Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:50, реферат
Понятие бухгалтерского учета, принципы бухгалтерского учета.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Сущность плана счетов.
Организация бухгалтерского учета в организациях
Содержание и порядок составления финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс.
Отчет о прибылях и убытках.
Понятие основных средств.
1. Понятие бухгалтерского учета, принципы бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Целью ведения бухгалтерского учета является - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам, налоговым инспекторам, службе статистики.
Организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку фин.учета, хоз.объектов:
Правила бухгалтерского учета распространяются на все организации, кроме предпринимателей без образования юридического лица, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
В бюджетных организациях, в страховых компаниях, банках существует свой план счетов отличный от стандартного и своя инструкция по ведению бух.учета.
Принципы ведения бухгалтерского учета в организациях:
1. проведение
инвентаризации имущества
2. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные
документы поступающие в
По форме все обязательные реквизиты документа (накладные, счета-фактуры, платежные поручения, договора, акты, гарантийные письма) должны быть заполнены, содержать необходимые подписи лиц ответственных за составление документа, печать организации.
По содержанию проконтролировать законность документированных операций, логическую увязку отдельных показателей (например, в накладных на получение товара должна быть выделена сумма НДС).
По подсчету сумм – правильность произведенных вычислений.
Ошибки выявленные в результате проверки первичных документов делятся по причинам возникновения: небрежность, бухгалтерская неграмотность, переутомление, неисправность вычислительной техники.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные документы исправления вносятся по согласованию с участниками, что подтверждается подписью тех же лиц, которые ранее подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
После приемки информацию из первичного документа переносят в учетные регистры, на самом документе ставят отметку, исключающую возможность ее повторного использования.
3. Составление бухгалтерских проводок на основе двойной записи всех хозяйственных операций – то есть отражение их по дебету и кредиту
4. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета.
Предприятия, осуществляют бухгалтерский учет по единой журнально-ордерной форме их 16 (учетный период месяц).
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках полученных при использовании вычислительной техники.
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
Организации
обязаны хранить первичные
5. Составление
отчетности – бухгалтерский баланс,
отчет о прибылях и убытках и другие формы
отчетности.
2.Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Всю нормативно-правовую базу бухгалтерского учета можно разделить на 4 уровня.
1 уровень – высший уровень это ФЗ №129 от 21.11.1996года (редакция 27.07.2010) «О бухгалтерском учете»;
2 уровень – средний уровень это - Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету их на сегодня насчитывается 22 положения.
3 уровень – низший уровень это другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета, планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению (смотреть Приложение 1). В Инструкции применения плана счетов после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами.
Все эти документы 1,2,3 уровня утверждает Министерство финансов Российской Федерации.
4 уровень – документы по регулированию бух.учета в конкретных организациях (Приказ об учетной политике, график проведения инвентаризации, договоры о материальной ответственности персонала). Указанные документы определяет руководитель организации.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями.
Учетная политика
применяется последовательно из года
в год. В целях обеспечения сопоставимости
данных бухгалтерского учета изменения
учетной политики должны вводиться с начала
финансового года. Изменение учетной политики
может производиться в случаях изменения
законодательства, разработки организацией
новых способов ведения бухгалтерского
учета или изменения условий ее деятельности.
3. Сущность плана счетов
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 - ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Наименование счета | Номер счета | Номер субсчета | Активный (А), пассивный (П), без остатка (Б/О) | Номер раздела в балансе |
Раздел I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||||
Основные средства | 01 | А | 1 | |
Амортизация основных средств | 02 | П | 1 | |
Нематериальные активы | 04 | А | 1 | |
Амортизация нематериальных активов | 05 | П | 1 | |
Вложения во внеоборотные активы | 08 | А | 1 | |
Раздел II. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ | ||||
Материалы | 10 | А | 2 | |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 19 | А | 2 | |
Раздел III. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО | ||||
Основное производство | 20 | А | 2 | |
Раздел IV. ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРЫ | ||||
Готовая продукция | 43 | А | 2 | |
Расходы на продажу | 44 | А | 2 | |
Раздел V. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА | ||||
Касса | 50 | А | 2 | |
Расчетные счета | 51 | А | 2 | |
Раздел VI. РАСЧЕТЫ | ||||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 60 | П | 2,5 | |
Расчеты с покупателями и заказчиками | 62 | А | 2,5 | |
Расчеты по налогам и сборам | 68 | П | 5 | |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению | 69 | П | 5 | |
Расчеты с персоналом по оплате труда | 70 | П | 5 | |
Расчеты с подотчетными лицами | 71 | А | ||
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 76 | АП | 2,5 | |
Раздел VII. КАПИТАЛ | ||||
Уставный капитал | 80 | П | 3 | |
Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток) | 84 | П | 3 | |
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||||
Продажи | 90 | 1.Выручка | БО | - |
2.Себестоимость продаж | ||||
3.Налог на добавленную стоимость | ||||
9.Прибыль/убыток от продаж | ||||
Прочие доходы и расходы | 91 | 1.Прочие доходы | БО | - |
2.Прочие расходы | ||||
9.Сальдо прочих доходов и расходов | ||||
Расходы будущих периодов | 97 | А | 2 | |
Прибыли и убытки | 99 | АП | 3 |
А) В Плане счетов все счета можно разделить на две группы:
1. Балансовые – которые отражаются в балансе
2. Забалансовые
счета – которые не отражаются в балансе.
Они предназначены для обобщения информации
о наличии и движении ценностей, временно
находящихся в пользовании или распоряжении
организации (арендованных основных средств,
материальных ценностей на ответственном
хранении, в переработке), условных прав
и обязательств, а также для контроля за
отдельными хозяйственными операциями.
Б) В бухгалтерском учете для получения детализации показателей используют два вида счетов: синтетические и аналитические.
Синтетические счета дают обобщенное представление о хозяйственных операциях, ведутся только в денежном выражении. Некоторые синтетические счета имеют субсчета например счет 10 «материалы». Некоторые синтетические счета не имеют субсчетов и поэтому подразделяются на аналитические счета (пример счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»), которые необходимы для наблюдения детальных показателей по каждому виду основных средств, материалов, по каждому рабочему. При ведении аналитических счетов используются не только денежные измерители, но натуральные и трудовые (пример, для расчетов с поставщиками, необходима информация по каждому поставщику).
Синтетические
и аналитические счета
В) Также все счета в плане счетов можно разделить на следующие группы:
- Активные счета – счета для отражения активов предприятия (из баланса). Активы – имущество любой организации, состав имущества. Например, к активным относятся счета: 01, 03, 04, 07, 08, 10, 11, 19, 20,21,23,25,26,28, 29,41, 43,44, 45, 50,51, 58, 62
- Пассивные счета - счета для отражения пассивов предприятия (баланс). Пассивы - это то, за счет каких источников это имущество приобреталось и формировалось. Например, к пассивным относятся счета: 02, 05, 60, 66,67,68,69,70,80, 82,83,84,86, 97
- Активно-пассивные счета – счета для отражения расчетов. Могут быть как активными так и пассивными. Например, к ним относятся счета: 71, 75,76,79,99
-
Счета без остатков
– не имеют сальдо на конец отчетного
периода это счета 90,91.
Г) Все счета в плане счетов можно представить так же в виде таблицы с двумя колонками. Левая колонка таблицы дебет, правая кредит.