Формирование учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выработка учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учёта.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования учетной политики организации;
- определить организационно-технические и методические аспекты учетной политики;
- раскрыть нормативно-правовое регулирование учетной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Понятие учетной политики, ее роль и назначение 5
1.2. Основные допущения и требования к учетной политике 9
1.3.Учетная политика для целей налогообложения 13
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 21
2.1.Факторы выбора учетной политики 21
2.2. Состав и структура учетной политики 22
2.3. Раскрытие и изменение учетной политики 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая БФУ.docx

— 52.52 Кб (Скачать)

 В учетной политике рекомендуется  отразить, какой метод учета доходов  и расходов будет применять  организация - метод начисления  или кассовый метод. Согласно  п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют  право (но не обязаны) применять  кассовый метод учета доходов  и расходов, если в среднем  за предыдущие четыре квартала  сумма выручки от реализации  товаров (работ, услуг) организации  без учета НДС и налога с  продаж не превысила одного  миллиона рублей за каждый  квартал. Этот элемент учетной  политики для целей налогообложения  важен для организаций, имеющих право и желающих перейти на кассовый метод, так как если в учетной политике не будет указан применяемый метод учета доходов и расходов, то по умолчанию будет принят метод начисления.

Если организация какие-либо затраты  с равными основаниями может  отнести к нескольким группам  расходов (расходам, связанным с  производством и реализацией  и внереализационным расходам), то в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ организация  может самостоятельно определить, к  какой именно группе будут отнесены эти расходы. Этот рекомендуется  отразить в учетной политике для  целей налогообложения.

В соответствии с порядком, изложенном в п. 2 ст. 286 НК РФ организации имеют  право перейти на исчисление ежемесячных  авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим  итогом с начала года до окончания  соответствующего месяца. Сумма авансовых  платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных  сумм авансовых платежей. Организация  вправе перейти на уплату ежемесячных  авансовых платежей исходя из фактической  прибыли, уведомив об этом налоговый  орган не позднее 31 декабря предыдущего  года. При этом система уплаты авансовых  платежей не может изменяться в течение  всего года. Если организация будет  переходить на такой порядок исчисления и уплаты налога, то это рекомендуется  отразить в учетной политике для  целей налогообложения [8, с. 76].

В соответствии со ст. 266 НК РФ организации  имеют право на формирование резерва  по сомнительным долгам. При этом, под  сомнительным долгом признается любая  задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность  не погашена в сроки, установленные  договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п.1 ст. 266 НК РФ). С 1 января 2002 года организации  смогут создавать резерв по сомнительным долгам не только по расчетам за продукцию, товары, работы, услуги, а по любой задолженности, кроме процентов по заемным средствам. Создание организацией резерва по сомнительным долгам рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с пп.8 п.1 ст. 265 НК РФ суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам могут включаться в налоговом учете в состав внереализационных расходов только организациями, применяющими метод начисления.

Организации - профессиональные участники  рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность и ведущие  налоговый учет по методу начисления, вправе формировать резервы под  обесценение ценных бумаг, уменьшающие  налоговую базу по налогу на прибыль, в соответствии со ст. 300 НК РФ. Создание резерва также рекомендуется  оговорить в учетной политике организации.

Градообразующие организации, имеющие  на балансе объекты жилищного  фонда, учреждения здравоохранения, народного  образования, культуры и спорта, детские  дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, дома и общежития для приезжих, дома престарелых или инвалидов  согласно пп. 32 п.1 ст. 264 НК РФ вправе принять  для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание этих объектов. Указанные расходы  для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств  и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения организации. Если соответствующие  нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения  расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных  объектов, находящихся на данной территории, подведомственных указанным органам. Такой порядок рекомендуется  отразить в учетной политике организации  для целей налогообложения.

Изменения в бухгалтерскую учетную  политику вносятся только с начала следующего года, однако для налоговой  учетной политики таких требований не установлено [16, с.35].

Необходимо отметить, что в Налоговом  кодексе РФ не предусмотрена обязанность  организации представлять в территориальные  налоговые органы, утвержденную приказом организации учетную политику для  целей налогообложения. Однако представляется целесообразным рекомендовать организациям направить копию учетной политики в налоговый орган по месту  нахождения, хотя единственным элементом  учетной политики, о котором необходимо сообщить в налоговый орган, является переход на уплату ежемесячных авансовых  платежей исходя из фактической прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС  ФОРМИРОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ  УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1.Факторы выбора  учетной политики

 

Учетная политика предприятия формируется  на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для  использования которых требует  системного подхода с целью максимальной оптимизации. На выбор учетной политики могут влиять следующие факторы:

- форма собственности и организационно-правовой статус предприятия (государственное, частное, акционерное общество, товарищество и т.д.); отраслевую принадлежность и вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д.); организационную структуру управления и наличия структурных подразделений; размеры (масштабы деятельности, объема продаж, численность персонала и др.);

- текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);

- особенности деятельности - производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой);

- кадровое обеспечение - уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задачи и проблем, способность их разрешать);

- хозяйственная ситуация - развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата и т.д.

2.2. Состав и  структура учетной политики

 

Структуру и элементы учетной политики организация выбирает самостоятельно. Обязательным условием при составлении  учетной политики является необходимость  составлять учетную политику для  целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения .

Оформить эти политики можно  как двумя отдельными Приказами, так и одним общим. Но в любом  случае при формировании данных документов необходимо по возможности сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Это значительно упростит работу бухгалтерии.

Учетная политика организации для целей  бухгалтерского учета обычно состоит  из двух разделов:

- организационно - технический;

- методологический.

Организационно - технический раздел.

Данный  раздел учетной политики может включать в себя решение следующих вопросов:

1) Организация  бухгалтерского учета. Предприятие  самостоятельно определяет организационные  формы построения бухгалтерии.  К приказу об учетной политике  в качестве приложения приводятся: Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников  бухгалтерии, форма договора (контракта)  с организацией или бухгалтером  - специалистом, ведущим бухгалтерский  учет, иные аналогичные документы.

2) План  счетов бухгалтерского учета.  На основе утвержденного Министерством  Финансов Российской Федерации  Плана счетов бухгалтерского  учета разрабатывается собственный  рабочий план, в котором предусматриваются счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета. Субсчета. предусмотренные планом счетов, могут исключаться, добавляться, объединяться, а также возможно изменение наименования и назначения того или иного субсчета. При этом следует иметь в виду, что дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в утвержденном Плане счетов, могут вводится только по согласованию с Министерством Финансов Российской Федерации, основанием для введения таких счетов может служить появление новых видов имущества, обязательств и т.д.

3) Формы  первичных учетных документов. Согласно  Федеральному закону « О бухгалтерском  учете», первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся  в альбомах унифицированных форм  первичной учетной документации. Приказом по учетной политике  должны быть утверждены формы  первичных учетных документов, применяемых  для оформления хозяйственных  операций, по которым не предусмотрены  типовые (унифицированные) формы.

4) График  документооборота. Документооборот  в организации регламентируется  графиком, составляемым в виде  схемы или перечня работ, выполняемых  каждым структурным подразделением, а также всеми исполнителями  с указанием их взаимосвязи  и сроков выполнения работ,  и должности лиц, имеющих право  и подписи первичных учетных  документов.

5) Формы  бухгалтерского чета и технология  обработки учетной информации. Предприятие  самостоятельно выбирает форму  бухгалтерского учета, определяя  перечень и построение учетных  регистров, последовательность и  технику записей в них, их  взаимосвязь. В основе выбора  лежат такие критерии, как объемы  обрабатываемой информации, наличие  средств автоматизации учета.

6) Инвентаризация  имущества и обязательств. Организацией  утверждаются количество инвентаризаций  в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества  и обязательств. Например, инвентаризация  товаров в торговой организации может проводится ежемесячно, а инвентаризация основных средств - один раз в три года. Организации следует решить, в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов учета, числящихся на забалансовых счетах.

7) Внутренняя  отчетность. Предприятие решает, как  построить внутренний учет, какая  внутренняя отчетность необходима  для управления. Необходимо определить  состав и формы внутренней  отчетности, периодичность её составления  и представления, лиц, ответственных  за её составление, а также  потенциальных пользователей этой  отчетности.

8) Другие  решения, необходимые для организации  бухгалтерского учета. Это могут  быть:

- разработанная  организацией номенклатура дел,  формируемых в бухгалтерской  службе, с указанием сроков их  хранения;

- сроки  и порядок выдачи наличных  денежных средств под отчет  сотрудникам, оформления отчетов  по их использованию (п. 11 Порядка  ведения кассовых операций в  Российской Федерации, утвержденного  письмом Центрального банка РФ  от 4 октября 1993г. № 18);

- порядок  использования ККМ или бланков  строгой отчетности в случаи  ведения денежных расчетов с населением за наличный расчет;

- выписки  из положений, регламентирующих  формы и системы оплаты труда  в организации, работу с персоналом (в части, имеющей отношение  к начислению заработной платы,  компенсаций работникам и иным  вопросам ведения бухгалтерского  учета) и т.д.

Методологический  раздел.

Методический  аспект учетной политики предполагает выбор альтернативных вариантов  элементов учетной политики с  учетом требований нормативных документов и решение следующих задач:

- способы  контроля отклонений фактического  расхода материалов от норм;

- порядок  списания общехозяйственных и  коммерческих расходов;

- способы  распределения косвенных расходов;

- оценка  незавершённого производства.

2.3. Раскрытие  и изменение учетной политики

 

Изменение учетной политики организации может  производиться в случаях:

-  изменения  законодательства РФ или нормативных  актов по бухгалтерскому учету;

-  разработки  организацией новых способов  бухгалтерского учета. Применение  нового способа ведения бухгалтерского  учета предполагает более достоверное  предоставление фактов хозяйственной  деятельности в учете и отчетности  организации или меньшую трудоемкость  учетного процесса без снижения  степени достоверности информации;

-  существенного  изменения условий деятельности. Существенное изменение условий  деятельности организации может  быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением  видов деятельности, реструктуризацией  производства, значительным расширением  или уменьшением объемов деятельности  и т.д.;

Информация о работе Формирование учетной политики