Деньги кредит банки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:58, доклад

Описание работы

Кредит - предоставление ценностей и благ в долг, как правило, под проценты.
Кредит - это предоставление денег, товаров, вещей, финансовых активов, услуг или иных материальных и нематериальных (интеллектуальных) ценностей в долг, как правило, с уплатой процентов. Ценой кредита и являются проценты по нему.
Исторически кредит появился еще в древние времена с появлением бартера. Товар отдавался на время в долг с тем, чтобы через определенное время получить взамен другой нужный товар.

Работа содержит 1 файл

дкб.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Выходом из этого  тупика стало обращение предпринимателя  в крупный международный банк, имеющий свои отделения в Малайзии, ФРГ и Бразилии. Этот банк может гарантировать выполнение обязательств обеими сторонами. Или, другими словами, принять на себя кредитный риск малайской фирмы, наличие которого в ином случае могло бы сорвать сделку. Процесс начинается немецким предпринимателем, который идет в банк и обращается за аккредитивом. Если банк предоставляет ему аккредитив, то банк, тем самым, гарантирует оплату товара немецким предпринимателем. Банк при этом проверяет кредитоспособность немецкого предпринимателя. Если банк пришел к выводу, что кредит предназначен для ведения прибыльного и законного дела и что немецкий предприниматель кредитоспособен, банк может удовлетворить просьбу, выдать аккредитив и известить об этом малайского производителя. В аккредитиве будут определены тип продукции, ее качество и цена, средства доставки и условия платежа.

В большинстве  случаев в сделку вовлекается  более одного банка. Банк страны импортера, который получает и подтверждает заявку на аккредитив, известен как банк-эмитент. Если банк-эмитент не имеет отделений в стране экспортера, он извещает либо банк-корреспондент в той стране, либо банк экспортера, известный как банк-акцептор. Банк-акцептор действует в интересах банка-эмитента, но не дает никаких гарантий платежа, пока последний  не подтвердит установленным образом свой аккредитив, внеся соответствующую плату.

Международные аккредитивы могут быть также  отзывными или безотзывными. Безотзывной  аккредитив гарантирует осуществление  экспортером платежа даже при  отказе импортера от данной сделки. Отзывной аккредитив позволяет импортеру аннулировать заказ до поставки перевозочных документов в банк-эмитент.

Аккредитивная форма кредитования достаточно широко используется в России. Коммерческий многофилиальный банк может взять  на себя риски по сделке, аналогичной рассмотренной выше, и выдать кредит своему клиенту в форме аккредитива.

Аккредитив может  выдать и небольшой банк, используя  свои корреспондентские связи с  другими банками.  

10.6. Лизинг   

Лизинг - это  форма кредитования предпринимателей в связи с эксплуатацией технологического оборудования и иного имущества, при которой арендодатель обязуется приобрести в свою собственность заказанное арендатором имущество и предоставить арендатору во временное пользование за плату.

Лизинговые компании обычно создаются банками или работают с ними совместно.

Лизинг представляет собой договор аренды, предусматривающий  предоставление лизингодателем (арендодателем) принадлежащих ему оборудования, машин, компьютеров, оргтехники, транспортных средств, сооружений производственного, торгового и складского назначения лизингополучателю (арендатору) на установленный срок за арендную плату. Последняя включает процентную ставку, которая определяется амортизацией имущества с учётом необходимой прибыли лизинговой компании или банка.

Лизингодатель и лизингополучатель оперируют с капиталом не в денежной, а в товарной (производственной) форме.

Лизинговые операции приравниваются к кредитным со всеми  вытекающими из этого правами  и нормами государственного регулирования. В частности, банк или лизинговая компания должны оценивать кредитоспособность и ликвидность лизингополучателя, как и заемщика, в кредитных отношениях. После окончания срока лизинга и выплаты всей обусловленной суммы договора объект лизинга остается собственностью лизингодателя, если договором не предусмотрены выкуп объекта лизинга по остаточной стоимости или передача его в собственность лизингополучателя.

Экономическая сущность лизинга делает его применение наиболее эффективным в отраслях, выпускающих продукцию с высокой  добавленной стоимостью, сбыт которой во многом определяется её конкурентоспособностью и наличием средств у пользователя этой продукции.

Лизинговые операции могут быть двух видов: оперативный  лизинг и финансовый лизинг.

Оперативный лизинг  подразумевает лизинговые контракты, заключаемые на короткий и средний срок (обычно короче амортизационного периода), согласно которым арендатору предоставляется (при соблюдении определённого срока) право в любое другое время расторгнуть договор. Как правило, это происходит, когда арендаторы объекта лизинга быстро сменяют друг друга. Арендодатель здесь несет повышенный риск, а быстро сменяющиеся арендаторы заставляют лизинговую компанию проявлять особый интерес к хорошему состоянию предмета лизинга.

Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта (от 5 до 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Фактически, финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки. По истечении срока действия арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также купить объект по остаточной стоимости (обычно она носит чисто символический характер).  

Различают лизинг  нового имущества (из первых рук) и лизинг бывшего в употреблении имущества (из вторых рук), т.е. предприниматель продает имущество, собственником которого он уже является и им уже пользуется.

По объектам сделок различают лизинг движимого (дорожный транспорт, воздушный и  морской транспорт, вагоны, контейнеры, техника связи) и недвижимого  имущества (торговые и конторские здания, производственные помещения, склады и пр.).  

10.7. Финансирование под уступку денежного требования  

По договору финансирования под уступку денежного  требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение для клиента  бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки.

В качестве финансового  агента договоры финансирования под  уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.  

10.8. Факторинг   

Факторинг - это  форма кредитования, в основе которой  лежит оплата банком или факторинговой  компанией (фактором)  до 90% поставок клиента и выплата оставшейся части в строго обусловленные сроки и на согласованных условиях. Банк оплачивает, например, 80% счета за поставленный товар. Поставщик товара получает выгоду в виде ускоренной оплаты (частичной) своего отгруженного товара. Банк получает доход за проведение этой операции. Покупатели товара кредитуются банком.

Термин «факторинг»  происходит от английского - посредник. В факторинговых операциях принимают  участие три стороны: банк или  факторинговая компания, поставщик  и покупатель или группа покупателей.

В рамках факторинга банк инкассирует дебиторские счета своих клиентов и получает за эту услугу доходы.

В рамках факторинга банк кредитует покупателей товара, и поэтому должен оценивать их кредитоспособность, а также конкурентоспособность  товаров поставщика.

Факторинг особенно полезен, когда покупателями крупной партии товара являются несколько небольших фирм, например, магазинов, не имеющих достаточных оборотных средств для немедленной оплаты товара. Банк оплачивает часть стоимости товара, тем самым, выкупая обязательства магазинов перед поставщиком. Одновременно банк ускоряет поступление основной части средств производителю товара, способствуя стабилизации процесса производства.

Т. о. факторинговое  обслуживание наиболее эффективно для  малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников.

В соответствии с конвенцией о международном  факторинге, принятой в 1988 г. Международным  институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:

1) наличие кредитования  в форме предварительной оплаты  долговых требований;

2) ведение бухгалтерского  учета поставщиком, прежде всего  учета реализации;

3) инкассирование  его задолженности;

4) страхование  поставщика от кредитного риска.

Цель факторинга - устранение риска, являющегося неотъемлемой частью любой кредитной операции.

В странах с  развитой рыночной экономикой серьезное  внимание уделяется соблюдению сроков платежей. Деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов как раз призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.

Источниками формирования средств для факторинга являются собственные средства банка и  факторинговой компании (прибыль, фонды), привлеченные и заемные средства.

При решении  вопроса о заключении  договора о факторинговом обслуживании с поставщиком необходимо установить и оценить следующее:

- конкурентоспособность  продукции или услуг поставщика, наличие для нее надежной ниши  на рынке;

- темпы прироста  выпуска продукции (или снижения) в краткосрочном и долгосрочном  периодах;

- уровень менеджмента;

- уровень внутреннего контроля;

- стабильность  связей с контрагентами;

- кредитоспособность  покупателей товара.

Факторинговые операции не производятся:

- по долговым  обязательствам частных лиц;

- по требованиям,  предъявляемым бюджетным организациям;

- по обязательствам неликвидных фирм;

- по обязательствам  филиалов или отделений предприятий,  организаций;

- по договорам  о продаже, в соответствии с  которыми покупатель имеет право  платить поэтапно и возвратить  товар в течение определенного  времени, а также при условии послепродажного обслуживания.

Факторинг подразумевает  постоянные отношения между банком и поставщиком, поскольку предполагает наблюдение и контроль за финансовым состоянием поставщика, а также платежеспособностью  его покупателей.

Факторинг может  быть и без финансирования поставщика, когда фактор лишь обеспечивает (за комиссионные) платежи в сроки  со стороны покупателей. В этом случае подобный факторинг должен быть отнесен  к комиссионным, а не к кредитным  операциям.

Факторинг с  финансированием (кредитом) может быть двух видов:

- открытый факторинг  - это когда плательщик уведомляется  о факторинговой операции;

- закрытый или  конфиденциальный факторинг - контрагенты  поставщика не уведомляются о  факторинговой операции.

По соглашению между сторонами  в договоре может быть предусмотрено право регресса - возврата фактором не оплаченных покупателями счетов с требованием возмещения кредита. Однако в мировой практике факторинг с регрессом применяется редко. Обычно все риски факторинговые компании берут на себя.

В рамках факторинга могут предоставляться услуги:

- ведение бухучета  дебиторской задолженности;

- консультации;

- предоставление  информации;

- предоставление  транспортных, складских и иных  услуг;

- другие услуги.

В России факторинг  пока не получил  должного распространения. Создана Национальная Факторинговая Компания, но она  пока не использует в полном объеме свои возможности. Правительство РФ в лице  МЭРТ предполагает, что сдерживает развитие факторинговой деятельности в России монополия на нее коммерческих банков. Поэтому Правительством осуществляется либерализация факторинговой деятельности, что даст возможность не только создавать специализированные факторинговые компании, но и предоставит предприятиям дополнительный эффективный инструмент финансового менеджмента. В 2005 году факторинговые операции составили в РФ 0,5% ВВП, что для России неплохой результат. За 2005 год в России классических факторинговых операций было совершено на сумму около 3 млрд. долл.  К 2008 году (за счет либерализации) их объем вырастет, по прогнозам МЭРТа, до 3%. Для сравнения: в Италии, Португалии и Великобритании они составляют до 10% ВВП.

Информация о работе Деньги кредит банки