Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать аспекты подготовки и представления финансовой отчетности предприятия.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи курсовой работы:
рассмотреть значение, принципы и концепции финансовой отчетности;
- изучить законодательное и нормативно-правовое регулирование составления финансовой отчетности по МСФО и в соответствии с казахстанским законодательством;
рассмотреть объем, элементы и формы финансовой отчетности;
исследовать подготовительные процедуры при составлении финансовой отчетности;
определить порядок представления финансовой отчетности.
Введение 3
1. Учетный цикл
Значение, принципы и концепции финансовой отчетности
5
5
Сущность современного бухгалтерского учета
14
Предмет и метод бухгалтерского учета
16
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Казахстане
17
Объем, элементы и формы финансовой отчетности
20
Подготовительные процедуры составления отчетности
Учетный цикл как основа организации процесса бухгалтерского учета
24
26
Открытие и порядок ведения операций на текущих счетах
35
2.1. Содержание и строение бухгалтерских счетов
37
Вопросы измерения хозяйственных операций
40
Проблемы адаптации казахстанской системы учета и бухгалтерского образования к передовой международной практике
45
Заключение 50
Список использованной литературы
В
настоящее время важными
Обобщая проблемы законодательного регулирования учета приведем характеристику нижеследующих основополагающих социальных направлений его нынешнего развития:
-
экономическое, представляющее
- правовое - законодательно осуществляемое государством в интересах общества путем установления правовых норм возможного поведения субъектов;
- морально-этическое - охватывающее все сферы общественной жизни, включая и учетную систему, содержится в сознании людей, в общественном мнении, находит отражение в средствах массовой информации.
В
основе изложенных видов регулирования
учета лежит принцип
Следовательно, законотворчество Казахстана, имеющее отношение к бухгалтерскому делу, несмотря на приближение к международным правилам, не в должной мере затрагивает вышеизложенные проблемы. Помимо этого, недостаточно рассматриваются вопросы общей структуры экономики республики, а изменяются лишь определенные аспекты деятельности субъектов. Не решенными до конца остаются правила построения учета и его организации в различных субъектах хозяйствования. Заметно отставание в принятии законов об общественных объединениях, регулирующих учет и аудит, а также недостатки в решении вопросов о договорах, сделках, контрактах и обязательствах, не говоря уже о том, что не полностью разработана система наказаний за невыполнение требований законодательства. До настоящего времени присутствуют недостатки в переводе отдельных терминов учета с иностранных языков и их необоснованная повторяемость в стандартах, которые во многом продолжают оставаться сложными для восприятия бухгалтера. Существуют и другие причины, которые сдерживают развитие учета. Они подробно освещены в дальнейшем. Эти обстоятельства требуют значительных корректировок регулирования учетной системы Казахстана в современных условиях.
В Казахстане годовая финансовая отчетность, представляемая в уполномоченный орган всеми организациями, за исключением государственных учреждений, включает в себя следующие формы:
1. Бухгалтерский баланс;
2. Отчет о доходах и расходах;
3. Отчет о движении денег;
4.
Отчет об изменении в
5. Информацию об учетной политике и пояснительную записку.
Содержание и форматы бухгалтерского баланса, отчета о доходах и расходах и отчета о движении денег и отчета об изменении капитала регламентируются соответствующими стандартами бухгалтерского учета и применяются из одного отчетного периода к другому, на принципе непрерывности.
Бухгалтерский баланс является основной формой годового финансового отчета предприятия. Он отражает финансовое положение предприятия на начало и конец отчетного года. Баланс составляегся на основании остатков по счетам, отраженных в Главной книге или машинограмме (" Главная книга").
Баланс делится на "актив", т.е. " имущество, имущественные и личные неимущественные блага и права предприятия, имеющие стоимостную оценку" и пассив т.е. капитал, резервы и обязательства. Актив и пассив сбалансированы.
Кроме
того, в балансе приводится справка
о наличии ценностей
Этот отчет является основной формой, раскрывающей обобщенно счета доходов и расходов. Все данные, необходимые для составления отчета, получены непосредственно из регистров и счетов бухгалтерского учета.
Форма №3 "Отчет о движении денег". Он показывает основные каналы поступления и выбытия денежных средств за отчетный период в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Формой финансовой отчетности является и «Отчет об изменениях в собственном капитале». Отчет об изменениях в собственном капитале раскрывает информацию о произошедших в отчетном периоде структурных и количественных изменениях собственного капитала. Он содержит: итоговый доход (убыток) за период, доходы, расходы, зачтенные непосредственно по счету капитала, результаты изменений в учетной политике, результаты исправлений фундаментальных ошибок. А также капитальные операции с собственниками или распределения между собственниками, сверка сальдо накопленного дохода (убытка), сверка балансовой стоимости каждого класса капитала, эмиссионного дохода и каждого фонда на начало и конец года.
Финансовая отчетность также содержит пояснительную записку, дополнительные таблицы и другую информацию. Содержание пояснительной записки зависит от особенностей организации и специфики ее деятельности. Однако большинство требований к составлению остаются общими. Данные, содержащиеся в пояснительной записке, одинаково необходимы как внешним пользователям информации, так и руководству самого предприятия. Предоставление пояснительной записки к финансовым отчетам помогает пользователям в понимании и сопоставлении данных финансовых отчетов.
Элементы финансовой отчетности.
Финансовые отчеты отражают результаты сделок и других событий, группируя их в классы в соответствии с их экономическим содержанием (элементы финансовых отчетов).
Активы
- имущество, имущественные и личные
неимущественные блага и права
субъекта, имеющие стоимостную оценку.
В активе воплощена будущая
Активы могут иметь физическую форму (здания, сооружения, машины и др.) и не иметь ее (лицензии, "ноу-хау", гудвилл и др.); активами является также дебиторская задолженность.
Хозяйствующий субъект может иметь права собственности на актив и не иметь их (арендованное имущество, товары, принятые на консигнацию или переработку и др.), однако он обеспечивает сохранность не принадлежащих ему активов и контролирует выгоды, которые могут быть получены от их использования.
Существует прямая связь между расходами и созданием новых активов, которые не всегда могут совпадать во времени (например, незавершенное строительство, затраты на закладку многолетних насаждений и формирование основного стада). Затраты, в таких случаях лишь свидетельствуют о том, что произошел поиск будущих выгод (доход от эксплуатации введенных в эксплуатацию объектов, использования многолетних насаждений и выращенных животных), но это не является подтверждением того, что актив, соответствующий своему окончательному назначению, был получен.
Обязательства - это результат прошлых сделок, осуществление которых ведет к появлению обязанности должника совершить в пользу кредитора определенное действие: оплатить задолженность, осуществить работы или услуги, передать имущество и др., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства. Необходимо разграничивать настоящие и будущие обязательства. Решение субъекта приобрести активы в будущем не может привести к появлению обязательств. Обязательство возникает только тогда, когда актив получен или субъект вступает в договорные отношения о приобретении актива. Обязательство погашают путем его оплаты, передачи других активов, выполнения работ или услуг, замещения данного обязательства другим, обмена на ценные бумаги. Обязательство считается погашенным в случае отказа кредитора от своих прав, когда последний лишается этих прав (истечение сроков исковой давности, но решению суда и др.).
Собственный капитал - это активы субъекта за минусом его обязательств. Собственный капитал в бухгалтерском учете разделяется на подклассы: уставный капитал, дополнительно оплаченный капитал, резервный капитал, нераспределенный доход. Такое деление необходимо для пользователей финансовой отчетности, при анализе хозяйственной деятельности. Более высокий удельный вес собственного капитала в структуре пассива баланса говорит об устойчивом финансовом положении субъекта.
Финансовые
результаты - результат финансово-
Доходы - это увеличение активов либо уменьшение обязательств в отчетном периоде; расходы - это уменьшение активов либо увеличение обязательств в отчетном периоде (вклады владельцев в уставный капитал не являются доходом субъекта, а распределение собственного капитала владельцами субъекта - расходом).
Хозяйствующий субъект в финансовой отчетности может представить доходы и расходы по видам деятельности (производствам). Например, доходы и расходы по промышленному производству, посреднической деятельности, сельскому хозяйству и т.д., а также произвести разделение доходов и расходов по обычной деятельности и чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» за №329-II от 24.06.2002 года (с изменениями и дополнениями от 11.06.2004г. за № 562-II), доходы – это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме увеличения активов или их стоимости либо уменьшения обязательств, приводящее к увеличению собственного капитала, не связанного со вкладами собственников [1,с.8].
Доход от основной деятельности субъект получает от реализации продукции, работ и услуг, а также от реализации товарно-материальных ценностей, аренды, инвестиционной деятельности и др.; от неосновной деятельности - включает следующие статьи: доход от реализации нематериальных активов, основных средств, ценных бумаг, доход по акциям и в виде процентов, от курсовой разницы и др.
Расходы - затраты, связанные с производством продукции, работ и услуг, управлением производством, убытки от основной и неосновной деятельности и от чрезвычайных ситуаций. Расходы обычно принимают форму оттока или использования активов (денежных средств, материальных запасов, основных средств и др.). Убытки - уменьшение экономической выгоды; по своей природе они не отличаются от других расходов и не являются отдельным элементом.
финансовая отчетность законодательство
При составлении отчетности следует придерживаться таких правил:
- все хозяйственные операции, проведенные в отчетный период, а также результаты инвентаризации, нужно отражать полностью;
-
данные аналитического учета
необходимо привести в
-
показатели бухгалтерских
- данные вступительного баланса должны совпадать с данными утвержденного заключительного баланса. Если на отчетный период были изменения, то причины этого следует объяснить;
-
если в отчетности текущего
или прошлого года были
-
осуществлять надлежащее
Составлению отчетности предшествует значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному графику. Эти обстоятельства придают особое значение отчетности, в основе которой лежит бухгалтерская информация. Вот почему функциональная роль современного бухгалтера состоит не только в фиксировании хозяйственных операций, но и в планировании, контроле и разработке, а также подготовке экономических решений по улучшению деятельности своего предприятия. Данный подход к роли бухгалтерского учета в республике находит самое широкое распространение в деятельности субъектов малого предпринимательства, где отсутствуют экономические структуры, существующие до сих пор на государственных предприятиях и в учреждениях [2, с.313].