Формирование учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выработка учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учёта.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования учетной политики организации;
- определить организационно-технические и методические аспекты учетной политики;
- раскрыть нормативно-правовое регулирование учетной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Понятие учетной политики, ее роль и назначение 5
1.2. Основные допущения и требования к учетной политике 9
1.3.Учетная политика для целей налогообложения 13
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 21
2.1.Факторы выбора учетной политики 21
2.2. Состав и структура учетной политики 22
2.3. Раскрытие и изменение учетной политики 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая БФУ.docx

— 52.52 Кб (Скачать)

-  не  считается изменением учетной  политики утверждение способа  ведения бухгалтерского учета  фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу  от фактов, имевших место раннее, или возникли впервые в деятельности  организации.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начало финансового  года), следующего за годом его утверждения. Если иное не следует из причин ее изменения. Например, при проведении реорганизации  в середине года возможно изменение  учетной политики не с начала отчетного  года [6, с. 34-37].

При изменении или дополнении учетной  политики нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить  изменения и дополнения, вносимые уже в действующую учетную  политику предприятия.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие  или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой  применяется измененный способ ведения  бухгалтерского учета [11, с. 24-25].

Отражение последствий изменения  учетной политики заключается в  корректировке включенных в бухгалтерскую  отчетность за отчетный период соответствующих  данных за период предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При  этом никакие учетные записи не производятся.

Информация о существенных изменениях учетной политики раскрывается обособленно  и включает причину изменения  учетной политики; оценку последствий  изменений в денежном выражении, как за отчетный, так и за предыдущие периоды, включенные в отчетность за текущий год; указание на то, что  в отчетных данных произведены необходимые  корректировки.

Раскрытие учетной политики организации  означает придание ее гласности (п. 1 ПБУ 1/2008).

Обязанность по приданию гласности  бухгалтерской учетной политики возложена законодательством не на всех субъектов бухгалтерского учета.

Так, в соответствии с пунктом 3 ПБУ 1/2008 требование законодательства о раскрытии учетной политики распространяется на организации, публикующие  свою бухгалтерскую отчетность полностью  или частично:

-  согласно  законодательству Российской Федерации;

-  согласно  учредительным документам;

-  по  собственной инициативе.

В иных случаях раскрытие учетной  политики организации не является обязательным.

Придание учетной политике организации  гласности означает раскрытие ею принятых при формировании учетной  политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и  принятие решений заинтересованными  пользователями бухгалтерской отчетности.

Нормативные акты, непосредственно  регулирующие вопросы учетной политики организации, не определяют термин «заинтересованные  пользователи бухгалтерской отчетности», поэтому необходимо обратиться к  другим нормативным актам.

Анализ норм законодательства о  бухгалтерском учете позволяет  отнести к заинтересованным пользователям  бухгалтерской отчетности, в частности:

-  учредителей  (участников) организации или собственников ее имущества (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

-  территориальные  органы государственной статистики  по месту регистрации организации  (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском  учете);

-  орган,  уполномоченный управлять государственным  имуществом — для государственных  и муниципальных унитарных предприятий  (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском  учете);

-  вышестоящий  орган — для бюджетных организаций  (п. 3 ст. 15 Закона о бухгалтерском  учете);

-  налоговые  органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса  РФ) и пр.

Существенные способы ведения  бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской  отчетности организации. В случае представления  промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения  со времени составления годовой  бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика (п. 24 ПБУ 1/2008).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учетная политика формируется  на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых  представляется безусловным. Наличие  таких принципов и правил объясняется  самим предназначением бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, который призван формировать  полные и достоверные данные об имущественном  и финансовом положении предприятия, выступать способом общения деловых  людей, быть составляющей общегосударственной  системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов и правил ведения учета.

Принципы и правила - это  не стопроцентная унификация учетного процесса. Эти правила устанавливают  рамки в построении системы учета  на предприятии, которые необходимо соблюдать при выборе учетных  процедур и разработке учетного процесса.

Общие принципы и правила  установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета. При их реализации в учетной  политике конкретного предприятия  целесообразно исходить из допущений  об имущественной обособленности предприятия, непрерывности его деятельности, последовательном применении учетной  политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

При формировании учетной  политики предполагается, что: имущество  и обязательства предприятия  существуют обособленно от имущества  и обязательств собственников этого  предприятия и других предприятий; предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения  и необходимость ликвидации или  существенного сохранения деятельности и следовательно, обязательства  будут погашаться в установленном  порядке; выбранная предприятием учетная  политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому; факторы хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от факторного времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами.

Учетная политика предприятия  должна обеспечивать: полноту отражения  в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности; большую  готовность к бухгалтерскому учету  потерь и пассивов, чем возможных  доходов и активов; отражение  в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и  из экономического содержания фактов и условий хозяйствования; тождество  данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также  показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета; рациональное и экономное  ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.

При формировании учетной  политики предприятия по конкретному  направлению ведения и организации  бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и  нормативными актами, входящими в  систему нормативного регулирования  бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не устанавливает  варианты ведения бухгалтерского учета  по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие - единство учетной политики на предприятии.

Это означает, во-первых, применение избранных способов, всеми структурными подразделениями предприятия, включая  выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном  случае формируемая разными подразделениями  учетная информация будет несопоставимой и несводимой.

Во вторых, в отношении  какого-то одного конкретного вопроса  предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено  системой нормативного регулирования  учета. Кроме того, формирование учетной  политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым  планированием.  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Налоговый  кодекс РФ. Часть 1 от 31.01.98, № 146-ФЗ: принят ГД ФС РФ 16.07.1998, (ред.  от 03.11.2010), // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998.

2. Налоговый  кодекс РФ. Часть 2 от 05.08.2000, №  117-ФЗ: принят ГД ФС РФ 19.04.2000, (ред.  от 03.11.2010), // «Парламентская газета»,  № 151-152, 10.08.2000.

3. Федеральный  закон Российской Федерации «О  бухгалтерском учете» от 21.11.96, №  129-ФЗ: принят ГД ФС РФ 23.02.1996, (ред.  от 28.09.2010), // «Российская газета»,  № 228, 28.11.1996.

4. ПБУ 9/99 - «Доходы организации»: Утверждено  приказом МФ РФ от 06.05.99, № 32н, (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении  положения по бухгалтерскому  учету «Доходы организации» ПБУ  9/99, // «Российская газета», № 116, 22.06.1999 (начало – п. 13 Положения), №  117, 23.06.1999 (п. 13 Положения – конец).

5. ПБУ 10/99 - «Расходы организации»: Утверждено  приказом МФ РФ от 06.05.99, № 33н, (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении  положения по бухгалтерскому  учету «Расходы организации»  ПБУ 10/99, // "Российская газета", N 116, 22.06.1999 (начало - п. 16 Положения), N 117, 23.06.1999 (п. 16 Положения - конец).

6. ПБУ 6/01 - «Учет основных средств»: Утверждено  приказом МФРФ от 30.03.2001, № 26н, (ред. 25.10.2010) «Об утверждении положения  по бухгалтерскому учету «Учет  основных средств» ПБУ 6/01, // "Российская  газета", N 91-92, 16.05.2001.

7. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»: Утверждено приказом МФРФ от 06.10.2008, № 106н, (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008, // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 44, 03.11.2008.

8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Утверждено приказом МФРФ от 13.06.1995, № 49.

9. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 384 с.

 

10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2006. – 717 с.

11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2008. – 720 с.

12. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет на малых предприятиях. – М.: Проспект, 2010. – 640 с.

13. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 592 с.

14. Львова И.Н. Учетная политика организации. – М.: Магистр, 2008. – 271 с.

15. Макальская М.Л., Фельдман И.А. Бухгалтерский учет. – М.: Высшее образование, 2007. – 443 с.

16. Рогуленко Т.М., Харьков В.П. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика; Инфра-М, 2009. – 464 с.

 

 


Информация о работе Формирование учетной политики