Бухгалтерский управленческий учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:18, курс лекций

Описание работы

Оптовая торговля – это продажа-торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, приобретающим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Она осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки и отличающимся от розничных в сторону уменьшения.

Содержание

1.1 Общие понятия торговой деятельности
1.2 Правила лицензирования и регулирования торговой деятельности
1.3 Задачи бухгалтерского учета в торговле
Общие понятия торговой деятельности

Работа содержит 1 файл

Лекции Бух учет в торговле.doc

— 721.00 Кб (Скачать)

      дебет счета 44 «Расходы на продажу»

      кредит  счета 02 «Амортизация основных средств». 

      10.5 Учет нематериальных активов 

      В отличие от основных средств, функционирующих  длительное время в неизменной натурально-вещественной форме нематериальные активы представляют собой приносящие доход долгосрочные вложения средств, не имеющие какой-либо вещественной формы. Согласно ПБУ 14/2000 для принятия к учету активов в качестве нематериальных активов (НМА) кроме отсутствия материально-вещественной структуры и предположений последующей перепродажи он должен обладать следующими свойствами:

  • возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
  • использование в производстве либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени (срока полезного использования свыше 12 месяцев);
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

      Согласно  ПБУ 14/2000 к НМА относятся при соблюдении вышеперечисленных условий следующие объекты интеллектуальной собственности:

  • исключительные права патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, селекционные достижения; авторские права на программы для ЭВМ, базы данных; права на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
  • имущественные права на топологии интегральных микросхем.

      В составе нематериальных активов  могут учитываться также деловая  репутация организации и организационные расходы, признанные вкладом участников в уставный капитал организации. К ним не относятся интеллектуальные и деловые качества персонала, квалификация и способность к труду.

      Единицей  бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект (совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п.).

      Учет  нематериальных активов ведется в карточке учета НМА и отражается на одноименном счете 04 «Нематериальные активы», их амортизация соответственно – на счете 05 «Амортизация нематериальных активов». Так же как и основные средства, они принимаются к учету по первоначальной стоимости, одинаковы и способы начисления амортизационных отчислений (за исключением способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования).

      Но  в отличие от основных средств, по которым применяются утвержденные Правительством нормы, износ НМА может определяться по рассчитанным самим предприятием нормам, исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования. Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из срока действия, использования объектов интеллектуальной собственности; ожидаемого срока использования, в течение которого возможно получать доход.

      По  НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации).

      Отметим, что в целях налогообложения  начисление амортизации производится в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

      Начисление  амортизации отражается по дебету счетов по учету расходов на продажу, например, счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов». При этом аналитический учет по счету 05 должен вестись по видам и отдельным объектам НМА

      Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в учете одним из способов, отражаемых в разрезе их видов предприятием в учетной политике: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов» либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (непосредственно списываются с кредита счета 04 «Нематериальные активы» в дебет счетов учета затрат, расходов на продажу без использования счета 05 «Амортизация нематериальных активов», например, по приобретенной деловой репутации, по организационным расходам – равномерным уменьшением первоначальной стоимости в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации). Причем после полного погашения стоимости, данные объекты продолжают числиться в учете (до прекращения срока действия патента, свидетельства и т.п.) в условной оценке с отнесением ее на финансовые результаты.

      Существуют  некоторые виды НМА, стоимость которых  не переносится на расходы на продажу. К ним относятся, например, полученные в пользование активы, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, по которым остаются у правообладателя (товарные знаки, знаки обслуживания и т.п.). Данные активы учитываются на забалансовом счете в договорной оценке.

      По  каждому объекту нематериальных активов должен иметься акт приемки, в котором указывается срок полезного использования, а также документ, подтверждающий права предприятия на данные НМА.

      Отражение операций с НМА осуществляется аналогично операциям с основными средствами, но выбытие НМА (продажа, списание, передача безвозмездно) проводится по остаточной стоимости сразу через счет 91 «Прочие доходы и расходы», на котором формируется результат от выбытия.

      Что касается вопроса налога на добавленную  стоимость по НМА, то данный учет ведется по счету 68 субсчет «Расчеты по НДС» и по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям», соответствующий субсчет аналогично операциям НДС по основным средствам. 

      10.6 Учет материально-производственных запасов 

      На  торговых предприятиях материальные ценности используются для следующих целей:

  • материалы для оборудования и утепления транспортных средств для перевозки товаров;
  • топливо, газ для производственных нужд и для отопления помещений;
  • материалы для хранения, переработки, сортировки, фасовки, охлаждения товаров;
  • материалы для дезинсекции и дератизации тары и помещений;
  • материалы для ухода за помещениями, основными средствами, для стирки и починки санитарной одежды и обуви, санпринадлежностей;
  • материалы для торговой рекламы;
  • тарные материалы для упаковки товаров;
  • запасные части для ремонта зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря, тары и т.п.

      Кроме того, по Плану счетов в составе  материалов учитываются также средства труда со сроком службы менее 12 месяцев, которые могут многократно участвовать  в производственном процессе. К ним относятся: орудия лова; специальная одежда, специальная обувь; форменная одежда; а также многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

      Учет  материальных ценностей осуществляется на основе типовых форм первичной документации: приходного ордера (М-4); акта о приемке материалов (М-7); лимитно-заборной карты (М-8); требования-накладной (М-11); накладной на отпуск материалов на сторону (М-15); карточки учета материалов (М-17); акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (М-35).

      Материалы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости, которая определяется исходя из затрат на приобретение (без учета НДС), включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком ресурсов, наценок, комиссионных вознаграждений, затрат на информационные, консультационные услуги, стоимости услуг бирж, пошлин, иных платежей и невозмещаемых налогов, расходов на транспортировку, хранение, доставку, осуществляемые сторонними организациями.

      Материалы учитываются на складе кладовщиками и в бухгалтерии. На малых предприятиях, имеющих небольшую номенклатуру ценностей, функции складских работников возлагаются на работников, связанных с использованием материалов, за которыми закрепляются ценности при условии заключения с ними соответствующего договора.

      Поступление на предприятие материалов происходит:

  • от поставщиков;
  • от подотчетных лиц;
  • при списании основных средств, их ликвидации.

      Учет  материальных ценностей может вестись так же, как товаров (см. соответствующий раздел).

      По  мере совершения хозяйственных операций материально ответственное лицо производит записи в карточки складского учета материалов. При этом каждой записи присваивается очередной порядковый номер с начала года, который фиксируется на послужившем основанием для записи первичном документе. После каждого факта движения материалов выводится его количественный остаток.

      По  истечении месяца завскладом подсчитывает количество поступивших и количество выбывших материалов и выводит остаток на конец месяца, используя начальное сальдо. Этот остаток должен соответствовать остатку последнего дня месяца. Выведенные остатки заносятся в книгу складского учета (сальдовую книгу), хранящуюся в бухгалтерии.

      Карточки  складского учета проверяются бухгалтером  по сданным первичным документам; факт проверки подтверждается подписью.

      Таким образом, на применении карточек складского учета и сальдовой книги основан сальдовый метод учета материалов, предусматривающий ведение сортового количественного учета только работниками складов в карточках. При этом синтетический учет движения материальных ценностей в денежном выражении осуществляется бухгалтером на соответствующем счете 10 «Материалы», а внутри них – по субсчетам, материально ответственным лицам и группам материалов

      При поступлении материалов материально  ответственное лицо проверяет соответствие фактического их количества данным документам поставщика, после чего в случае отсутствия расхождений выписывается приходный ордер формы М-4. При этом оприходование может быть оформлено без составления приходного ордера – на основании документов поставщика (тогда на них завскладом делает надпись, удостоверяющую получение им материалов)

      На  предприятиях, где количество наименований материалов незначительно, используется бухгалтерский метод учета, при котором в бухгалтерии на каждый вид производственных запасов открываются карточки количественно-суммового учета. В них на основании данных первичных документов бухгалтер отражает движение материалов, фиксирует приход, расход, выводит остаток (дублирует складской учет).

      Информация  из карточек количественно-суммового  учета переносится в аналитические  оборотные ведомости, открываемые  на отдельных материально ответственных лиц.

      Учет материальных ценностей удобно вести по номенклатурным номерам. Для этих целей разрабатывается номенклатурный справочник материалов, который представляет собой систематизированный перечень материальных ценностей, используемых на предприятии. Каждому виду материала присваивается собственный номенклатурный номер (код), однозначно его идентифицирующий. Код (номенклатурный номер) материала может иметь следующую структуру:

      Группа  материала    один символ,

      Подгруппа материала    один символ,

      Вид материала, марка    два символа,

      Характеристика (размер, сорт) три символа.

      Например, упаковочный пакет будет иметь следующий код:

      2 1 01 001, где

      2   – группа упаковочных материалов,

      1   – пакеты,

      01 – пакеты полиэтиленовые,

      001–  размер 50 × 30 см.

      При поступлении материальных ценностей их оценка и отражение в учете производится по фактической себестоимости приобретения (заготовления), которая складывается из фактической стоимости (уплаченной поставщику при покупке) и транспортно-заготовительных расходов. Транспортно-заготовительные расходы включают в себя расходы по страхованию груза, по оформлению товарных и платежных документов, оплату таможенных пошлин и сборов по импорту, проценты за кредит, уплаченный поставщикам, и другие расходы, связанные с заготовлением и приобретением материальных ценностей.

      Материальные  ценности могут быть списаны на издержки производства (счет 44 «Расходы на продажу»), реализованы (используется счет 91 «Прочие доходы и расходы»), отнесены к внеоборотным вложениям (переносятся на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»).

      При нечастом выбытии материалов оценку списываемых материальных ценностей  можно проводить по фактической  себестоимости приобретения. При  большой и разнообразной их номенклатуре, поступлении одних и тех же материалов от разных поставщиков, при разных условиях поставок (размеры партии, виды транспорта, способы погрузки), разных условиях платежа исчисление фактической себестоимости представляет из себя трудоемкую техническую процедуру.

Информация о работе Бухгалтерский управленческий учет