Формирование учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выработка учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учёта.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования учетной политики организации;
- определить организационно-технические и методические аспекты учетной политики;
- раскрыть нормативно-правовое регулирование учетной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Понятие учетной политики, ее роль и назначение 5
1.2. Основные допущения и требования к учетной политике 9
1.3.Учетная политика для целей налогообложения 13
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 21
2.1.Факторы выбора учетной политики 21
2.2. Состав и структура учетной политики 22
2.3. Раскрытие и изменение учетной политики 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая БФУ.docx

— 52.52 Кб (Скачать)

При формировании учетной  политики важно определить способы  и методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, виды учетных регистров и  обработки информации и иные соответствующие  способы, методы и приемы.

Отправными точками при формировании учетной политики организации являются допущения и требования, соответствующие общим принципам бухгалтерского учета[16, с.10].

Допущения - базовые принципы, предполагающие определенные условия, создаваемые организацией при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться.

Требования - основные принципы, означающие неуклонное следование установленной  методологии бухгалтерского учета.

В учетной практике возможно несколько допущений, а именно:

- имущественной обособленности предприятия, означающей, что предприятие должно вести учет собственного имущества отдельно от таких же объектов, находящихся у хозяйствующего субъекта во временном пользовании;

- непрерывности деятельности, предполагающей, что учет, появившись однажды, как осознанная деятельность человека будет существовать вечно. Бухгалтерский учет в определенной экономической среде ведется непрерывно, пока продолжается деятельность предприятия, т.е. до реорганизации или ликвидации;

- последовательности применения учетной политики, выражающейся в использовании одних и тех же методов, способов и приемов бухгалтерского учета из одного года в другой (своеобразная консервативность);

- временной определенности факторов хозяйственной деятельности, проявляющейся в том, что доходы и расходы предприятия должны относиться к отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств; они целиком обусловлены порядком перехода права собственности.

Важнейшими требованиями являются:

- полнота в учетной практике - учет всех документально оформленных хозяйственных фактов, т.е. их обязательная регистрация без каких-либо пропусков;

-  осмотрительность - предприятие должно быть больше готово к получению расходов (убытков) и обязательств, чем возможных доходов (прибылей) и активов;

- приоритет содержания над формой - независимо от возможного юридического противоречия хозяйственного факта национальному законодательству в случае его совершения предприятие не должно сомневаться в необходимости фиксирования экономического содержания этого факта в учете;

- непротиворечивость - предприятие должно использовать приемы и способы учета, формирующие тождественность данных аналитического и синтетического учета;

-    рациональность - предприятие должно осуществлять учет рационально и экономично в соответствии со своими видом деятельности и затратами, прогнозируемыми в соответствии с учетной политикой [38, с.23-26].

При формировании учетной  политики выбирается один из известных  способов ведения бухгалтерского учета  по конкретному участку. Выбранный  способ применяется с начала года, перед которым было выпущено соответствующее  распоряжение. Хотя предпочтение отдается последовательному применению принятой учетной политики, в некоторых  случаях хозяйствующий субъект  вынужден по не зависящим от него обстоятельствам  нарушить допущения последовательности и внести изменения в учетную  политику. Такими обстоятельствами являются: реорганизация предприятия; смена  собственников; изменения, вносимые в  законодательство; разработка и внедрение  принципиально новых систем бухгалтерского учета.

Любая организация может  формировать свою методику учета  в соответствии с нормативными актами или отличную от нормативных предписаний. Однако в последнем случае организация  обязана раскрыть все использованные методические приемы, расходящиеся с  общеустановленной методологией. В  первом случае, как уже отмечалось ранее, нормативные акты могут предполагать многовариантные решения для  отражения фактов хозяйственной  жизни. Далее рассматриваются только те ситуации, когда организация имеет  право устанавливать для целей  своей учетной политики один из предписанных нормативными документами методов  учета и отражения в отчетности объектов и операций. Для формирования представления об учетной политике как важнейшей составной части  отчетности - документе, служащем внутренним руководством для каждой организации по ведению учета и составлению отчетности и необходимом внешним пользователям для понимания учетных правил, использованных для получения отчетной информации, ниже приведены сведенные воедино основные методические моменты, по которым организации имеют право выбора и которые, следовательно, должны быть освещены в учетной политике.

1.3.Учетная политика для целей налогообложения

 

Учетная политика организации создается  как для целей бухгалтерского, так и налогового учета. Учетная  политика для целей налогообложения  получила официальное закрепление  со вступлением в силу гл. 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ).  С введением главы 25 НК РФ организуемый учет по исчислению налога на прибыль получил статус налогового, который нужен для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, и его могут вести отдельные подразделения или бухгалтер, которому это поручат. Учетная политика для целей налогового учета регулируется Налоговым кодексом РФ.

В настоящее время организации  должны оформлять как минимум  два вида внутренних нормативных  документов: учетную политику для  целей бухгалтерского учета и  учетную политику для целей налогообложения. Все аспекты учетной политики организации для целей бухгалтерского учета регламентируются Положением по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации" ПБУ 1/2008, утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н. Впервые понятие "учетная  политика для целей налогообложения" получило нормативное закрепление со вступлением в силу главы 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". Так, согласно п.1 ст. 167 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения определяется дата возникновения обязанности по уплате НДС (дата реализации): по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов или по мере поступления денежных средств. В том случае, если организация не указала в учетной политике для целей налогообложения, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) она будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то применяется способ определения даты реализации по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.

Глава 25 НК РФ "Налог на прибыль", которая вступает в действие с 1 января 2002 года, в ряде статей также закрепляет необходимость формирования учетной  политики для целей налогообложения (ст. 254, 261, 267, 307, 313, 314 и др.). Рассмотрим вопросы, требующие обязательного  отражения в учетной политики для целей налогообложения.

 В учетной политике необходимо  указать – какой метод оценки  сырья и материалов, используемых  при производстве (изготовлении) товаров  (выполнении работ, оказании услуг)  будет применяться при их списании  в производство, а также какой  метод списания себестоимости  покупных товаров и ценных  бумаг следует применять при  их реализации и ином выбытии.  В п. 6. ст. 254 предусмотрены следующие  методы оценки сырья и материалов: по себестоимости единицы запасов;  по средней себестоимости; по  себестоимости первых по времени  приобретений (ФИФО); по себестоимости  последних по времени приобретений (ЛИФО).

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при  реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на стоимость приобретения данных товаров, определяемую одним из следующих  методов оценки покупных товаров: по себестоимости первых по времени  приобретений (ФИФО); по себестоимости  последних по времени приобретений (ЛИФО); по средней себестоимости (в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО).

При реализации или ином выбытии  ценных бумаг налогоплательщик выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг на основании п.9 ст. 280 НК РФ по себестоимости первых по времени  приобретений (ФИФО) или по себестоимости  последних по времени приобретений (ЛИФО).

 Порядок ведения налогового  учета обязательно должен быть  установлен в учетной политике  для целей налогообложения, т.к.  в соответствии со ст. 313 НК  РФ организации должны самостоятельно  разрабатывать систему налогового  учета. Кроме того, согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового  учета и порядок отражения  в них аналитических данных  налогового учета и данных  первичных учетных документов  должны быть установлены приложениями  к учетной политике организации  для целей налогообложения. 

В учетной политике для целей  налогообложения необходимо установить метод начисления амортизации имущества (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком полезного использования  свыше 20 лет), который будет применяться  в налоговом учете. В соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ в целях налогообложения  следует применять линейный или  нелинейный метод амортизации имущества. При этом метод амортизации может  устанавливаться отдельно для каждого  объекта амортизируемого имущества  или для каждой амортизационной  группы. Выбранный организацией метод  амортизации объекта имущества  не может быть изменен в течении  всего периода начисления амортизации  по этому объекту. Статья 259 НК РФ допускается  начисление амортизации по нормам амортизации  ниже установленных, но только по решению  руководителя организации, которое  обязательно должно быть закреплено в учетной политике для целей  налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и течении всего этого периода. Отражение в учетной политике для целей налогообложения указанных элементов обязательно для всех налогоплательщиков. Однако есть вопросы, затрагивающие интересы только отдельных категорий налогоплательщиков, которые, тем не менее, требуют обязательного отражения в учетной политике этих организаций [5, с. 78].

  Организации, имеющие основные  средства, которые используются  для работы в условиях агрессивной  среды или повышенной сменности,  должны в учетной политике  отразить величину специального  коэффициента, на который умножается  основная норма амортизации. Согласно  п. 7. ст. 259 НК РФ норму амортизации  по основным средствам можно  увеличить не более чем в  два раза.

В соответствии п. 8 ст. 259 НК РФ, если объект основных средств организации является предметом лизинга по договору, заключенному до 1 января 2002 года, то организация  вправе начислять амортизацию по имуществу с применением методов  и норм, существовавших на момент передачи (получения) этого объекта, а также  с применением специального коэффициента не выше трех. Выбранный порядок  организация должна отразить в учетной  политике для целей налогообложения.

В соответствии с п.2. ст. 261 НК РФ если организация осуществляет расходы  на освоение природных ресурсов, относящиеся  к нескольким участкам недр, указанные  расходы учитываются раздельно  по каждому участку недр в доле, определяемой организацией в соответствии с принятой им учетной политикой  для целей налогообложения.

  Статьей 267 НК РФ установлено,  что организация самостоятельно  принимает решение о создании  резерва по гарантийному ремонту  и гарантийному обслуживанию  и в учетной политике для  целей налогообложения определяет  предельный размер отчислений  в этот резерв. При этом резерв  создается в отношении тех  товаров (работ), по которым в  соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

 Главой 25 НК РФ "Налог на  прибыль" установлены вопросы,  требующие обязательного отражения  в учетной политике иностранных  организаций, осуществляющих деятельность  на территории Российской Федерации.  Если у иностранной организации  есть несколько отделений на  территории РФ, деятельность через  которые приводит к образованию  постоянного представительства,  то согласно п. 4 ст. 307 НК РФ  налоговая база и сумма налога  на прибыль рассчитываются отдельно  по каждому отделению. Если  деятельность через отделения  осуществляется в рамках единого  технологического процесса или  в других аналогичных случаях  по согласованию с МНС России, прибыль, относящуюся к деятельности  через отделения на территории  РФ, можно рассчитывать в целом  по группе отделений, если все  включенные в группу отделения  применяют единую учетную политику  в целях налогообложения. При  этом иностранная организация  определяет в учетной политике  для целей налогообложения, какое  из отделений будет вести налоговый  учет, а также представлять налоговые  декларации по месту нахождения  каждого отделения. 

Кроме вышеперечисленных элементов  учетной политики, которые являются обязательными для отражения, можно  выделить ряд вопросов которые рекомендуется  отразить в учетной политике для  целей налогообложения [14, с. 56].

Информация о работе Формирование учетной политики