Бухгалтерский учет текущих обязательств и расчетов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических, организационно-методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета текущих обязательств и расчетов организации для повышения эффективности деятельности организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Работа содержит 1 файл

Курсовая по БУ №2.docx

— 91.84 Кб (Скачать)

Дебиторскую задолженность можно классифицировать по разным критериям:

1)  по  причинам образования:

-  оправданная, когда срок погашения задолженности еще не наступил или составляет менее одного месяца;

-  неоправданная, когда задолженность просрочена по тем или иным причинам. Чем больше период просрочки, тем вероятнее неуплата по счету.

Чем больше сумма неоправданной дебиторской  задолженности, тем выше вероятность  угрозы неплатежеспособности организации-кредитора;

-  безнадежная (сомнительная), когда исчерпаны все способы вернуть денежные средства от должников. Сомнительные долги означают, что с каждого рубля задолженности определенная доля не будет возвращена организации-кредитору;

2)  по  сроку платежа:

-   отсроченная;

-   просроченная;

3)  по  срокам образования:

-   краткосрочная (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев);

-  долгосрочная (платежи по которой ожидаются  более чем через 12 месяцев).

Кредиторская  задолженность – это задолженность данной организации другим юридическим и физическим лицам, которые называются кредиторами.

Кредиторская  задолженность классифицируется:

1)  по  видам:

-   поставщики и подрядчики;

- задолженность перед персоналом организации;

-   задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами:

-   задолженность  участникам и учредителям по выплате доходов;

-   прочие кредиторы;

2)  по  срокам погашения:

-   краткосрочная;

-   долгосрочная.

Расчеты с дебиторами и кредиторами можно  проводить как в наличной так и в безналичной формах. При наличной форме - расчеты производятся наличными денежными средствами. Однако в связи с законодательными ограничениями наличные денежные расчеты между юридическими лицами практически не ведутся. Это связано с ограничением расчетов по одной сделке с одним контрагентом в сумме, не более 100 000 рублей и наличием лимита по кассе, который устанавливается обслуживающим банком по согласованию с руководителем организации. Сумма расчетов с физическими лицами, когда они не связаны с предпринимательской деятельностью, не ограничена.

Для осуществления  расчетов наличными деньгами следует  руководствоваться решением ЦБ РФ от 22.09.93 № 40, которым утвержден «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».

Из касс наличные деньги выдаются по расходным  кассовым ордерам. Документ выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации, главным бухгалтером, кассиром и лицом получившим наличные деньги с указанием полученной суммы. (Приложение 6)

Выдача  наличных денег из касс организаций также может производиться по надлежаще оформленным другим документам: платежным (расчетно-платежным) ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Эти документы должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером или лицами на это уполномоченными. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах (заявлениям, счетам и др.) имеется разрешительная надпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу  кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер  документа, кем и когда он выдан. Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если деньги выдаются по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег.

 Деньги по расходному кассовому ордеру выдаются только в день составления этого документа. Никаких подчисток, помарок или исправлений в кассовом документе не допускается. [12]

          Большинство расчетов между юридическими лицами производятся в безналичной форме. При безналичной форме расчеты ведутся путем безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках. Применение безналичных расчетов позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

Формы безналичных расчетов определены статьей  862 ГК РФ. Это расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками.

 Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Выбор наиболее рациональной формы позволяет сократить разрыв между временем получения ценностей, работ, услуг и списания денежных средств за них. Это способствует ликвидации необоснованной кредиторской задолженности.

Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ – это оформленное  на бумажном носителе или в электронном  виде распоряжение:

- плательщика – о списании денежных средств со своего счета и  их перечислении на счет получателя средств;

- получателя – о списании денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный получателем средств.

          Положение ЦБР от 13 октября  2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»  (с изм. от 03 марта 2003 г.) определяет форматы и порядок заполнения используемых расчетных документов, среди которых можно выделить: платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения, аккредитивы, чеки;

         Чаще всего используются расчеты платежными поручениями. Платежное поручение – представляет собой  распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему  его банку, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Используются платежные поручения  для предварительной оплаты товарно-материальных ценностей, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. (Приложение 7)

         Расчеты по инкассо – это банковская операция, посредством которой по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых  поручений.

          Платежное требование – содержит требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Они применяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом.

         Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться   с предварительным акцептом и без акцепта (согласия) плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами  по договору и должен быть не менее 5-ти рабочих дней.

          Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта  платежного требования по основаниям, предусмотренным в договоре. Отказ от акцепта счета в полной сумме может быть в случае отгрузки поставщиком продукции незаконной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной; досрочной поставки товаров; предъявления поставщиком бестоварного требования и других случаях. Частичный отказ может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, допущении арифметических ошибок в требовании или товарно-транспортном документе и др.

Без акцепта  плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях: установленных законодательством  или предусмотренных сторонами  по договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права  на списание денежных средств со счета  плательщика без его распоряжения. Как правило, без акцепта оплачивают требования за газ, воду, электричество, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги и некоторые другие услуги. [6, стр. 329]

         На основании  инкассового  поручения производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.

        Инкассовые  поручения применяются:

-  если  бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством;

-  для взыскания по исполнительным документам; 

         -   в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.

Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят  после отгрузки поставщиком продукции.

Аккредитив  – это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается  в основном договоре, в котором  отражаются основные условия. Выплаты  по аккредитиву производят в течение  срока действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или  по частям. Остаток неиспользованного аккредитива возвращают организации-покупателю на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.

Аккредитив  предназначен для расчетов только с  одним поставщиком.  Одновременно может быть открыто несколько  аккредитивов. Обычно аккредитивная  форма расчетов применяется при  эпизодических, разовых расчетах между  поставщиком и покупателем.

          Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чеке суммы получателю средств (чекодержателю) или перечислить ее на его расчетный счет.  При осуществлении расчетов чеками, плательщик (покупатель)  приобретает в банке чековую книжку и депонирует на счете сумму, за счет которой будут оплачиваться чеки.

                 Расчетные документы (кроме чеков) заполняются только на пишущей машинке или ЭВМ шрифтом черного цвета; заполнение чеков производится  ручкой , чернилами синего или черного цвета; не допускаются исправления, подчистки, помарки, а также использование корректирующих жидкостей: расчетные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные Положением и др.

Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение 10 календарных дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк представляется столько экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов. Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре расчетного документа (кроме чека)  двух подписей лиц, имеющих право подписывать расчетные документы (или одного лица, если в организации отсутствует лицо с правом   второй   подписи).   Кроме того, на документе ставится оттиск

печати.  [11]

В ООО  ТД «» расчеты ведутся как в наличной, так и в безналичной формах. Наличная форма применяется при расчетах с работниками организации по расходным кассовым ордерам, а при выдаче заработной платы – по платежным ведомостям. Безналичная форма ведется при расчетах с организациями и расчеты в основном производятся платежными поручениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ

2.1Учет  расчетов с поставщиками и  подрядчиками

Поставщики  и подрядчики – это организации, поставляющие сырьё, материалы и  другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Перед поставкой товарно-материальных ценностей или оказанием работ, услуг с поставщиком и подрядчиком заключается договор. Договора заключаются  в соответствии со ст.506 ГК РФ.  В договоре указывается наименование сторон (поставщика и покупателя), предмет договора (наименование товарно-материальных ценностей или виды выполняемых работ и услуг), условия поставки, количественные и стоимостные показатели товарно-материальных ценностей или услуг, порядок расчетов, а также имущественная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора и т. д. (Приложение 8)

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими  товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг, либо одновременно с ними платежными поручениями согласно договорам. (Приложение 7)

При поставке товаров в качестве сопроводительных документов могут выступать товарная накладная или товарно-транспортная накладная и счет-фактура, а выполненные работы и оказанные услуги подрядчиками  принимаются к учету на основании «Акта приемки выполненных работ».

Информация о работе Бухгалтерский учет текущих обязательств и расчетов организации