уровень общественных объединений аудиторов внутрифирменный (см. рис. 1). [19]

Уровни

 

1

Законодательные акты

 

 

2

Постановление Правительства РФ, в т.ч.

утверждение федеральных ПСАД

3

Акты Федерального органа регулирования

4

Акты Минфина России

 

Акты Центрального банка РФ

 

Акты других ведомств, затрагивающие аудит

 

 

5

Акты региональных органов власти

6

Акты муниципальных властей

7

Документация общественным объединений аудиторов

 

Международная документация

 

 

8

Внутрифирменная документация

Рис. 1. Система нормативного регулирования аудита в РФ

 

На первом уровне находятся законы Российской Федерации, принимаемые в установленном порядке Федеральным Собранием. Сюда же можно отнести и указы Президента Российской Федерации, причем ее временем роль этого инструмента нормативного регулирования должна уменьшаться; во всяком случае, в странах с развитой рыночной экономя кой аналога такому инструменту нет, а введенные таким указом уже заменены.[20]

Рассматриваемые законы могут быть целиком посвящены аудиту, могут затрагивать его лишь в какой-то части. Например, Федеральный закон «Об акционерных обществах» включает в себя несколько статей, касающихся аудиторской деятельности в акционерных обществах. Если в таких законах и указах повторяются ранее сформулированные положения, это не страшно. [21]       Опасность заключается в рассогласования) или даже противоречиях между положениями законодательных актов, поскольку частая и автономная их корректировка (по-видимому, неизбежна) в ближайшее время) повышает возможность появления таких рассогласований и противоречий. Но и эта опасность в некоторой мере парируема поскольку обычно иерархия законов и система приоритетов их положений дает конструктивный инструмент для решения вопроса, какая из противоречащих норм должна применяться на практике.

Целиком посвящен аудиту Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» вступивший в силу — за исключением отдельных положений 9 сентября 2001 г. Конечно, в целом более проработанный и подробный, однако ряд его положений должен быть детализирован постановлениях Правительства Российской Федерации (второй уровень) и других документах более низких уровней.

В постановлениях Правительства Российской Федерации должны прорабатываться частные по отношению к законодательным вопросы (смотреть рис.1)- Стрелки на нем означают, что на нижестоящем уровне детализируются акты, принимаемые на более высоких уровнях. В связи с этим за метим, что на 5-8 уровнях акты первых уровней не детализируются, а учитываются на предмет непротиворечивости и что акты на более низких уровнях могут издаваться гораздо более оперативно.[22]

Постановления Правительства Российской Федерации должны охватывать, по нашему мнению, общие вопросы функционирования федерального органа государственного регулирования аудиторской деятель- ности (утверждение и изменение положения о нем и т.д.); вопросы орга- низации аудиторской статистики; изменения круга субъектов обязательного аудита и т.п.

На третьем уровне рассматриваемой системы нормативного регули- рования аудита находится федеральный орган государственного регулиро- вания аудиторской деятельности. Основные функции этого федеральной органа подробно прописаны. Что касается ауди­торской отчетности, то базовые вопросы и увязка ее с общероссийской статистикой должны быть, на наш взгляд, прерогативой Правительства РФ а детализация сбора и обработки соответствующих данных – федеральной.

Информация о работе Государственное и общественное регулирование аудиторской деятельности