Бухгалтерский учет товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Горячеводское ГорПО в ходе своей деятельности решает большое количество сложных технико-экономических, финансовых и организационных задач. При этом оно реализует главную цель: удовлетворяет потребности пайщиков – членов потребительского общества.
Объектом исследования в дипломной работе является Горячеводское ГорПО, а период исследования охватывает 2001-2003 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1 Экономическая сущность товарных операций. Цель, задачи, значение бухгалтерского учёта и аудита товарных операций
1.2. Нормативно-правовая база бухгалтерского учёта
и аудита товарных операций
1.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРЯЧЕВОДСКОГО ГОРПО
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
В Горячеводском ГорПО
2.1. Документальное оформление товарных операций
2.2. Отчётность материально-ответственных лиц
2.3. Синтетический и аналитический учёт товарных операций
3. АУДИТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1. Сущность и принципы организации аудита и контроля
3.2. Организация проведения аудита в Горячеводском ГорПО
3.3. Порядок проведения и проверка материалов инвентаризации товаров
3.4. Аудит товарных операций в Горячеводском ГорПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников:
Приложения

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 474.00 Кб (Скачать)

Не допускается вносить в описи данные об остатках товаров со слов материально ответственного лица или по данным учёта без проверки их фактического нали­чия. Товары, поступающие на розничное торговое предприятие во время проведения инвентаризации при­нимаются материально ответственным лицом в при­сутствии членов инвентаризационной комиссии и при­ходуются по реестру или отчёту после инвентаризации. Эти товары заносятся в отдельную опись под наимено­ванием «Товарно-материальные ценности, поступив­шие во время инвентаризации». В этой описи указыва­ется дата поступления, наименование поставщика, дата и номер документа, наименование товара, количество, цена, сумма стоимости товара. Одновременно на при­ходном документе за подписью председателя комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается от­метка «после инвентаризации» со ссылкой на дату. То­варно-материальные ценности, числящиеся за рознич­ным торговым предприятием и хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании до­кументов, подтверждающих сдачу этих товаров на от­ветственное хранение. В описях на эти товары указы­вается их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учёта), дата принятия товара на хранение, место хранения, номера и даты документов. На товары, переданные в переработку другой организации в описи указывается наименование перерабатывающей органи­зации, наименование товаров, количество, фактиче­ская стоимость по данным учёта, дата передачи товара в переработку, номера и даты документов.

Результаты проверки по каждому наименованию товара фиксируются в инвентаризационных описях, со­ставляемых отдельно по местам нахождения или хране­ния товаров.

Результаты инвентаризации отражаются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учёте, которые подписывают все члены инвентариза­ционной комиссии, а материально ответственные лица, кроме того, по каждой описи дают расписку: «Все цен­ности, поименованные в настоящей инвентаризацион­ной описи, комиссией проверены в натуре в моем при­сутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, пе­речисленные в описи, находятся на моем ответствен­ном хранении».

Оформленную опись ревизор передает в бухгалте­рию для составления сличительной ведомости. Если в магазине применяется натурально-стоимостная схема учёта товаров (при использовании штриховых кодов, мягких чеков и т.д.). Сличительные ведомости состав­ляются только по товарно-материальным ведомостям, по которым выявлены отклонения от учётных данных. Их подписывает главный бухгалтер и материально от­ветственное лицо.

Поступление товаров определяется как сумма обо­ротов по дебету счета 41 «Товары». Остаток товаров в стоимостном выражении рассчитывается путем умно­жения остатков товаров, выявленных при инвентариза­ции, на цену каждого наименования товаров, исходя из способа оценки товаров, предусмотренного учётной политикой организации.

Если установлены недостача или излишки, матери­ально ответственное лицо должно представить пись­менное объяснение по этому поводу. Недостачи товар­но-материальных ценностей сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц, а излишки подлежат оприходованию.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же материально ответственного лица по товарам и материалам одного и того же наименования. Недостача товарно-материальных ценностей сверх норм убыли и потери от порчи товаров и материалов, когда конкретные винов­ники недостачи и порчи не установлены, могут быть списаны организациями на результаты хозяйственной деятельности. Ревизор должен проверить правильность составления сличительной ведомости бухгалтерией розничного торгового предприятия и соответствие за­писей, внесенных в нее работниками бухгалтерии, т.е. бухгалтерским данным.

Предложения ревизора о регулировании выявлен­ных при инвентаризации расхождений между фактиче­ским наличием товара и данных бухгалтерского учёта представляются на рассмотрение руководителю орга­низации. Окончательное решение о зачете принимает также руководитель торгового предприятия.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, находящиеся в эксплуатации в розничном торговом предприятии, инвентаризируются по месту нахождения и материально ответственными лицами, на хранении у которых они находятся.

Инвентаризация проводится путем осмотра каждо­го предмета. В опись заносятся по наименовани­ям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгал­терском учёте. При инвентаризации инвентаря, выданного в индивидуальное пользование работникам розничного торгового предприятия, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых от­крыты личные карточки, с распиской их в описи. Пред­меты спецодежды, отправленные в стирку и ремонт, записываются в инвентаризационную опись на основа­нии ведомостей-накладных или квитанций организа­ций, осуществляющих эти услуги. Инвентарь и хозяйственные принадлежности, пришедшие в негод­ность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются. На них составляется акт с указанием вре­мени эксплуатации, причин непригодности и возможно­сти использования этих предметов в хозяйственных це­лях.

При инвентаризации тары в розничном торговом предприятии ее заносят в описи по видам, целевому на­значению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комис­сия составляет акт на списание с указанием причин не­пригодности.

Реализация товаров населению производится по до­говору розничной купли-продажи. В соответствии со ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи явля­ется публичным договором. Публичным признается до­говор, заключенный организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по ха­рактеру своей деятельности должна осуществлять в от­ношении каждого, кто к ней обратится.

Согласно ст. 493 ГК РФ, он считается заключен­ным с момента выдачи продавцом покупателю кассово­го чека или иного документа, подтверждающего факт оплаты товара, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18.06.93 г. N52151, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций ведутся с применением контрольно-кассовых машин.

В соответствии с п. 27 Положения по применению контрольно-кассовых машин (ККМ), утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства -Российской Федерации от 30.07,93 г. N 745, получение от населения наличных денег без применения конт­рольно-кассовых машин допускается в отдельных кате­гориях предприятий согласно Перечню, утвержденно­му Советом Министров - Правительством Российской Федерации. К ним относятся организации, осуществля­ющие: мелкорозничную торговлю с ручных тележек, из цистерн, с лотков, из корзин, в развал овощами и бахчевыми культурами и т.д.

Выручку за день при использовании контрольно-кассовых машин определяют как разность между пока­заниями счетчиков на конец и начало дня.

Если осуществляется продажа товаров без приме­нения контрольно-кассовых машин, объем реализован­ных товаров определяется суммой выручки, сданной продавцами в кассу организации, инкассатору банка или почту. Следовательно, одним из важных моментов аудита является инвентаризация денежной выручки.

Инвентаризация денежной наличности розничного торгового предприятия производится в присутствии кассира и глав­ного бухгалтера предприятия. При наличии в ревизуе­мом предприятии нескольких ККМ ревизор должен их опечатать, чтобы предотвратить возможность покры­тия недостачи денег в одних кассах за счет наличных денег из других касс. Одновременно кассир предпри­ятия должен составить кассовый отчёт, вывести оста­ток денежных средств в кассовой книге и дать распис­ку о том, что к моменту аудита кассы все приходные и расходные документы включены в отчёт и к моменту аудита денежной выручки вся наличность находится в кассе ККМ. отчёт визирует главный бухгалтер пред­приятия.

После проверки наличия денежных средств в кассе ревизор оформляет акт аудита денежной выручки в розничном торговом предприятии, который подписы­вают сам ревизор, кассир и главный бухгалтер пред­приятия.

Величину денежной выручки по данным учёта ре­визор проверяет по книге кассира-операциониста, в ко­торой записи делаются на момент инвентаризации по показаниям контрольных и суммирующих счетчиков контрольно-кассовых машин.

Фактическое наличие денег в операционной кассе сопоставляется с суммой выручки по кассовым чекам, находящимся в отделах и секциях розничного торгово­го предприятия. Определяется полнота сдачи и сохран­ность выручки за реализованные товары. Одновремен­но ревизор проверяет соответствие нумерации ККМ документам, свидетельствующим о регистрации данной контрольно-кассовой машины в налоговых органах; осуществление руководством предприятия текущего контроля за использованием ККМ.

Ревизор должен проверить, осуществлялась ли про­верка показаний счетчика ККМ перед началом и окон­чанием работы..

Руководитель розничного торгового предприятия или по его поручению главный бухгалтер должны про­изводить проверку перед началом работы ККМ и пос­ле окончания на соответствие показаний счетчиков ККМ записям этих показателей в книге кассира-опера­циониста, показаниям суммирующих контрольных счетчиков и первый чек кассовой ленты с указанием на ней наименования предприятия, типа и номера кассо­вой машины на каждую конкретную дату. Сумма вы­ручки за день должна соответствовать показаниям де­нежных суммирующих и контрольных счетчиков.

Книга кассира-операциониста должна быть прону­мерована, прошнурована и скреплена подписями руко­водителя, главного бухгалтера и печатью предприятия. Записи в книге производятся в хронологическом поряд­ке чернилами без помарок, подчисток и не оговоренных исправлений.

На розничных торговых предприятиях, эксплуати­рующих одновременно несколько контрольно-кассо­вых машин, на каждую из них должна быть заведена от­дельная книга кассира-операциониста. Показатели счетчиков недействующих ККМ, находящихся в запасе или ремонте, должны быть заактированы и заверены подписями бригадира-механика и представителя адми­нистрации торгового предприятия.

Полноту оприходования выручки ревизор устанав­ливает сопоставлением общей денежной выручки, значащейся во всех книгах кассира-операциониста, с доку­ментами на сдачу денег в банк, кассу организации, поч­ту, инкассатору.

Полноту и своевременность сдачи денежной выруч­ки в центральную кассу предприятия проверяют путем взаимного контроля документов на поступление денег в кассу и выдачу их.

По результатам проверки операционных ККМ со­ставляется акт в 3 экземплярах, который также подпи­сывается ревизором, бухгалтером и кассиром-операци­онистом.

Товары в розничную торговую сеть поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, посреднических фирм, фермерских хозяйств и от лиц, за­нимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Осуществляя проверку правильности документаль­ного оформления товаров, поступивших в розницу, ре­визор проверяет соблюдение требований «Положений о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ».

Поступление товара от поставщиков в розничном торговом предприятии должно оформляться товаросо­проводительными документами: товарно-транспортной накладной, счетом или счетом-фактурой. Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товара автомобильным транспортом, железнодорож­ную накладную - при поставке по железной дороге, при доставке в контейнере должна выписываться наклад­ная на перевозку груза в универсальном контейнере.

Приемка товара от юридических лиц оформляется документально за подписью материально ответствен­ного лица и печатью (или штампом) на счете-фактуре установленной формы. В счете-фактуре поставщиком должны быть заполнены все реквизиты, предусмотрен­ные этой формой, проставлены наименование товара, его количество, цена и сумма, размер НДС, печать и подпись лица, отпустившего товар.

Счет-фактура является для розничного торгового предприятия приходным товарным документом и служит также основанием для оплаты поступившего товара и возмещения бюджетом НДС по приобретенным товарам.

Внутреннее перемещение товара между магазина­ми потребительского общества производится по на­кладной, подписанной руководителем.

В магазинах, помимо проверки правильности оформления движения товаров, проверяют хранение их в складских помещениях: имеются ли на каждый то­вар складской ярлык, номенклатурный номер, регист­рируемый в специальной книге или карточках склад­ского учёта.

Следует проверить, выделены ли для хранения уце­ненных товаров специальные помещения (места), име­ются ли на товарах ярлыки, подписанные членами ин­вентаризационной комиссии и заверенные печатью ор­ганизации.

Если товары приобретаются у индивидуальных сдатчиков, то материально ответственным лицом должна быть оформлена приходная накладная, где ука­зываются следующие данные: наименование рознично­го торгового предприятия, закупающего товар, номер и дата составления документа, паспортные данные сдат­чика, наименование товара, цена и общая стоимость. На каждого индивидуального сдатчика - жителя РФ за­водится специальный реестр, в котором накапливают сведения об объемах сданных на реализацию товаров и данные о фактически полученных доходах. С суммы сданных товаров, превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда в год, должен быть удержан по­доходный налог. Со сдатчиков, не являющихся гражда­нами РФ, подоходный налог в размере 20% от общей стоимости сданной продукции должен быть удержан сразу же при расчете с ними.

Информация о работе Бухгалтерский учет товаров