Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией его предмет и метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 06:07, лекция

Описание работы

Возникновение учета и исторические этапы его развития.
Хозяйственный учет в системе управления.
Экономический субъект как сложная система управления.
Место учета в системе управления экономическими субъектами.
Виды хозяйственного учета, отличительные особенности оперативного, бухгалтерского и статистического учета.

Работа содержит 1 файл

Л-я.БУ. Тема1.1. БУ,предмет и метод.doc

— 245.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственное регулирование бухгалтерского учета.

Для обеспечения  единства в построении и ведении  бухгалтерскою учета, составления отчетности и повышения их достоверности существует государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности, в основу которого положен Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Государственное регулирование бухгалтерского учета  и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.

Министерство  финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью и принимает обязательные для исполнения организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные  в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих 
отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты 
по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности 
Министерства финансов Республики Беларусь.

Национальный  банк Республики Беларусь осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для Национального банка Республики Беларусь, а также для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, принимает обязательные для исполнения банками нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью возложено на Министерство финансов Республики Беларусь, которое в соответствии с законодательством разрабатывает, согласовывает и утверждает для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь:

типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

положения по бухгалтерскому учету и отчетности;

иные нормативные  правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Многие отрасли  народного хозяйства имеют свою отраслевую специфику процесса производства и специфику в бухгалтерском учете.

Отраслевые министерства и ведомства на основе действующего законодательства имеют право разрабатывать и согласовывать с Министерством финансов свои отраслевые инструкции, рекомендации по отдельным участкам учета, в том числе по себестоимости и калькулированию продукции. 

 

Содержание  Закона РБ «О бухгалтерском  учете и отчетности»   
 

Закон  РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»  определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в РБ 

Статья 1 «Сфера действия настоящего Закона»

Статья 2 «Основные понятия, применяемые в настоящем Законе, и их определения»

Статья 3 «Законодательство  РБ о бухгалтерском учете и  отчетности»

Статья 4 «Основные  задачи бухгалтерского учета и отчетности»

Статья 5 « Государственное  регулирование бухгалтерского учета  и отчетности»

Статья 6 «Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации»

Статья 7 «Главный бухгалтер, его права и обязанности»

Статья 8 «Основные  требования к ведению бухгалтерского учета»

Статья 9 «Первичные учетные документы»

Статья 10 «Регистры  бухгалтерского учета»

Статья 11 «Определение стоимости активов и обязательств при принятии их на бухгалтерский 

                   учет. Переоценка активов и обязательств.

Статья 12 «Инвентаризация активов и обязательств»

Статья 13 «Состав  бухгалтерской отчетности»

Статья 14 «Представление бухгалтерской отчетности»

Статья 15 «Публикация  бухгалтерской отчетности»

Статья 16 «Хранение  документов бухгалтерского учета и  отчетности»

Статья 17 «Ответственность за нарушение законодательства РБ о бухгалтерском учете и

                   отчетности»

Статья 18 «Международные договоры» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учетная политика организации.

             В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете и отчетности" организации самостоятельно формируют свою учетную политику, которая применяется последовательно от одного учетного периода к другому.

  Учетная политика организации представляет собой регламентированную совокупность способов ведения учета, по которым разрешена вариантность их использования исходя из особенностей своей деятельности. Целью учетной политики является воздействие на эффективность финансового положения организации в рамках действующих законодательных положений.

  Учетная политика организации разрабатывается руководителем учетной службы, оформляется в виде отдельного документа и вводится в действие приказом руководителя организации. Этот документ должен содержать следующие разделы:

  • методическое обеспечение ведения бухгалтерского учета 
    (раскрытие учетной политики);
  • организационные мероприятия формирования системы бухгалтерского учета (формирование учетной политики).

  Методическое  обеспечение учетной политики представляет собой совокупность приемов и способов, позволяющую обеспечить системность отражения отдельных объектов и образующую функционирующую систему учета в организации. Рекомендуется выделить следующие его аспекты:

1. Учет имущества:

  1. Учет основных средств;
  2. Учет производственных запасов.
 

1.1. Учет основных средств

  Следует указать критерий отнесения имущества к основным средствам. Изложить порядок начисления амортизации, обосновать ее ускоренный метод в случае его применения с указанием перечня основных средств. Указать, будет ли применяться индексация амортизационных отчислений или же, наоборот, понижающие коэффициенты, а также будет ли проводиться переоценка основных средств. Раскрыть порядок списания затрат на ремонт основных средств. В случаях создания резерва на проведение ремонта изложить порядок расчета норматива отчислений на его создание.

1.2. Учет производственных запасов

  В соответствии с производственной направленностью  организации и обеспечением материальными ресурсами указать перечень субсчетов к счету 10 "Материалы". Раскрыть взаимосвязь между складским учетом материалов и записями на счетах. Изложить порядок оценки материалов и их списания на издержки производства. Допускается три варианта применяемых оценок:

  • по средневзвешенной себестоимости;
  • по учетным ценам с включением сумм отклонений между учетными ценами и фактической себестоимостью их заготовления;
  • с использованием метода "ЛИФО" ( по себестоимости последних по времени приобретения материалов).

2. Учет нематериальных активов

  Привести  перечень нематериальных активов с  указанием и обоснованием срока полезного использования каждого из них. Амортизация стоимости нематериальных активов производится в соответствии с исчисленным сроком их полезного использования.

3. Учет товаров

  Изложить  порядок оценки товаров, который  можно осуществлять одним из двух вариантов:

по покупным (учетным) ценам;

  • по продажным ценам.

  При первом варианте оценки в учетной  работе организация не использует счет 42 "Торговая наценка". Раскрыть механизм определения средней наценки и списания товаров при их реализации.

4. Учет затрат на производство

  Дать общую классификацию затрат в организации в соответствии с уставной хозяйственной деятельностью и привести перечень счетов, на которых найдут отражение указанные затраты.

  Изложить  порядок закрытия счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы" и списания расходов по управлению и обслуживанию производства по объектам учета затрат. В качестве базы распределения указанных расходов может быть:

  • сумма заработной платы;
  • сумма прямых расходов;
  • сметные ставки;
  • объем выручки.

  В соответствии с инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета возможно списание общехозяйственных расходов сразу в дебет счета 90 "Реализация" с кредита счета 26 "Общехозяйственные расходы" в качестве условно-постоянных расходов.

  Следует раскрыть порядок оценки незавершенного производства. Оценку незавершенного производства можно производить по следующим критериям:

  • нормативной производственной себестоимости;
  • по прямым статьям расходов;
  • по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

  По  расходам будущих периодов необходимо привести их перечень с указанием срока списания на издержки производства (обращения).

5. Учет реализации

  Необходимо  указать, что является моментом признания  выручки от реализации:

  • признание в учете выручки по мере отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг (метод начисления);
  • признание выручки по мере поступления оплаты отгруженных продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

  Определение момента признания выручки от реализации особенно важно для организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Изменения валютного курса обусловливают необходимость отражения в учете курсовых разниц.

6. Использование прибыли

  Следует раскрыть механизм использования прибыли. Указать порядок начисления и выплаты дивидендов учредителям (поквартально, за полугодие, за год, по решению учредителей). Определить порядок использования прибыли на финансирование вложений во внеоборотные активы.

  7. Порядок списания  курсовых  разниц.

  Согласно  законодательству РБ.

  8.Формирование фондов и резервов

  9.Вопросы  налогового учета

  Организационные мероприятия формирования учетной  политики в организации охватывают все моменты осуществления учетной работы от начала и до конца года без излишних повторений и параллелизма. Организационные мероприятия включают следующие позиции:

  • определение формы учета и технологии обработки информации. Разработка кодификатора учетных номенклатур;
  • график документооборота с указанием ответственных лиц за оформление, представление  первичных документов;
  • разработка плана счетов бухгалтерского учета организации 
    на основе утвержденного Типового плана счетов, обусловленного спецификой деятельности организации;
  • график проведения инвентаризаций и ревизий;
  • график организации труда работников бухгалтерии;
  • график представления отчетности.

Информация о работе Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией его предмет и метод