Финансовая отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать аспекты подготовки и представления финансовой отчетности предприятия.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи курсовой работы:
рассмотреть значение, принципы и концепции финансовой отчетности;
- изучить законодательное и нормативно-правовое регулирование составления финансовой отчетности по МСФО и в соответствии с казахстанским законодательством;
рассмотреть объем, элементы и формы финансовой отчетности;
исследовать подготовительные процедуры при составлении финансовой отчетности;
определить порядок представления финансовой отчетности.

Содержание

Введение 3
1. Учетный цикл
Значение, принципы и концепции финансовой отчетности
5
5
Сущность современного бухгалтерского учета
14
Предмет и метод бухгалтерского учета
16
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Казахстане
17
Объем, элементы и формы финансовой отчетности
20
Подготовительные процедуры составления отчетности
Учетный цикл как основа организации процесса бухгалтерского учета
24
26
Открытие и порядок ведения операций на текущих счетах
35
2.1. Содержание и строение бухгалтерских счетов
37
Вопросы измерения хозяйственных операций
40
Проблемы адаптации казахстанской системы учета и бухгалтерского образования к передовой международной практике
45
Заключение 50
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ольга сельбаева.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

     - документ с образцами оттиска  и печати;

     - копию статистической карточки (только  в отношении юридического лица);

     - копия Свидетельства о государственной  регистрации (перерегистрации) в  Министерстве юстиции.

     Что касается граждан Республики Казахстан, желающих в частном порядке открыть  банковский счет, для них предусмотрен достаточно простой перечень документов:

     - документ с образцом печати;

     - Свидетельство налогоплательщика  о присвоении РНН;

     - удостоверение личности.

     На  следующем этапе налоговые органы незамедлительно, не позднее следующего рабочего дня после получения  банковского извещения об открытии счета, факсом или почтой направляют в банк-отправитель информационное письмо о получении извещения. До получения банками от налоговых органов информационного письма банки ограничены в проведении каких-либо операций по банковским счетам, что прямо оговорено в п. 2 ст. 526 Налогового кодекса РК.

     Таким образом, до тех пор, пока не будет  произведена вышеизложенная процедура, ни один банковский счет не будет открыт. Здесь необходимо отметить, что указанный механизм выступает дополнительным препятствием уклонению от постановки на налоговый учет наряду с действующими нормами законодательства по ответственности налогоплательщика за нарушение сроков и уклонения от постановки на налоговый учет (глава 93 Налогового кодекса РК). Также необходимо знать, что в случае изменения номера банковского счета налогоплательщика банки должны не позднее следующего дня направить соответствующую информацию налоговым органам по месту учета налогоплательщика - владельца счета. 

     2.1. Содержание и строение бухгалтерских  счетов 

    Вследствие  большого количества хозяйственных  операций, совершаемых на предприятиях (хозяйствующих субъектах) за отчетный период, ведение записей хозяйственных операций непосредственно на бухгалтерском балансе является нецелесообразным и технически затруднительным. К тому же для руководства хозяйственной деятельностью недостаточно иметь сведения только о состоянии хозяйственных ресурсов и источников их формирования. Необходима еще информация обо всех процессах, совершаемых в кругообороте хозяйственных ресурсов, результатах этих процессов, по которым оценивается деятельность субъекта и его отдельных частей. 
С этой целью в бухгалтерском учете пользуются отдельными приемами, посредством которых отражаются хозяйственные операции. 
Элементами метода бухгалтерского учета являются счета. Система счетов бухгалтерского учета отражает движение ресурсов, их источников и хозяйственных процессов по качественно однородным признакам. 
Официальный перечень системы счетов, содержащий их названия и номера (цифры), называется Генеральным планом счетов бухгалтерского учета. Он предназначен для предприятий всех отраслей экономики (кроме банков и бюджетных организаций). В то же время многие счета бухгалтерского учета, в силу особенностей финансово-хозяйственной деятельности субъектов могут и не использоваться. Это вызывает необходимость разработки и применения в учете рабочего плана счетов с системой субсчетов, раскрывающих содержание отдельных счетов первого раздела, (которые устанавливаются самими хозяйствующими субъектами и закрепляются в учетной политике) 
Регистрация изменений, происходящих с каждым видом финансовых ресурсов (активов), осуществляется путем занесения на соответствующий счет величины их прироста (увеличения) или уменьшения. 
Система счетов бухгалтерского учета отражает движение ресурсов (активов), их источников и хозяйственных процессов по качественно однородным признакам. При этом для различных групп ресурсов и их источников, а также для различных стадий хозяйственного процесса имеются отдельные счета. Это дает возможность отражать движение ресурсов, их источников и хозяйственные процессы по однородным признакам. 
Таким образом, ведение счетов бухгалтерского учета является способом экономической группировки отдельных хозяйственных операций, текущего контроля за движением хозяйственных ресурсов (активов) и изменением источников их формирования, а также установления в учете взаимосвязи всех хозяйственных процессов. 
Поэтому бухгалтерские счета следует рассматривать как способ текущей и непрерывной группировки состояния и движения хозяйственных ресурсов в отношении, как их состава, так и источников. Группировка вызывается необходимостью осуществления управления за правильным использованием ресурсов, а также ответственностью субъектов за свои обязательства. 
Для правильной организации текущего учета необходимо сочетать отражение хозяйственных процессов и изменений в составе ресурсов хозяйства и дать взаимосвязанную характеристику хода процесса деятельности субъекта. Это достигается путем использования систем счетов, открываемых для каждой статьи баланса, но взаимосвязанных в силу принадлежности их к балансу и, следовательно, включаемых в балансовые обобщения. Этим самым закрепляется данная в балансе, группировка объектов учета. В действительности имеются такие статьи баланса, которым соответствуют группы счетов, и вместе с тем имеются счета, которым соответствуют несколько балансовых статей. Таким образом, в балансовой связи получает отражение весь процесс хозяйственно-финансовой деятельности субъекта, как в целом, так и в отдельных его частях. 
Сущность системы счетов бухгалтерского учета заключается в том, что она позволяет отражать движение каждого отдельного вида хозяйственных ресурсов или их источников, а также отдельного вида хозяйственных процессов, получать непрерывную информацию об изменениях в составе и размещении каждого вида ресурсов и обеспечивать составление бухгалтерского баланса. Такое наблюдение является одним из основных требований бухгалтерского учета и достигается оно при помощи системы счетов. 
На каждом бухгалтерском счете отражается движение отдельного вида хозяйственных ресурсов или источника их формирования, а также отдельного вида хозяйственных процессов. Название счета присваивается в зависимости от учитываемого объекта. Например для учета движения наличных денег в кассе субъекта открывается счет «Наличность в кассе»; движения товаров – счет «Товары приобретенные», изменения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков – счет «Счета к получению», и так далее. 
Графически счет строится в форме двухсторонней таблицы на карточках, свободных листах, страницах книги. 
Таблица (счет) делится на две части. Левая сторона (условно) счета называется «Дебет», а правая – «Кредит» 
Двусторонность счета вызывается необходимостью раздельной группировки и учета увеличений и уменьшений, того или иного вида хозяйственных ресурсов или источников. Одна сторона счета служит для записей увеличений, а другая уменьшений, причем увеличение, а равно и уменьшение в зависимости от учитываемого объекта может записываться в дебет или кредит счета. Поэтому нельзя «дебет» отождествлять с приходом (поступление), а «кредит» с расходом (выбытия). Кроме названия сторон счета, эти термины другого назначения не имеют и являются только условными, техническими обозначениями. 
Форма таблицы счета в зависимости от особенностей учитываемого объекта может быть различной. Простейшая форма таблицы счета, отражающая наиболее точные реквизиты, будет следующей:

    __________________________________________________ 
(наименование счета) 
Дебет                                                                                                                                 Кредит

     
Дата
    № записей     Содержание 
операций
    Сумма 
(тенге)
    Дата     № записей     Содержание 
операций
    Сумма 
(тенге)
                                               

       

 

    3. Вопросы  измерения хозяйственных операций 

    Объектом  измерения в бухгалтерском учете  выступают хозяйственные операции, являющиеся фактами хозяйственной деятельности и оказывающие влияние на финансовое положение организации.

    В действующих нормативных документах понятия «хозяйственная операция»  и «факт хозяйственной деятельности»  рассматриваются как синонимы.

    Согласно  определению, приведенному в бухгалтерском словаре, «хозяйственные операции (от лат. operatio - действие) – это отдельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств».

    Факт  хозяйственной деятельности (жизни) определяется как важнейшая категория  бухгалтерского учета, выступающая  элементом хозяйственного процесса. Он означает состояние, действие или  событие, приводящее к констатации  имеющихся в наличии средств и источников организации или к изменению в их составе.

    Следовательно, факт хозяйственной деятельности составляет предмет бухгалтерского дела. Исходя из приведенных определений следует  выделить понятия: состояние, действие, событие.

    Состояние – это наличие объектов учета на определенную дату и в определенном месте. Под действием понимается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате целесообразной деятельности лиц и контрагентов, занятых в хозяйственном процессе. Событием признается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате каких-либо случайных явлений (например, стихийных бедствий, негативных поступков материально-ответственных лиц, судебных исков).

    Совокупность  фактов хозяйственной деятельности (ФХД) представляет собой объекты, характеризующие процессы деятельности и результаты деятельности. Группировка фактов хозяйственной деятельности предполагает их фиксацию, отражение информации в первичных документах и регистрацию в текущем учете.

    В международной и российской практике ведения бухгалтерского учета существует классификация фактов хозяйственной деятельности. Основой классификации является экономическое и юридическое содержание отражаемого на счетах факта хозяйственной деятельности. Обзор экономической литературы и собственные исследования автора позволили классификацию фактов хозяйственной деятельности (таб.1.1).  

Таблица 1.1.

Классификация фактов хозяйственной деятельности

Признак классификации Классификационная группа
По  отношению к контрагенту Двусторонние

Односторонние

По  отношению к хозяйствующему субъекту (организации) Внутренние

Внешние

По  уровню обобщенности Индивидуальные

Группировочные

По  времени совершения Моментальные

Длительные

Абсолютные

По  записи отражения на счетах Простые

Сложные

Сборные

Обратные

Сторнированные

Смешанные

По  форме изображения Линейные

Структурные

Графические

Матричные

По  степени влияния на финансовое положение Фактически  проведенные и признанные в отчетном периоде

Условные

По  законности и правомерности отражения Правомерные

Неправомерные

По  принадлежности к отчетному периоду Текущего отчетного  периода отложенные ФХД (доходы и  расходы)
По  отношению к валюте баланса Изменения в активе баланса (1-й тип)

Изменения в пассиве баланса (2-й тип)

Изменения в активе и пассиве баланса  одновременно в сторону увеличения (3-й тип)

Изменения в активе и пассиве баланса  одновременно в сторону уменьшения (4-й тип)

 

     Классификация ФХД по отношению к контрагенту  выделяет односторонние и двусторонние (многосторонние) операции. Двухсторонние  ФХД осуществляются под наблюдением контрагента между независимыми партнерами. Чаще всего в практической деятельности это установление договорных обязательств и их исполнение с применением различных форм расчетов. Односторонние ФХД возникают в деятельности организации в результате чрезвычайных обстоятельств и случайных явлений. В этих случаях организацией должны быть учтены убытки от стихийных бедствий, определены суммы материального ущерба в результате пожара, наводнения, засухи и величина страхового возмещения.

     Классификация ФХД на внешние и внутренние по отношению к организации обусловлена  внешней и внутренней средой. Внешние  ФХД отражают информационные связи, установленные организацией с другими  контрагентами для осуществления  текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. К этой группе можно отнести ФХД, отражающие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с бюджетом по налогам и сборам. Внутренние ФХД характеризуют деловую активность, протекающую во внутренней среде организации. Это расчет амортизационных отчислений, начислений заработной платы персоналу, отпуск материальных ресурсов на производственные и управленческие нужды, формирование себестоимости продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

     При выделении классификационного признака по уровню обобщенности следует выделять индивидуальные и обобщенные (группировочные) ФХД. Индивидуальные операции могут быть описаны показателем, характеризующим только один объект бухгалтерского учета. Например, начисление амортизации по единице какого-либо оборудования, находящегося в цехах основного производства. Группировка индивидуальных ФХД по экономическому признаку позволяет представить информацию в обобщенном виде. Например, расчеты амортизации в резерве структурных подразделений хозяйствующего субъекта позволяют определить общую сумму начисленной амортизации в целом по предприятию и отразить ее на счете 02 (ежемесячно).

     Длительность  совершения ФХД по времени оказывает  влияние на порядок отражения  их по учетным периодам. Данный классификационной признак является основанием выделения разовых, длительных и абсолютных ФХД. Так, разовые (моментальные) ФХД осуществляются в течение одного учетного периода (месяц) или производственного цикла. В составе таких ФХД можно выделить выдачу заработной платы рабочим и служащим из кассы организации в определенные дни месяца; оприходование на склад материальных ресурсов при наличии всех подтверждающих документов; отнесение ежемесячных сумм начисленной амортизации по объектам основных средств и нематериальных актив на счет производственных затрат и т.д.

     Факт  хозяйственной деятельности, осуществляемый в течение нескольких учетных  периодов, классифицируют как длительные. К ним можно отнести операции по лизингу, текущей аренде, инвестиционной и финансовой деятельности, финансовым вложениям и др. По мнению некоторых ученных, абсолютные ФХД наступают вследствие истечения сроков исковой давности и списания дебиторской или кредиторской задолженности.

     Классификация ФХД по степени влияния на финансовое положение и принадлежности к отчетному периоду дополняют друг друга. Перечень доходов и расходов, признаваемых в бухгалтерском учете при наличии соответствующих условий, определен ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

     Также существуют такие операции, которые  отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в особом порядке и называются условными.

     Условный  факт хозяйственной деятельности представляет собой хозяйственную ситуацию, сложившеюся  на отчетную дату, последствия которой  могут возникнуть или не возникнуть только в будущем, то есть возникновение последствий зависит от того, произойдет или нет в будущем одно или несколько каких-либо событий (ПБУ 8/01).

     Решением  о признании того или иного  факта хозяйственной деятельности условным принимается бухгалтером  организации в зависимости от степени уверенности в наступлении последствий, а также оценки вероятности их осуществления.

     Разграничение фактов хозяйственной деятельности по временным периодам (в части  доходов и расходов) осуществляется в соответствии с принципом начисления и формирования расходов по направлениям производимых выплат:

     текущие расходы;

     расходы капитального характера;

     расходы будущих периодов;

     отложенные  расходы.

     Признание текущих расходов для целей бухгалтерского учета осуществляется в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты (предварительной или последующей). Для признания расходов в целях налогообложения прибыли принимаются во внимание момент осуществления расходов, их состав и величина.

     Расходы, связанные с инвестиционной деятельностью, учитываются отдельно от текущих. К расходам капитального характера относят расходы (долгосрочные инвестиции), осуществляемые в форме капитального строительства, расширения, реконструкции технического перевооружения действующих организаций, приобретения основных средств, земельных участков, объектов природопользования, создания нематериальных активов, формирования основного стада.

Информация о работе Финансовая отчетность