Финансовая отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать аспекты подготовки и представления финансовой отчетности предприятия.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи курсовой работы:
рассмотреть значение, принципы и концепции финансовой отчетности;
- изучить законодательное и нормативно-правовое регулирование составления финансовой отчетности по МСФО и в соответствии с казахстанским законодательством;
рассмотреть объем, элементы и формы финансовой отчетности;
исследовать подготовительные процедуры при составлении финансовой отчетности;
определить порядок представления финансовой отчетности.

Содержание

Введение 3
1. Учетный цикл
Значение, принципы и концепции финансовой отчетности
5
5
Сущность современного бухгалтерского учета
14
Предмет и метод бухгалтерского учета
16
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Казахстане
17
Объем, элементы и формы финансовой отчетности
20
Подготовительные процедуры составления отчетности
Учетный цикл как основа организации процесса бухгалтерского учета
24
26
Открытие и порядок ведения операций на текущих счетах
35
2.1. Содержание и строение бухгалтерских счетов
37
Вопросы измерения хозяйственных операций
40
Проблемы адаптации казахстанской системы учета и бухгалтерского образования к передовой международной практике
45
Заключение 50
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ольга сельбаева.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

    В настоящее время важными становятся и вопросы экологии, поскольку  традиционный Финансовая отчётность не всегда отражает стоимость социально-экологических последствий, безработицу, загрязнение окружающей среды и т.п. Затраты на их ликвидацию общество возмещает через систему налогов. Действующее в республике законодательство, регулирующее учетную систему, не в должной мере указывает на социально-экологическое предназначение учета. Возникает потребность решить и эту проблему, опираясь на различные существующие теоретические и практические представления.

    Обобщая проблемы законодательного регулирования  учета приведем характеристику нижеследующих  основополагающих социальных направлений  его нынешнего развития:

    - экономическое, представляющее собой  комплекс мероприятий, проводимых  с помощью методических рекомендаций, разъяснений по ведению учета  в целях получения информации  экономического характера;

    - правовое - законодательно осуществляемое  государством в интересах общества путем установления правовых норм возможного поведения субъектов;

    - морально-этическое - охватывающее  все сферы общественной жизни,  включая и учетную систему,  содержится в сознании людей,  в общественном мнении, находит  отражение в средствах массовой информации.

    В основе изложенных видов регулирования  учета лежит принцип целесообразности, а не обязательности, как это было традиционно при административных методах управления. Взаимодействие экономического и правового регулирования  проявляется в первую очередь в том, что субъекты, выбирая экономически целесообразную линию поведения, вынуждены считаться с предписаниями правовых норм. Их нарушение может привести к применению юридической ответственности и экономическим потерям. При этом правовое регулирование осуществимо лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость правоотношений средствами юридического процесса, возможность их охраны органами государственного надзора и принуждения.

    Следовательно, законотворчество Казахстана, имеющее  отношение к бухгалтерскому делу, несмотря на приближение к международным правилам, не в должной мере затрагивает вышеизложенные проблемы. Помимо этого, недостаточно рассматриваются вопросы общей структуры экономики республики, а изменяются лишь определенные аспекты деятельности субъектов. Не решенными до конца остаются правила построения учета и его организации в различных субъектах хозяйствования. Заметно отставание в принятии законов об общественных объединениях, регулирующих учет и аудит, а также недостатки в решении вопросов о договорах, сделках, контрактах и обязательствах, не говоря уже о том, что не полностью разработана система наказаний за невыполнение требований законодательства. До настоящего времени присутствуют недостатки в переводе отдельных терминов учета с иностранных языков и их необоснованная повторяемость в стандартах, которые во многом продолжают оставаться сложными для восприятия бухгалтера. Существуют и другие причины, которые сдерживают развитие учета. Они подробно освещены в дальнейшем. Эти обстоятельства требуют значительных корректировок регулирования учетной системы Казахстана в современных условиях.

     1.5. Объем, элементы и формы финансовой отчетности

 

    В Казахстане годовая финансовая отчетность, представляемая в уполномоченный орган  всеми организациями, за исключением государственных учреждений, включает в себя следующие формы:

    1. Бухгалтерский баланс;

    2. Отчет о доходах и расходах;

    3. Отчет о движении денег;

    4. Отчет об изменении в собственном  капитале;

    5. Информацию об учетной политике и пояснительную записку.

    Содержание  и форматы бухгалтерского баланса, отчета о доходах и расходах и  отчета о движении денег и отчета об изменении капитала регламентируются соответствующими стандартами бухгалтерского учета и применяются из одного отчетного периода к другому, на принципе непрерывности.

    Бухгалтерский баланс является основной формой годового финансового отчета предприятия. Он отражает финансовое положение предприятия  на начало и конец отчетного года. Баланс составляегся на основании остатков по счетам, отраженных в Главной книге или машинограмме (" Главная книга").

    Баланс  делится на "актив", т.е. " имущество, имущественные и личные неимущественные  блага и права предприятия, имеющие  стоимостную оценку" и пассив т.е. капитал, резервы и обязательства. Актив и пассив сбалансированы.

    Кроме того, в балансе приводится справка  о наличии ценностей учитываемых  на забалансовых счетах. Баланс отражает три элемента финансовой отчетности: активы; капитал и обязательства, остальные два элемента - доходы и расходы - находят отражение в отчете о доходах и расходах.

    Этот  отчет является основной формой, раскрывающей обобщенно счета доходов и  расходов. Все данные, необходимые  для составления отчета, получены непосредственно из регистров и  счетов бухгалтерского учета.

    Форма №3 "Отчет о движении денег". Он показывает основные каналы поступления  и выбытия денежных средств за отчетный период в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

    Формой  финансовой отчетности является и «Отчет об изменениях в собственном капитале». Отчет об изменениях в собственном капитале раскрывает информацию о произошедших в отчетном периоде структурных и количественных изменениях собственного капитала. Он содержит: итоговый доход (убыток) за период, доходы, расходы, зачтенные непосредственно по счету капитала, результаты изменений в учетной политике, результаты исправлений фундаментальных ошибок. А также капитальные операции с собственниками или распределения между собственниками, сверка сальдо накопленного дохода (убытка), сверка балансовой стоимости каждого класса капитала, эмиссионного дохода и каждого фонда на начало и конец года.

    Финансовая  отчетность также содержит пояснительную  записку, дополнительные таблицы и  другую информацию. Содержание пояснительной  записки зависит от особенностей организации и специфики ее деятельности. Однако большинство требований к составлению остаются общими. Данные, содержащиеся в пояснительной записке, одинаково необходимы как внешним пользователям информации, так и руководству самого предприятия. Предоставление пояснительной записки к финансовым отчетам помогает пользователям в понимании и сопоставлении данных финансовых отчетов.

    Элементы  финансовой отчетности.

    Финансовые  отчеты отражают результаты сделок и  других событий, группируя их в классы в соответствии с их экономическим содержанием (элементы финансовых отчетов).

     Активы - имущество, имущественные и личные неимущественные блага и права  субъекта, имеющие стоимостную оценку. В активе воплощена будущая экономическая  выгода. Он является результатом прошлых сделок или других событий; последние, ожидаемые в будущем, не приводят сами по себе к появлению активов. Активы используются для производства продукции, работ и услуг, а также для управления производством и других целей. Будущие экономические выгоды, воплощенные в активе, могут быть реализованы в производстве и капитальном строительстве, проданы или обменены на другие активы, использованы для погашения обязательств предприятия, разделены между его собственниками.

     Активы  могут иметь физическую форму (здания, сооружения, машины и др.) и не иметь ее (лицензии, "ноу-хау", гудвилл и др.); активами является также дебиторская задолженность.

     Хозяйствующий субъект может иметь права  собственности на актив и не иметь  их (арендованное имущество, товары, принятые на консигнацию или переработку и др.), однако он обеспечивает сохранность не принадлежащих ему активов и контролирует выгоды, которые могут быть получены от их использования.

     Существует  прямая связь между расходами  и созданием новых активов, которые не всегда могут совпадать во времени (например, незавершенное строительство, затраты на закладку многолетних насаждений и формирование основного стада). Затраты, в таких случаях лишь свидетельствуют о том, что произошел поиск будущих выгод (доход от эксплуатации введенных в эксплуатацию объектов, использования многолетних насаждений и выращенных животных), но это не является подтверждением того, что актив, соответствующий своему окончательному назначению, был получен.

     Обязательства - это результат прошлых сделок, осуществление которых ведет к появлению обязанности должника совершить в пользу кредитора определенное действие: оплатить задолженность, осуществить работы или услуги, передать имущество и др., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства. Необходимо разграничивать настоящие и будущие обязательства. Решение субъекта приобрести активы в будущем не может привести к появлению обязательств. Обязательство возникает только тогда, когда актив получен или субъект вступает в договорные отношения о приобретении актива. Обязательство погашают путем его оплаты, передачи других активов, выполнения работ или услуг, замещения данного обязательства другим, обмена на ценные бумаги. Обязательство считается погашенным в случае отказа кредитора от своих прав, когда последний лишается этих прав (истечение сроков исковой давности, но решению суда и др.).

Собственный капитал - это активы субъекта за минусом  его обязательств. Собственный капитал  в бухгалтерском учете разделяется на подклассы: уставный капитал, дополнительно оплаченный капитал, резервный капитал, нераспределенный доход. Такое деление необходимо для пользователей финансовой отчетности, при анализе хозяйственной деятельности. Более высокий удельный вес собственного капитала в структуре пассива баланса говорит об устойчивом финансовом положении субъекта.

     Финансовые  результаты - результат финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за отчетный год (разница между доходами и  расходами). Элементами измерения финансовых результатов являются доходы и расходы.

     Доходы - это увеличение активов либо уменьшение обязательств в отчетном периоде; расходы - это уменьшение активов либо увеличение обязательств в отчетном периоде (вклады владельцев в уставный капитал не являются доходом субъекта, а распределение собственного капитала владельцами субъекта - расходом).

    Хозяйствующий субъект в финансовой отчетности может представить доходы и расходы  по видам деятельности (производствам). Например, доходы и расходы по промышленному производству, посреднической деятельности, сельскому хозяйству и т.д., а также произвести разделение доходов и расходов по обычной деятельности и чрезвычайным ситуациям.

    В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» за №329-II от 24.06.2002 года (с изменениями и дополнениями от 11.06.2004г. за № 562-II), доходы – это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме увеличения активов или их стоимости либо уменьшения обязательств, приводящее к увеличению собственного капитала, не связанного со вкладами собственников [1,с.8].

    Доход от основной деятельности субъект получает от реализации продукции, работ и  услуг, а также от реализации товарно-материальных ценностей, аренды, инвестиционной деятельности и др.; от неосновной деятельности - включает следующие статьи: доход от реализации нематериальных активов, основных средств, ценных бумаг, доход по акциям и в виде процентов, от курсовой разницы и др.

    Расходы - затраты, связанные с производством продукции, работ и услуг, управлением производством, убытки от основной и неосновной деятельности и от чрезвычайных ситуаций. Расходы обычно принимают форму оттока или использования активов (денежных средств, материальных запасов, основных средств и др.). Убытки - уменьшение экономической выгоды; по своей природе они не отличаются от других расходов и не являются отдельным элементом.

     1.6. Подготовительные процедуры составления отчетности

     финансовая  отчетность законодательство

    При составлении отчетности следует придерживаться таких правил:

    - все хозяйственные операции, проведенные  в отчетный период, а также  результаты инвентаризации, нужно  отражать полностью;

    - данные аналитического учета  необходимо привести в соответствие  с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца;

    - показатели бухгалтерских отчетов  и балансов должны быть тождественны  данным синтетического и аналитического  учетов;

    - данные вступительного баланса  должны совпадать с данными  утвержденного заключительного баланса. Если на отчетный период были изменения, то причины этого следует объяснить;

    - если в отчетности текущего  или прошлого года были обнаружены  искажения, то производятся изменения  в отчетности соответствующего  отчетного периода;

    - осуществлять надлежащее оформление  оправдательных документов или  приравненных к ним технических  носителей информации.

    Составлению отчетности предшествует значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному графику. Эти обстоятельства придают особое значение отчетности, в основе которой лежит бухгалтерская информация. Вот почему функциональная роль современного бухгалтера состоит не только в фиксировании хозяйственных операций, но и в планировании, контроле и разработке, а также подготовке экономических решений по улучшению деятельности своего предприятия. Данный подход к роли бухгалтерского учета в республике находит самое широкое распространение в деятельности субъектов малого предпринимательства, где отсутствуют экономические структуры, существующие до сих пор на государственных предприятиях и в учреждениях [2, с.313].

Информация о работе Финансовая отчетность