Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 06:10, реферат
1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ И ЕЕ СТРУКТУРА.
2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Кафедра
бухгалтерского учёта, анализа и
аудита
Реферат
По: Контролю и ревизии
Тема
: Формы финансового контроля
в РФ и за рубежом
Выполнила: Колесник Е.С., 141-Б
Проверила:
Магдич Г.М.
Владивосток
2010
1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ И ЕЕ СТРУКТУРА
В настоящее время государственный финансовый контроль в России осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов, так или иначе связанных с бюджетной (форой — либо в качестве налогоплательщиков, либо в качестве получателей бюджетных средств. В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (1995) этот орган государственного финансового контроля действуете I996 г. и накопил значимый опыт.
Поскольку государственный финансовый контроль подчинен реализации финансовой политики государства, созданию условий ДЛЯ финансовой стабилизации страны в целом, он распространяется как на государственные организации, так и на негосударственную сферу экономики, поскольку она участвует в формировании походов бюджетов и может использовать бюджетные средства и государственное имущество. Деятельность органов финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными и следующих законодательных актах: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Задачами государственного финансового контроля являются:
Финансовый
контроль со стороны представительной
власти на федеральном уровне осуществляет
Федеральное Собрание РФ. Финансовый контроль
со стороны исполнительной власти проводится
Президентом и Правительством РФ и его
органами.
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ
Государственный финансовый контроль, осуществляемый' Президентом РФ, за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины служит важным элементом государственного управления, проведения единой финансовой политики на территории всей страны. Он осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления в Государственную Думу РФ кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка РФ. Контрольным органом в Администрации Президента РФ является Контрольное управление Президента РФ, действующее на основании положения, утвержденного Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383. Основные функции Контрольного управления:
• контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;
Н необходимых случаях Контрольное управление направляет в органы прокуратуры, органы внутренних дел РФ, органы федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях. Контрольное управление решает стоящие перед ним задачи во взаимодействии с органами государственной власти, помощниками Президента РФ. Результатом контрольных мероприятий, проводимых Контрольным управлением, является подготовка аналитических, справочных и информационных материалов для Президента РФ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
Федеральное Собрание РФ осуществляет финансовый контроль через специальные бюджетные комитеты: I) в Государственной Думе — Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам; 2) в Сонете Федерации — Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Данные органы создают соответствующие подкомитеты и комиссии, которые дают заключения по различным финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по бюджету дает заключение по федеральному бюджету. Другие подкомитеты разрабатывают предложения по налогообложению, банковской и финансовой деятельности. В функции парламента и его комитетов входят проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, рассмотрение и утверждение бюджета, а также контроль за рациональным и целевым расходованием государственных средств. Парламент может осуществлять выборочную проверку через специальные отраслевые комитеты и комиссии, через деятельность отдельных звеньев финансовой системы (министерств, ведомств и государственных комитетов). По депутатскому запросу парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и использовании государственных средств.
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
Правительство РФ осуществляет следующие функции:
1) обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики;
2) разработку и представление в Государственную Думу РФ федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
3) представление в Государственную Думу РФ отчетов об исполнении федерального бюджета;
4) разработку и реализацию налоговом политики;
5) информирование Государственной Думы РФ о ходе исполнения федерального бюджета в установленные сроки;
6) предоставление информации Счетной палате РФ для осуществления ею контрольных функций.
Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ контролирует и регулирует деятельность министерств и ведомств. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов, бюджета и налогов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ
Министерство финансов РФ занимает важное место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273, его основными задачами являются:
Министерство финансов РФ осуществляет контроль над целевым использованием средств федерального бюджета, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Кроме того, оно организует проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. По результатам контроля Министерство финансов РФ вправе требовать устранения выявленных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также в случае непредставления ими соответствующем! отчетности, взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов. Проведению эффективного финансового контроля содействую! методическое руководство Минфином России организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (кроме аудита банков).
Оперативный контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), пришедшая на смену Департаменту государственного финансового контроля и аудита, который был образован на базе Контрольно-ревизионного управления Минфина России согласно Постановлению Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276. В соответствии с постановлением Правительства Москвы «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ» от 6 августа 1998 г. № 888 на базе аппарата главных контролеров-ревизоров в пределах существующей численности создавались территориальные контрольно-ревизионные управления в качестве самостоятельных юридических лиц. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора продолжает выполнять функции, которые раньше выполнял Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов:
Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными финансами в Российской Федерации в 2006—2008 гг., одобренная распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. № 467-р, ориентирует на повышение роли Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в проверке эффективности использования бюджетных средств, особенно выделяемых из федерального бюджета в форме финансовой помощи регионам. Такая помощь является настоятельной необходимостью и продиктована чрезвычайной дифференциацией доходов бюджетов регионов. По итогам 2006— 2007 гг. доля собственных доходов регионов в общем объеме доходов бюджетов в среднем по России была на уровне 65%. При этом максимальное значение составляло 97,1% (Москва), минимальное — 9,35% (Республика Ингушетия).
Ежегодно Министерство финансов РФ утверждает план контрольной и надзорной работы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, составляемый в соответствии с Основными направлениями деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. В плане предусматривается:
По соответствующим разделам плана предусматриваются конкретные проверки с указанием их сроков. В частности, использование бюджетных средств может включать проверку получения и использования финансовой помощи, предоставляемой за счет федерального бюджета бюджетам закрытых административных образований; проверку использования органами власти территориальных образований бюджетных кредитов, получаемых за счет средств федерального бюджета, и т.п. Могут планироваться и осуществляться проверки финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, проверки использования бюджетных средств на мероприятия, связанные с реализацией любой федеральной целевой программы. В плане Федеральной службы на 2005 г., например, значились проверки целевого использования бюджетных средств Главным военно-медицинским управлением, медицинскими службами родов войск, военных округов (флотов), военно-медицинскими учреждениями Министерства обороны РФ, в том числе полученных на военное образование в этой сфере.
Информация о работе Формы финансового контроля в РФ и за рубежом