Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа
Горячеводское ГорПО в ходе своей деятельности решает большое количество сложных технико-экономических, финансовых и организационных задач. При этом оно реализует главную цель: удовлетворяет потребности пайщиков – членов потребительского общества.
Объектом исследования в дипломной работе является Горячеводское ГорПО, а период исследования охватывает 2001-2003 гг.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1 Экономическая сущность товарных операций. Цель, задачи, значение бухгалтерского учёта и аудита товарных операций
1.2. Нормативно-правовая база бухгалтерского учёта
и аудита товарных операций
1.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРЯЧЕВОДСКОГО ГОРПО
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
В Горячеводском ГорПО
2.1. Документальное оформление товарных операций
2.2. Отчётность материально-ответственных лиц
2.3. Синтетический и аналитический учёт товарных операций
3. АУДИТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1. Сущность и принципы организации аудита и контроля
3.2. Организация проведения аудита в Горячеводском ГорПО
3.3. Порядок проведения и проверка материалов инвентаризации товаров
3.4. Аудит товарных операций в Горячеводском ГорПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников:
Приложения
Не допускается вносить в описи данные об остатках товаров со слов материально ответственного лица или по данным учёта без проверки их фактического наличия. Товары, поступающие на розничное торговое предприятие во время проведения инвентаризации принимаются материально ответственным лицом в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или отчёту после инвентаризации. Эти товары заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В этой описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер документа, наименование товара, количество, цена, сумма стоимости товара. Одновременно на приходном документе за подписью председателя комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату. Товарно-материальные ценности, числящиеся за розничным торговым предприятием и хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих товаров на ответственное хранение. В описях на эти товары указывается их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учёта), дата принятия товара на хранение, место хранения, номера и даты документов. На товары, переданные в переработку другой организации в описи указывается наименование перерабатывающей организации, наименование товаров, количество, фактическая стоимость по данным учёта, дата передачи товара в переработку, номера и даты документов.
Результаты проверки по каждому наименованию товара фиксируются в инвентаризационных описях, составляемых отдельно по местам нахождения или хранения товаров.
Результаты инвентаризации отражаются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учёте, которые подписывают все члены инвентаризационной комиссии, а материально ответственные лица, кроме того, по каждой описи дают расписку: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».
Оформленную опись ревизор передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Если в магазине применяется натурально-стоимостная схема учёта товаров (при использовании штриховых кодов, мягких чеков и т.д.). Сличительные ведомости составляются только по товарно-материальным ведомостям, по которым выявлены отклонения от учётных данных. Их подписывает главный бухгалтер и материально ответственное лицо.
Поступление товаров определяется как сумма оборотов по дебету счета 41 «Товары». Остаток товаров в стоимостном выражении рассчитывается путем умножения остатков товаров, выявленных при инвентаризации, на цену каждого наименования товаров, исходя из способа оценки товаров, предусмотренного учётной политикой организации.
Если установлены недостача или излишки, материально ответственное лицо должно представить письменное объяснение по этому поводу. Недостачи товарно-материальных ценностей сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц, а излишки подлежат оприходованию.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же материально ответственного лица по товарам и материалам одного и того же наименования. Недостача товарно-материальных ценностей сверх норм убыли и потери от порчи товаров и материалов, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены, могут быть списаны организациями на результаты хозяйственной деятельности. Ревизор должен проверить правильность составления сличительной ведомости бухгалтерией розничного торгового предприятия и соответствие записей, внесенных в нее работниками бухгалтерии, т.е. бухгалтерским данным.
Предложения ревизора о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием товара и данных бухгалтерского учёта представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает также руководитель торгового предприятия.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности, находящиеся в эксплуатации в розничном торговом предприятии, инвентаризируются по месту нахождения и материально ответственными лицами, на хранении у которых они находятся.
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В опись заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учёте. При инвентаризации инвентаря, выданного в индивидуальное пользование работникам розничного торгового предприятия, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи. Предметы спецодежды, отправленные в стирку и ремонт, записываются в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги. Инвентарь и хозяйственные принадлежности, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются. На них составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин непригодности и возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.
При инвентаризации тары в розничном торговом предприятии ее заносят в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин непригодности.
Реализация товаров населению производится по договору розничной купли-продажи. В соответствии со ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором. Публичным признается договор, заключенный организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Согласно ст. 493 ГК РФ, он считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека или иного документа, подтверждающего факт оплаты товара, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель.
Согласно ст. 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18.06.93 г. N52151, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций ведутся с применением контрольно-кассовых машин.
В соответствии с п. 27 Положения по применению контрольно-кассовых машин (ККМ), утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства -Российской Федерации от 30.07,93 г. N 745, получение от населения наличных денег без применения контрольно-кассовых машин допускается в отдельных категориях предприятий согласно Перечню, утвержденному Советом Министров - Правительством Российской Федерации. К ним относятся организации, осуществляющие: мелкорозничную торговлю с ручных тележек, из цистерн, с лотков, из корзин, в развал овощами и бахчевыми культурами и т.д.
Выручку за день при использовании контрольно-кассовых машин определяют как разность между показаниями счетчиков на конец и начало дня.
Если осуществляется продажа товаров без применения контрольно-кассовых машин, объем реализованных товаров определяется суммой выручки, сданной продавцами в кассу организации, инкассатору банка или почту. Следовательно, одним из важных моментов аудита является инвентаризация денежной выручки.
Инвентаризация денежной наличности розничного торгового предприятия производится в присутствии кассира и главного бухгалтера предприятия. При наличии в ревизуемом предприятии нескольких ККМ ревизор должен их опечатать, чтобы предотвратить возможность покрытия недостачи денег в одних кассах за счет наличных денег из других касс. Одновременно кассир предприятия должен составить кассовый отчёт, вывести остаток денежных средств в кассовой книге и дать расписку о том, что к моменту аудита кассы все приходные и расходные документы включены в отчёт и к моменту аудита денежной выручки вся наличность находится в кассе ККМ. отчёт визирует главный бухгалтер предприятия.
После проверки наличия денежных средств в кассе ревизор оформляет акт аудита денежной выручки в розничном торговом предприятии, который подписывают сам ревизор, кассир и главный бухгалтер предприятия.
Величину денежной выручки по данным учёта ревизор проверяет по книге кассира-операциониста, в которой записи делаются на момент инвентаризации по показаниям контрольных и суммирующих счетчиков контрольно-кассовых машин.
Фактическое наличие денег в операционной кассе сопоставляется с суммой выручки по кассовым чекам, находящимся в отделах и секциях розничного торгового предприятия. Определяется полнота сдачи и сохранность выручки за реализованные товары. Одновременно ревизор проверяет соответствие нумерации ККМ документам, свидетельствующим о регистрации данной контрольно-кассовой машины в налоговых органах; осуществление руководством предприятия текущего контроля за использованием ККМ.
Ревизор должен проверить, осуществлялась ли проверка показаний счетчика ККМ перед началом и окончанием работы..
Руководитель розничного торгового предприятия или по его поручению главный бухгалтер должны производить проверку перед началом работы ККМ и после окончания на соответствие показаний счетчиков ККМ записям этих показателей в книге кассира-операциониста, показаниям суммирующих контрольных счетчиков и первый чек кассовой ленты с указанием на ней наименования предприятия, типа и номера кассовой машины на каждую конкретную дату. Сумма выручки за день должна соответствовать показаниям денежных суммирующих и контрольных счетчиков.
Книга кассира-операциониста должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью предприятия. Записи в книге производятся в хронологическом порядке чернилами без помарок, подчисток и не оговоренных исправлений.
На розничных торговых предприятиях, эксплуатирующих одновременно несколько контрольно-кассовых машин, на каждую из них должна быть заведена отдельная книга кассира-операциониста. Показатели счетчиков недействующих ККМ, находящихся в запасе или ремонте, должны быть заактированы и заверены подписями бригадира-механика и представителя администрации торгового предприятия.
Полноту оприходования выручки ревизор устанавливает сопоставлением общей денежной выручки, значащейся во всех книгах кассира-операциониста, с документами на сдачу денег в банк, кассу организации, почту, инкассатору.
Полноту и своевременность сдачи денежной выручки в центральную кассу предприятия проверяют путем взаимного контроля документов на поступление денег в кассу и выдачу их.
По результатам проверки операционных ККМ составляется акт в 3 экземплярах, который также подписывается ревизором, бухгалтером и кассиром-операционистом.
Товары в розничную торговую сеть поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, посреднических фирм, фермерских хозяйств и от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Осуществляя проверку правильности документального оформления товаров, поступивших в розницу, ревизор проверяет соблюдение требований «Положений о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ».
Поступление товара от поставщиков в розничном торговом предприятии должно оформляться товаросопроводительными документами: товарно-транспортной накладной, счетом или счетом-фактурой. Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товара автомобильным транспортом, железнодорожную накладную - при поставке по железной дороге, при доставке в контейнере должна выписываться накладная на перевозку груза в универсальном контейнере.
Приемка товара от юридических лиц оформляется документально за подписью материально ответственного лица и печатью (или штампом) на счете-фактуре установленной формы. В счете-фактуре поставщиком должны быть заполнены все реквизиты, предусмотренные этой формой, проставлены наименование товара, его количество, цена и сумма, размер НДС, печать и подпись лица, отпустившего товар.
Счет-фактура является для розничного торгового предприятия приходным товарным документом и служит также основанием для оплаты поступившего товара и возмещения бюджетом НДС по приобретенным товарам.
Внутреннее перемещение товара между магазинами потребительского общества производится по накладной, подписанной руководителем.
В магазинах, помимо проверки правильности оформления движения товаров, проверяют хранение их в складских помещениях: имеются ли на каждый товар складской ярлык, номенклатурный номер, регистрируемый в специальной книге или карточках складского учёта.
Следует проверить, выделены ли для хранения уцененных товаров специальные помещения (места), имеются ли на товарах ярлыки, подписанные членами инвентаризационной комиссии и заверенные печатью организации.
Если товары приобретаются у индивидуальных сдатчиков, то материально ответственным лицом должна быть оформлена приходная накладная, где указываются следующие данные: наименование розничного торгового предприятия, закупающего товар, номер и дата составления документа, паспортные данные сдатчика, наименование товара, цена и общая стоимость. На каждого индивидуального сдатчика - жителя РФ заводится специальный реестр, в котором накапливают сведения об объемах сданных на реализацию товаров и данные о фактически полученных доходах. С суммы сданных товаров, превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда в год, должен быть удержан подоходный налог. Со сдатчиков, не являющихся гражданами РФ, подоходный налог в размере 20% от общей стоимости сданной продукции должен быть удержан сразу же при расчете с ними.