Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 06:07, лекция
Возникновение учета и исторические этапы его развития.
Хозяйственный учет в системе управления.
Экономический субъект как сложная система управления.
Место учета в системе управления экономическими субъектами.
Виды хозяйственного учета, отличительные особенности оперативного, бухгалтерского и статистического учета.
Процесс снабжения является первой стадией кругооборота хозяйственных средств (имущества), в результате которой приобретаются и пополняются средства производства и трудовые ресурсы, а денежные средства превращаются в производственные запасы, которые затем переходят в сферу производства.
В процессе производства за счет воздействия рабочей силы при помощи средств производства на предметы труда создаются материальные блага.
В процессе реализации готовая продукция выходит из стадии производства и вновь попадает в сферу обращения, а после ее продажи (переход в денежную форму) кругооборот возобновляется.
Любой
из хозяйственных процессов
Хозяйственная операция - это событие, которое приводит к изменению объема, состава и размещения имущества или источников его образования в организации. При совершении хозяйственных операций осуществляется отражение информации о хозяйственных процессах в первичных документах и регистрация их в учете. Экономическое содержание каждой хозяйственной операции определяет процесс движения средств организации, в результате чего происходят изменения в составе имущества и источниках его образования.
Так, например, в процессе снабжения хозяйственной операцией считается каждый случай поступления товарно-материальных ценностей на склад, перечисления денежных средств конкретному поставщику.
В процессе производства отражается каждый случай отпуска материалов в производство, начисление заработной платы работникам, передача готовой продукции на склад.
Процесс реализации включает отражение операций по складскому хранению продукции, отгрузке ее покупателям, взаиморасчетам с покупателями и другие операции.
Хозяйственных
операций на предприятии происходит
ежедневно большое количество, каждая
из них обеспечивает кругооборот средств
организации, которые в своем движении
последовательно принимают три формы
- денежную, производительную и товарную.
Таким образом, из совокупности хозяйственных
операций складывается финансово-хозяйственная
деятельность любой организации, которая
отражается в учете в виде информации
о движении хозяйственных средств и их
источников с использованием специфических
приемов и методов.
Понятие
об «экономических выгодах»,
«доходах», «расходах»,
«затратах», «издержках»,
«доходах будущих периодов»
и «расходах будущих
периодов».
Экономическая выгода – возможность имущества способствовать притоку денежных средств или иных активов в организацию.
Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Основание: Постановление
МФ РБ от 26.12.2003 № 181 «Об утверждении Инструкции
по бухгалтерскому учету «Доходы организации».
Расходы организации – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников) имущества.
Затраты – стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. Затраты, приводящие к получению в будущем экономических выгод, считаются активами организации и признаются расходами в период получения от них экономической выгоды. Затраты, не приводящие к получению экономических выгод, признаются расходами организации в период осуществления данных затрат.
Основание: Постановление МФ РБ от 26.12.2003 г. № 182 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы организации»
Издержки производства:
- затраты, непосредственно связанные с производством продукции и обусловленные им. Различают несколько видов таких издержек:
- постоянные
(затраты, имеющие место вне
зависимости от объема
производства);
-
прямые издержки производства
- издержки производства
конкретной
продукции, которые могут быть отнесены
непосредственно на ее себестоимость;
Основание: "Капитал. Энциклопедический словарь" (В.Г.Гавриленко)
Издержки обращения:
- затраты,
связанные с обращением
Основание: «Капитал.
Энциклопедический словарь» (В.Г.
Гавриленко)
Доходы
будущих периодов
представляют собой полученные авансом
платежи от покупателей в отчетном периоде,
но относящиеся к будущим отчетным периодам.
Расходы
будущих периодов – расходы, произведенные
за счет будущих отчетных периодов.
Характеристика
метода бухгалтерского
учета.
Метод бухгалтерского учета — это взаимосвязанная совокупность приемов и способов, носящих упорядоченный характер, в результате применения которых достигается взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации (предмета бухгалтерского учета).
Метод бухгалтерского учета включает следующие элементы (приемы):
Документация и инвентаризация являются элементами стадии первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.
Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета осуществляется с помощью оценки и калькуляции.
3. Стоимостная оценка - способ выражения в денежном измерении имущества организации и его источников. В основе оценки имущества организации лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерителе, причем не только величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, т.е. себестоимость.
Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькулирования.
4. Калькуляция - способ группировки затрат и исчисления себестоимости единицы продукции, работ, услуг. Калькулирование представляет собой способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме за единицу продукции.
Текущая группировка данных объектов учета производится с помощью счетов и двойной записи.
5. Система счетов и двойная запись - прием, означающий, что группировка имущества, источников его образования и хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также системой счетов с применением метода двойной записи.
Бухгалтерский счет - экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования и о хозяйственных операциях. Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется на основании первичных документов и при помощи способа двойной записи.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, в основе которого лежит принцип записи любой хозяйственной операции на двух взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в одинаковой сумме.
Обобщение фактов хозяйственной деятельности производится с помощью бухгалтерского баланса и отчетности.
6. Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе (организации).
7. Отчетность
- система показателей, характеризующих
результаты финансово-хозяйственной деятельности
организации за определенный период времени.
Показатели отчетности используются для
анализа финансового состояния организации,
подготовки, обоснования и принятия соответствующих
управленческих решений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1