Бухгалтерский учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:50, реферат

Описание работы

Понятие бухгалтерского учета, принципы бухгалтерского учета.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Сущность плана счетов.
Организация бухгалтерского учета в организациях
Содержание и порядок составления финансовой отчетности. Бухгалтерский баланс.
Отчет о прибылях и убытках.
Понятие основных средств.

Работа содержит 1 файл

Лекции бухучет.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

1. Понятие бухгалтерского учета, принципы бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Целью ведения бухгалтерского учета является - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам, налоговым инспекторам, службе статистики.

Организационно-правовые особенности предприятий  и их влияние на постановку фин.учета, хоз.объектов:

Правила бухгалтерского учета распространяются на все организации, кроме предпринимателей без образования юридического лица, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

В бюджетных  организациях, в страховых компаниях, банках существует свой план счетов отличный от стандартного и своя инструкция по ведению бух.учета.

Принципы  ведения бухгалтерского учета в организациях:

1. проведение  инвентаризации имущества организации

2. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные документы поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме, содержанию, правильности арифметических вычислений по схеме.

По  форме все обязательные реквизиты документа (накладные, счета-фактуры, платежные поручения, договора, акты, гарантийные письма) должны быть заполнены, содержать необходимые подписи лиц ответственных за составление документа, печать организации.

По  содержанию проконтролировать законность документированных операций, логическую увязку отдельных показателей (например, в накладных на получение товара должна быть выделена сумма НДС).

По  подсчету сумм – правильность произведенных вычислений.

Ошибки  выявленные в результате проверки первичных документов делятся по причинам возникновения: небрежность, бухгалтерская неграмотность, переутомление, неисправность вычислительной техники.

Внесение  исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные документы исправления вносятся по согласованию с участниками, что подтверждается подписью тех же лиц, которые ранее подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

После приемки информацию из первичного документа переносят в учетные регистры, на самом документе ставят отметку, исключающую возможность ее повторного использования.

3. Составление бухгалтерских проводок на основе двойной записи всех хозяйственных операций – то есть отражение их по дебету и кредиту

4. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета.

Предприятия, осуществляют бухгалтерский учет по единой журнально-ордерной форме их 16 (учетный период месяц).

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных  книгах (журналах), на отдельных листах и карточках полученных при использовании  вычислительной техники.

 Хозяйственные  операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

При хранении регистров бухгалтерского учета  должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Организации обязаны хранить первичные учетные  документы, регистры бухгалтерского учета  и бухгалтерскую отчетность в  течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. В случае прекращения деятельности организации документы, связанные с начислением и выплатой заработной платы работников (лицевые счета работников должны хранится 75 лет) подлежат передаче в государственные архивы.

5. Составление отчетности – бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и другие формы отчетности. 

2.Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Всю нормативно-правовую базу бухгалтерского учета можно разделить на 4 уровня.

1 уровень – высший уровень это ФЗ №129 от 21.11.1996года (редакция 27.07.2010) «О бухгалтерском учете»;

2 уровень – средний уровень это - Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету их на сегодня насчитывается 22 положения.

3 уровень – низший уровень это другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета, планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению (смотреть Приложение 1). В Инструкции применения плана счетов после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами.

Все эти документы 1,2,3 уровня утверждает Министерство финансов Российской Федерации.

4 уровень – документы по регулированию бух.учета в конкретных организациях (Приказ об учетной политике, график проведения инвентаризации, договоры о материальной ответственности персонала). Указанные документы определяет руководитель организации.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями.

Учетная политика применяется последовательно из года в год. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или изменения условий ее деятельности.  

3. Сущность плана счетов

План  счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1 - ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Наименование  счета Номер счета Номер субсчета Активный (А), пассивный (П), без остатка (Б/О) Номер раздела  в балансе
Раздел I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ        
Основные  средства             01   А 1
Амортизация основных средств  02   П 1
Нематериальные активы         04   А 1
Амортизация нематериальных активов 05   П 1
Вложения  во внеоборотные активы 08   А 1
Раздел II. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ        
Материалы 10   А 2
Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям    19   А 2
Раздел III. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО          
Основное  производство 20   А 2
Раздел IV. ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРЫ        
Готовая продукция  43   А 2
Расходы на продажу            44   А 2
Раздел V. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА                          
Касса 50   А 2
Расчетные счета 51   А 2
Раздел VI. РАСЧЕТЫ        
Расчеты с поставщиками и подрядчиками 60   П 2,5
Расчеты с покупателями  и заказчиками 62   А 2,5
Расчеты по налогам и сборам   68   П 5
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 69   П 5
Расчеты с персоналом по оплате труда 70   П 5
Расчеты с подотчетными лицами 71   А  
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76   АП 2,5
Раздел VII. КАПИТАЛ        
Уставный  капитал              80   П 3
Нераспределенная  прибыль(непокрытый убыток) 84   П 3
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        
Продажи 90 1.Выручка                 БО -
    2.Себестоимость  продаж    
    3.Налог на  добавленную стоимость    
    9.Прибыль/убыток  от продаж    
Прочие  доходы и расходы 91 1.Прочие доходы           БО -
    2.Прочие расходы             
    9.Сальдо прочих  доходов и расходов    
Расходы будущих периодов      97   А 2
Прибыли и убытки              99   АП 3
 

А) В Плане счетов все счета можно разделить на две группы:

1. Балансовые – которые отражаются в балансе

2. Забалансовые счета – которые не отражаются в балансе. Они предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. 

Б) В бухгалтерском учете для получения детализации показателей используют два вида счетов: синтетические и аналитические.

Синтетические счета дают обобщенное представление о хозяйственных операциях, ведутся только в денежном выражении. Некоторые синтетические счета имеют субсчета например счет 10 «материалы». Некоторые синтетические счета не имеют субсчетов и поэтому подразделяются на аналитические счета (пример счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»), которые необходимы для наблюдения детальных показателей по каждому виду основных средств, материалов, по каждому рабочему. При ведении аналитических счетов используются не только денежные измерители, но натуральные и трудовые (пример, для расчетов с поставщиками, необходима информация по каждому поставщику).

Синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, их итоги совпадают.

В) Также все счета в плане счетов можно разделить на следующие группы:

- Активные счета – счета для отражения активов предприятия (из баланса). Активыимущество любой организации, состав имущества. Например, к активным относятся счета: 01, 03, 04, 07, 08, 10, 11, 19, 20,21,23,25,26,28, 29,41, 43,44, 45, 50,51, 58, 62

- Пассивные счета - счета для отражения пассивов предприятия (баланс). Пассивы - это то, за счет каких источников это имущество приобреталось и формировалось. Например, к пассивным относятся счета: 02, 05, 60, 66,67,68,69,70,80, 82,83,84,86, 97

- Активно-пассивные счета – счета для отражения расчетов. Могут быть как активными так и пассивными. Например, к ним относятся счета: 71, 75,76,79,99

- Счета без остатков – не имеют сальдо на конец отчетного периода это счета 90,91.  

Г) Все счета в плане счетов можно представить так же в виде таблицы с двумя колонками. Левая колонка таблицы дебет, правая кредит.

Информация о работе Бухгалтерский учет