Бухгалтерский управленческий учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: изучение организационных аспектов управленческого учета.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить организационные аспекты управленческого учета, рассмотреть варианты организации учета на предприятии, этапы его внедрения в учетную практику;
- рассмотреть практику применения системы управленческого учета в Российской Федерации и особенности его ведения;
- рассмотреть систему управленческого учета на анализируемом предприятии.
При написании курсовой работы за методологическую основу исследования были приняты учебники и учебные пособия по проблемам организации управленческого учета на предприятии, статьи отечественных экономистов, опубликованных в периодических изданиях, инструктивные материалы и методические рекомендации по разработке и организации управленческого учета на предприятии. При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: монографическое исследование, сводка и группировка, сравнение.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы организации управленческого учета 4
1.1 Система управленческого учета на предприятии: предпосылки создания, сущность и его значение 4
1.2 Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом и функции бухгалтера-аналитика 7
Глава 2. Анализ основных направлений организации бухгалтерского управленческого учета 11
2.1 Основные аспекты организации управленческого учёта 11
2.2 Варианты организации управленческого учёта: автономная и интегрированная 16
2.3 Концепция системы управленческого учета 21
2.4 Сравнительный обзор применения системы управленческого учета в учетной практике российских и зарубежных организаций 23
Глава 3. Совершенствование организации бухгалтерского управленческого учета на примере ОАО «ДРСУ» 32
3.1. Организационная и экономическая характеристика организации 32
3.2. Разработка учетной политики и рабочего плана счетов 36
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Работа содержит 1 файл

Сама курсовая.doc

— 306.50 Кб (Скачать)
p align="justify">       Kaк  правило, необходимость в управленческом  учете «назревает», когда на предприятии формируется некоторый уровень управленческой культуры, а руководство предприятия начинает реально осознавать недостатки существующей системы управления, среди которых:

  • отсутствие механизма планирования (бюджетирования) деятельности предприятия, позволяющего проводить предварительный сравнительный анализ принимаемых решений, рассчитывать плановые, экономически оправданные (в соответствии с внутренними нормами и нормативами предприятия) показатели затрат, прогнозировать результаты деятельности и обосновывать перспективные решения, проводить анализ отклонений фактических показателей от плановых и выявлять их причины;
  • отсутствие «прозрачной» системы учета затрат, позволяющей не только определить их достоверную величину, но и проанализировать их по видам, статьям, местам возникновения, носителям, центрам ответственности и в других разрезах, необходимых для осуществления адекватного контроля деятельности и управления;
  • несовершенство (с точки зрения решения управленческих задач) системы внутренней отчетности;
  • отсутствие механизма оценки рентабельности направлений деятельности и отдельных продуктов;
  • отсутствие процедур проведения анализа и принятия управленческих решений, связанных с вопросами формирования производственной программы, ценообразования, оценки инвестиционных проектов и т.д.;
  • недостаточный уровень ответственности и мотивации персонала за снижение уровня затрат и повышение эффективности деятельности как своего подразделения, так и предприятия в целом;
  • отсутствие четкого механизма управления подразделениями предприятия (системы контрольных показателей, регламента их планирования, получения отчетов, анализа и оценки, стимулирования).

       В связи с этим можно сказать, что  управленческий учет представляет собой  систему информационного обеспечения процессов планирования и контроля на всех уровнях управления: начиная от стратегии и заканчивая оперативными бюджетами.

       Управленческий  учет базируется на методиках, тесно  связанных с функциональными  процессами на предприятии. Несмотря на то, что на практике в организациях обычно используются отдельные элементы управленческого учета, важно, чтобы эти элементы были объединены в единую систему, ориентированную на достижение главного результата – повышения качества управления организацией.

       Для построения адекватной и действенной (эффективной) системы управленческого учета на предприятии необходимо определить методологические и организационные основы организации учета.  

       1.3. Характеристика информации, предоставляемой  бухгалтерским управленческим  учетом и функции бухгалтера-аналитика.  

         Информация — это сведения  о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е. все  то, что расширяет представление  об объекте исследования. Целью  бухгалтерского управленческого  учета является обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных целей.

       К бухгалтерской управленческой информации, созданной и подготовленной для  использования руководством, предъявляются  другие требования, нежели для информации, предназначенной для внешних пользователей. В управленческом учете возможно использование

       как количественной информации (слухи, результаты социологических опросов и т.п.), так и количественной, которая  в свою очередь делится на учетную  и неучетную. Принцип документальной обоснованности учетной информации в управленческом учете может игнорироваться, в связи с чем используются как фактические, так и прогнозные оценки.

       Для принятия оперативных управленческих решений может применяться полная или неполная информация об объекте  исследования. Неполная информация, которая подвергается быстрой обработке, в ряде случаев оказывается достаточной.

       К информации бухгалтерского управленческого  учета предъявляются следующие  требования:

       • адресность. Внутрипроизводственная учетная  информация должна предоставляться конкретным адресатам в соответствии с уровнем их подготовленности и иерархии;

       • оперативность. Информация должна предоставляться  в сроки, дающие возможность сориентироваться и вовремя принять эффективное  хозяйственное решение, в противном случае она малопригодна для целей управления;

       • достаточность. Информация должна предоставляться  в достаточном объеме для принятия на соответствующем уровне управленческого  решения. В то же время она не должна быть избыточной и отвлекать внимание ее потребителя на несущественные или не относящиеся к делу сведения;

       • аналитичность. Информация, используемая для внутренних управленческих целей, должна содержать данные текущего экспресс-анализа  или предполагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами времени;

       • гибкость и инициативность. Конкретный блок информации должен отвечать вышеназванным  принципам и обеспечивать всю  полноту информационных интересов  в условиях меняющихся управленческих ситуаций или в связи с изменениями  в факторах производства. Кроме того, центрам ответственности должна предоставляться возможность формулировать свои предложения по использованию данной информации и направлять их на рассмотрение вышестоящего звена.

       • полезность. Информация должна привлекать внимание управляющих к сферам потенциального риска и объективно оценивать работу менеджеров предприятия;

       • достаточная экономичность. Затраты  по подготовке внутрифирменной информации не должны превышать экономического эффекта от ее использования.

       Учетная информация составляет 20—30% всей информации управленческого учета, на долю экономического анализа приходится 70—80%. Для сравнения отметим, что в финансовом учете соотношение иное: 40—50% всей информации составляет учетная информация, а на долю анализа приходится 50—60%.

       Как правило, информация бухгалтерского управленческого  учета носит конфиденциальный характер и требует защиты.

       Бухгалтеры, наделенные управленческими функциями, называются бухгалтерами-аналитиками (бухгалтерами-менеджерами).

       В организационной структуре любого предприятия между его отдельными подразделениями возможны линейные и нелинейные (штабные) производственные отношения. Линейные отношения предполагают дачу указаний подчиненным лицам. Например, начальники цехов подчинены руководителю производства, что свидетельствует о наличии линейных отношений. Главный бухгалтер-аналитик отвечает за работу всей бухгалтерской службы, следовательно, здесь также присутствуют линейные отношения.

       Нелинейные (штабные) производственные отношения  возникают тогда, когда один отдел предоставляет услуги другим отделам (например, отделы кадров, снабжения, проектирования, финансового обеспечения). В этом смысле функции бухгалтера-аналитика также носят штабной характер, так как подчиненная ему бухгалтерская служба консультирует, обслуживает и координирует остальные подразделения предприятия.

       Остановимся подробнее на функциях бухгалтера-аналитика. Как известно, управление складывается из планирования, контроля и стимулирования.

       Планирование. Этому предшествует формирование итогов за отчетный период, их обобщение и анализ. Сформулированные выводы используются в дальнейшем планировании и прогнозировании.

       На  стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует в разработке частных  бюджетов предприятия (подробнее см. гл. 5), которые затем сводятся им в общий (генеральный) бюджет, представляемый на утверждение руководству. При разработке производственного бюджета (производственной программы предприятия) благодаря деятельности бухгалтера-аналитика обеспечивается сопряженность в работе отдельных цехов, участков и бригад, предотвращается появление так называемых узких мест в производственном процессе. Он участвует в обсуждении производственной программы предприятия, в оценке предложений по капитальным вложениям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены. Современный бухгалтер-аналитик в равной мере должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового планирования.

       Контроль. Данный процесс также невозможен без участия бухгалтера-аналитика. По окончании отчетного периода он составляет отчеты об исполнении бюджета (плана) каждым центром ответственности, в которых приводится сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. При этом выявляются нежелательные расхождения между фактическими и плановыми показателями, определяются причины этого, чтобы в дальнейшей работе исключить их влияние. Отчеты, подготовленные бухгалтером-аналитиком, с одной стороны, позволяют объективно оценить деятельность руководителей центров ответственности, а с другой — информируют менеджеров и руководство о том, на каких участках не удалось достичь плановых показателей.

       Стимулирование. Бюджеты и отчеты об их исполнении, подготовленные бухгалтером-аналитиком, стимулируют деятельность персонала предприятия. Ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.

       Благодаря профессиональной деятельности бухгалтера-аналитика  на предприятии налаживается обмен  информацией и отчетностью между  отдельными службами. С его помощью менеджеры знакомятся с разработанными для них планами, уясняют стоящие перед ними задачи.

       Своей деятельностью бухгалтер-аналитик создает основу для повышения  эффективности управления предприятием. Порой он сравнивается со штурманом корабля, прокладывающего курс и информирующего капитана о том, насколько успешно он реализуется. Штурман оказывает помощь капитану, но право командования остается за последним.

       Таким образом, бухгалтер-аналитик, во-первых, несет ответственность перед  руководством за реальность бухгалтерских отчетов подразделений, во-вторых, оказывает помощь управляющим центрами ответственности в планировании и подведении итогов их работы. Поэтому он должен сочетать свою независимость и объективность с искренним желанием помочь менеджерам в управлении предприятием.

       Управленческий  учет увязывает учетный процесс  с процессом управления. 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Анализ основных направлений  организации бухгалтерского управленческого  учета

       2.1. Основные аспекты организации управленческого учёта

 

       Основные  организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета в национальной экономике не регламентируются законодательно, но строятся на основе юридических  требований Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском  учете», Положений по бухгалтерскому учету и др. Организацию управленческого учета можно определить как комплекс мер, направленных на обеспечение выполнения задачи подготовки необходимой информационной помощи администрации предприятия в целях планирования, управления и контроля.

       Построение  системы действенного управленческого  учета довольно сложная задача, поскольку  он является составной частью системы  управления предприятием. Изначально руководство фирмы должно определить круг вопросов, решаемых при условии  внедрения управленческого учета, и осознавать, что успешная деятельность фирмы зависит не только от общей системы управления, но и от достоверной информации, содержащейся в системе управленческого учета.

       Каждое  предприятие стремится стать  более благополучным, чем его конкурент, поэтому тайны организации внутрифирменного управления стараются не раскрывать. В какой-то степени эта область учета считается секретной, конфиденциальной, что отмечали и видные российские ученые в области управленческого учета (В. Ф. Палий, С. А. Николаева, М. А. Вахрушина, Н. Д. Врублевский и др.) в своих работах [19].

Информация о работе Бухгалтерский управленческий учет