Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией его предмет и метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 06:07, лекция

Описание работы

Возникновение учета и исторические этапы его развития.
Хозяйственный учет в системе управления.
Экономический субъект как сложная система управления.
Место учета в системе управления экономическими субъектами.
Виды хозяйственного учета, отличительные особенности оперативного, бухгалтерского и статистического учета.

Работа содержит 1 файл

Л-я.БУ. Тема1.1. БУ,предмет и метод.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

  Процесс снабжения является первой стадией кругооборота хозяйственных средств (имущества), в результате которой приобретаются и пополняются средства производства и трудовые ресурсы, а денежные средства превращаются в производственные запасы, которые затем переходят в сферу производства.

  В процессе производства за счет воздействия рабочей силы при помощи средств производства на предметы труда создаются материальные блага.

  В процессе реализации готовая продукция выходит из стадии производства и вновь попадает в сферу обращения, а после ее продажи (переход в денежную форму) кругооборот возобновляется.

  Любой из хозяйственных процессов кругооборота имущества в действительности состоит из целого ряда отдельных хозяйственных операций.

  Хозяйственная операция - это событие, которое приводит к изменению объема, состава и размещения имущества или источников его образования в организации. При совершении хозяйственных операций осуществляется отражение информации о хозяйственных процессах в первичных документах и регистрация их в учете. Экономическое содержание каждой хозяйственной операции определяет процесс движения средств организации, в результате чего происходят изменения в составе имущества и источниках его образования.

  Так, например, в процессе снабжения хозяйственной операцией считается каждый случай поступления товарно-материальных ценностей на склад, перечисления денежных средств конкретному поставщику.

  В процессе производства отражается каждый случай отпуска материалов в производство, начисление заработной платы работникам, передача готовой продукции на склад.

  Процесс реализации включает отражение операций по складскому хранению продукции, отгрузке ее покупателям, взаиморасчетам с покупателями и другие операции.

  Хозяйственных операций на предприятии происходит ежедневно большое количество, каждая из них обеспечивает кругооборот средств организации, которые в своем движении последовательно принимают три формы - денежную, производительную и товарную. Таким образом, из совокупности хозяйственных операций складывается финансово-хозяйственная деятельность любой организации, которая отражается в учете в виде информации о движении хозяйственных средств и их источников с использованием специфических приемов и методов. 

 

    Понятие об «экономических выгодах», «доходах», «расходах», «затратах», «издержках», «доходах будущих периодов» и «расходах будущих периодов». 
     

     Экономическая выгода – возможность имущества способствовать притоку денежных средств или иных активов в организацию.

     Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Основание: Постановление МФ РБ от 26.12.2003 № 181 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации». 

     Расходы организации – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников) имущества.

     Затраты – стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. Затраты, приводящие к получению в будущем экономических выгод, считаются активами организации и признаются расходами в период получения от них экономической выгоды. Затраты, не приводящие к получению экономических выгод, признаются расходами организации в период осуществления данных затрат.

Основание: Постановление  МФ РБ от 26.12.2003 г. № 182  «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы организации»

 

     Издержки  производства:

-   затраты,   непосредственно   связанные   с   производством   продукции   и обусловленные им. Различают несколько видов таких издержек:

    - постоянные   (затраты,   имеющие   место   вне   зависимости   от   объема 
производства);

  •    переменные - затраты, непосредственно связанные с объемом производства, 
    изменяющиеся в зависимости от объема);
  •    полные - сумма постоянных и переменных издержек;

    -  прямые   издержки   производства   -   издержки   производства   конкретной 
продукции, которые могут быть отнесены непосредственно на ее себестоимость;

  •    средние - средние величины издержек, приходящиеся на одно изделие, на 
    единицу продукции за определенный промежуток времени;
  •   эксплуатационные - расходы, связанные с эксплуатацией оборудования, 
    машин,   транспортных  средств,   использованием,   применением   разных   видов 
    средств производства и предметов хозяйственного обихода...

Основание: "Капитал. Энциклопедический словарь"      (В.Г.Гавриленко)

     Издержки  обращения:

-  затраты,  связанные с обращением товаров.  Включают в себя расходы на  упаковку, транспортировку, а также  складские расходы. 

Основание: «Капитал. Энциклопедический словарь»  (В.Г. Гавриленко) 
 

     Доходы  будущих периодов  представляют собой полученные авансом платежи от покупателей в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. 

     Расходы будущих периодов – расходы, произведенные за счет будущих отчетных периодов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  метода бухгалтерского учета. 
 

  Метод бухгалтерского учетаэто взаимосвязанная совокупность приемов и способов, носящих упорядоченный характер, в результате применения которых достигается взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации (предмета бухгалтерского учета).

  Метод бухгалтерского учета включает следующие  элементы (приемы):

  1. Документация - первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Документация позволяет осуществлять сплошное и непрерывное наблюдение за хозяйственными процессами организации.
  2. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета на определенную дату, а также документирования отдельных фактов хозяйственной жизни. Проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества.

  Документация  и инвентаризация являются элементами стадии первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

  Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета осуществляется с помощью оценки и калькуляции.

  3. Стоимостная оценка - способ выражения в денежном измерении имущества организации и его источников. В основе оценки имущества организации лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерителе, причем не только величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, т.е. себестоимость.

  Себестоимость объектов учета исчисляется при  помощи калькулирования.

  4. Калькуляция - способ группировки затрат и исчисления себестоимости единицы продукции, работ, услуг. Калькулирование представляет собой способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме за единицу продукции.

  Текущая группировка данных объектов учета  производится с помощью счетов и  двойной записи.

  5. Система счетов и двойная запись - прием, означающий, что группировка имущества, источников его образования и хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также системой счетов с применением метода двойной записи.

  Бухгалтерский счет - экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования и о хозяйственных операциях. Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется на основании первичных документов и при помощи способа двойной записи.

  Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, в основе которого лежит принцип записи любой хозяйственной операции на двух взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в одинаковой сумме.

  Обобщение фактов хозяйственной деятельности производится с помощью бухгалтерского баланса и отчетности.

  6. Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе (организации).

  7. Отчетность - система показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени. Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния организации, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1 
     

  1. Сущность  и роль хозяйственного учета.
  2. Виды измерителей, применяемых в учетной практике, их характеристика.
  3. Чем обеспечивается единство системы хозяйственного учета?
  4. Виды хозяйственного учета, обусловленность их функционирования.
  5. Характеристика бухгалтерского учета и его роль в управленческой деятельности.
  6. Задачи бухгалтерского учета и их обусловленность современными условиями хозяйствования.
  7. Характеристика основных функций бухгалтерского учета.
 
 
 
 
  1. Понятие предмета бухгалтерского учета.
  2. Характеристика объектов хозяйственного учета.
  3. Классификация активов (имущества, средств) по функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности.
  4. Характеристика внеоборотных активов.
  5. Классификация оборотных активов.
  6. Сущность и виды дебиторской задолженности.
  7. Характеристика собственных и заемных источников формирования активов (имущества, хозяйственных средств).
  8. Сущность и виды кредиторской задолженности.
  9. Хозяйственные процессы в качестве объекта бухгалтерского  учета.
  10. Понятие хозяйственной операции, факта хозяйственной деятельности и их характеристика.
  11. Понятие метода бухгалтерского учета.
  12. Классификация элементов метода бухгалтерского учета.
  13. Характеристика элементов метода бухгалтерского учета, обеспечивающих первичное наблюдение хозяйственных операций.
  14. Элементы метода бухгалтерского учета, обеспечивающие группировку показателей об объектах   бухгалтерского учета.

Информация о работе Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией его предмет и метод