Бухгалтерский управленческий учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: изучение организационных аспектов управленческого учета.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить организационные аспекты управленческого учета, рассмотреть варианты организации учета на предприятии, этапы его внедрения в учетную практику;
- рассмотреть практику применения системы управленческого учета в Российской Федерации и особенности его ведения;
- рассмотреть систему управленческого учета на анализируемом предприятии.
При написании курсовой работы за методологическую основу исследования были приняты учебники и учебные пособия по проблемам организации управленческого учета на предприятии, статьи отечественных экономистов, опубликованных в периодических изданиях, инструктивные материалы и методические рекомендации по разработке и организации управленческого учета на предприятии. При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: монографическое исследование, сводка и группировка, сравнение.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы организации управленческого учета 4
1.1 Система управленческого учета на предприятии: предпосылки создания, сущность и его значение 4
1.2 Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом и функции бухгалтера-аналитика 7
Глава 2. Анализ основных направлений организации бухгалтерского управленческого учета 11
2.1 Основные аспекты организации управленческого учёта 11
2.2 Варианты организации управленческого учёта: автономная и интегрированная 16
2.3 Концепция системы управленческого учета 21
2.4 Сравнительный обзор применения системы управленческого учета в учетной практике российских и зарубежных организаций 23
Глава 3. Совершенствование организации бухгалтерского управленческого учета на примере ОАО «ДРСУ» 32
3.1. Организационная и экономическая характеристика организации 32
3.2. Разработка учетной политики и рабочего плана счетов 36
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Работа содержит 1 файл

Сама курсовая.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

       Для достижения положительных результатов  постановку управленческого учета  необходимо начинать с определения  финансовой структуры предприятия  путем выделения центров ответственности.

       Рассмотрим  выделенные центры ответственности  на данном предприятии. Согласно организационной структуры компании, выделяют два высших органа управления предприятием (топ-менеджеров предприятия) – совет директоров и генеральный директор. В соответствии с полномочиями этих органов и их ответственности в системе управленческого учета их выделяет как центры ответственности и инвестиций.

       В деятельности рассматриваемого предприятия  можно выделить несколько направлений. В соответствии с этими направлениями  в управлении компанией участвует  пять менеджеров высшего звена управления, возглавляющих различные отделы: заместитель директора по экономике, заместитель директора по производству, главный инженер, заместитель директора по механизации, заместитель директора по общим вопросам.

       Рассмотрим  каждое направление детализировано. Начнем с заместителя директора по экономике, у него в подчинении находится три отдела, отвечающих за финансовое обеспечение работы предприятии и его экономическую эффективность. Бухгалтерия осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности, в системе управленческого учета бухгалтерию выделяют как центр регулируемых затрат, т.к. бухгалтерия для осуществления деятельности своего подразделения несет некоторые затраты на административные расходы, которые нормируются в соответствии со сметой расходов. Планово-экономический отдел осуществляет анализ финансовой деятельности предприятия, а также осуществляет отчетную калькуляцию себестоимости оказываемых услуг (работ) и расчет стоимости услуг (работ) с учетом заложенной величины рентабельности производства, т.е. составляет сметы на оказываемые услуги и работы. Для выполнения данных функций необходимы некоторые затраты – административные расходы, накладные расходы, а также расходы на сметную документацию, т.о. в системе управленческого учета можно выделить как центр регулируемых затрат. Договорной отдел под руководством заместителя директора по экономике заключает договора на работы и услуги, направленные на выполнение основной деятельности организации, и являются одним из центров ответственности на предприятии, отвечающих за выручку от продаж, ведь только от эффективной работы договорного отдела зависит объем работ предприятия.

       Заместитель работы по производству имеет в подчинении три отдела, которые представляют собой основных исполнителей работ и услуг. Административно-хозяйственный отдел (АХО) выполняет функцию снабжения производства необходимыми материалами и сырьем своевременно и в кротчайшие сроки. АХО закупает необходимые материалы согласно установленной смете производства, и в системе управленческого учета является центром регулируемых затрат. Начальники участков непосредственно организуют работу на участке согласно сметной документации, т.о. являются центром регулируемых затрат. Мастера же являются исполнителями заказов на местах, т.е. непосредственно при насыпе дорожного полотна и перевозке земляного грунта на объект, т.о. у них могут возникнуть обстоятельства не предусмотренные сметной документацией (например, при проведении земляных работ обнаруживается подземный карст, незамеченный при разработке участка и не учтенный в сметных расходах, который нужно срочно заполнить бетоном, или водяная линза, которую необходимо откачивать), и возможно понесение дополнительных затрат на выполнение заказанных работ, поэтому специалист управленческого учета выделил это подразделение как центр произвольных затрат.

       Под руководством у главного инженера находятся  отделы, которые планируют организацию работ на объекте и следят за качеством при возделывании откосов и насыпи земляного полотна. Планово-технический отдел занимается разработкой необходимой документации для производства работ и разрешения на строительства, разработку строительных технологических норм и правил (СНиПов), санитарных и пожарных требований и техники безопасности, поэтому при работе могут возникать нерегулируемые и незапланированные затраты, т.е. необходимо выделить в центр произвольных затрат. Лаборатория испытания стройматериалов и земельного полотна на объекте строительства занимается проверкой качества и соответствие всех норм материалов используемого грунта при насыпи, используя специальные измерительные приборы и оборудование. Количество затрат при этом не может регулироваться, т.к. количество проб материалов и грунта в день не может планироваться, т.о. можно выделить как центр произвольных затрат.

       Заместитель директора по механизации отвечает за технику, находящуюся на балансе  предприятия, и ее нахождение в исправном  состоянии. Для поддержания исправности  техники и механизмов на предприятии  организована ремонтно-механическая мастерская, которая занимается ремонтом, техническим обслуживанием, заменой смазочных и других комплектующих. Т.о. сумма затрат понесенных в месяц не может планироваться, поэтому в системе управленческого учета можно выделить как центр произвольных затрат. Начальник автоколонны в организации организует направления движения техники и автотранспорта, при этом неся некоторые расходы на заправку транспорта, но при этом он организует выполнение заказов на оказание услуг автотранспорта и строительных механизмов на сторону, при этом получая дополнительную прибыль организации. Т.к. затраты начальника автоколонны несравнимо малы с получаемыми доходами, в системе управленческого учета можно выделить как центр дохода.

       Заместитель директора по общим вопросам руководит работой отдела кадров, информационного отдела и юридического отдела, которые при выполнении своей работы несут некоторые затраты, которые регулируются сметой расходов, т.е. можно выделить как центры регулируемых затрат.

       В системе управленческого учета  все перечисленные менеджеры высшего звена управления, возглавляющие структурные подразделения, по итогам отчетного периода или по требованию специалиста по управленческому учету или генерального директора должны предоставить отчеты о понесенных затратах, полученных доходах и отклонения от сметы расходов с указанием причин отклонений от сметы. Для этого менеджеры высшего звена управления – обобщают, сводят и консолидируют отчетность структурных подразделений, находящихся под их руководством. Т.о. заместитель директора по экономике, заместитель директора по производству, главный инженер, заместитель директора по механизации, заместитель директора по общим вопросам должны предоставить специалисту по управленческому учету сводный отчет по подразделения, находящимся под их руководством, с указанием понесенных затрат и полученных доходов.

       Как правило, ежемесячная управленческая отчетность составляется в период между  пятым и десятым числами месяца, следующего за отчетным. Однако может возникнуть ситуация, когда владельцу компании или генеральному директору понадобится хотя бы приблизительная отчетность за текущий месяц уже 29-го числа, то есть до окончания отчетного периода. В этом случае неоценимую помощь окажут имитационные модели бизнеса, с использованием которых составляют и долгосрочные прогнозы, и ежемесячные бюджеты. В модель вводятся доступные на текущий момент данные, производится их экстраполяция на дни, оставшиеся до конца отчетного периода. В результате получается управленческая отчетность, построенная в основном на фактических данных, но с определенными допущениями. Как правило, точности такого расчета вполне достаточно для принятия оперативных решений.

       Сейчас в компании информация в систему управленческого учета поступает частично из автоматизированного бухгалтерского учета, а частично формируется и анализируется в Microsoft Excel. Для того чтобы избежать организационных проблем, неудобств со сбором, обработкой и анализом информации, в конце 2008 года компания приняла решение о полной автоматизации системы управленческого учета на предприятии. В настоящее время ведется поиск информационной системы, рассматриваются варианты интеграции и автономии бухгалтерского управленческого учета. Генеральным директором принято решение о создании эффективной системы управленческого учета с созданием специального структурного подразделения для его ведения. Реорганизацию имеющейся системы бухгалтерского управленческого учета будет производить консалтинговая фирма. 

       3.2. Разработка учетной  политики и рабочего  плана счетов 

       Учетная политика организации как составная часть организации управленческого учета

       Под учетной политикой организации  понимается принятая ею совокупность способов ведения и организации  бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости амортизируемого имущества, организации документооборота, инвентаризации, способы вменения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

       Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе положения  по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» и утверждается руководителем  организации. При этом утверждаются:

       - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

       - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов  хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

       - порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации;

       - методы оценки активов и обязательств;

       - правила документооборота и технология  обработки учетной информации;

       - порядок контроля хозяйственных  операций;

       - другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета.

       Принятая  организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

       При формировании учетной политики предполагается соблюдение, установленных принципов (допущений) бухгалтерского учета: допущения  имущественной обособленности, допущения непрерывности деятельности, допущения последовательности применения учетной политики, допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна обеспечивать соблюдение требований бухгалтерского учета: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.

       При формировании учетной политики организации  по конкретному направлению ведения  и организации бухгалтерского учета  допускается выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному направлению в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из существующей нормативной базы [10, с.42].

       Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной  политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

       Вновь созданная организация утверждает избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая учетная политика считается применяемой организацией со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

       Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными  пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

       К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной  политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся:

       - способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов;

       - способы оценки производственных  запасов, товаров, незавершенного  производства и готовой продукции;

       - способы признания прибыли от  продажи продукции, товаров, работ,  услуг;

       - другие существенные способы  ведения бухгалтерского учета.

Информация о работе Бухгалтерский управленческий учет