Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:43, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию учета продажи лекарственных средств в аптечной организации.
Объектом исследования является МУП «Аптеки Якутска» г. Якутска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить нормативно-правовую базу бухгалтерского учета и продажи лекарственных средств в аптечной организации;
- рассмотреть особенности учета и продажи лекарственных средств собственного изготовления и готовых форм лекарств в аптечной организации;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета продажи
лекарственных средств в аптечной организации.
Нормативно-правовая база учета лекарственных средств
в аптечной организации……………………………………………………6
1.2. Бухгалтерский учет продажи продукции (изготовляемых форм лекарств)
и товаров (готовых лекарственных средств)
в аптечной организации……………………………………………………10
Глава 2. Бухгалтерский учет продажи лекарственных средств на примере
МУП «Аптеки Якутска».
2.1. Организационно-экономическая характеристика
МУП «Аптеки Якутска»…………………………………………………….21
2.2. Бухгалтерский учет продажи лекарственных средств
в МУП «Аптеки Якутска»………………………………………………….26
2.3. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета
продажи лекарственных средств в МУП «Аптеки Якутска»…………….32
Список использованных источников и литературы…
- Инструкция Госналогслужбы России от 10.08.1998 N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов";
- Приказ Минздрава России от 13.11.1996 N 375 "Об утверждении предельных норм естественной убыли (производственной траты) лекарственных средств на аптечных складах (базах)";
- Приказ Минздрава РФ от 17.11.2003 №1325 "Об утверждении Инструкции по ведению первичного учета и составлению отчетности в аптеках, состоящих на централизованном учете".
В соответствии с пп.5 п.1 ст.5 Федерального закона от 22.06.98 №86-ФЗ «О лекарственных средствах» государство осуществляет регулирование цен на лекарственные средства. На все препараты, которые указаны в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарств, цена регулируется государством, при этом государственной регистрации подлежат цены на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства. Лекарственное средство, цена на которое зарегистрирована, вносится в Государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен.
Для того, чтобы зарегистрировать предельную отпускную цену, производитель или его уполномоченный должен представить в Минздрав пакет документов. Их список определен п. 5 «Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» (ЖНВЛС), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 №782. Отечественный производитель лекарственных препаратов подает в Министерство здравоохранения копию лицензии на производство лекарства, копию регистрационного удостоверения на лекарство, данные о коде лекарства, его количестве в упаковке и его штрих-коде, проект протокола согласования и регистрации предельной отпускной цены производителя, справку о расчете предельной отпускной цены за упаковку. Согласно п. 11 Положения о государственном регулировании цен предельная отпускная цена на российское лекарство должна быть выражена только в рублях.
Отпускная цена, по которой производитель продает лекарственное средство, может быть меньше или равна цене государственной регистрации. Реализовывать лекарственные средства по цене, превышающей зарегистрированную цену, законодательством запрещено.
Торговая надбавка на лекарственные средства также является регулируемым элементом, входящим в состав цены. Актами органов исполнительной власти субъектов РФ на лекарственные средства устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки:
-
к фактической отпускной цене
производителя лекарственных
- к отпускной цене организации оптовой торговли, закупающей лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у производителей.
Сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации лекарственного средства на территории субъекта РФ, не должна превышать соответствующую предельную оптовую надбавку, установленную органом исполнительной власти этого субъекта РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают для аптечных учреждений независимо от их организационно-правовой формы предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств или отпускной цене организации оптовой торговли лекарственными средствами.
Расчет
предельных розничных и оптовых
цен на лекарственные средства, зарегистрированных
в Государственном реестре цен
на ЖВНЛС по РС (Я), производится с
применением предельных оптовых и розничных
надбавок на Перечень ЖВНЛС, утвержденный
Приказом Государственного комитета по
ценовой политике – Региональной энергетической
комиссии РС (Я) от 27.02.2010 г. №12.
Несмотря
на обилие готовых лекарственных
средств, особенно импортного производства,
часть лекарств изготавливается
непосредственно в аптеках и
реализуется населению через
рецептурные отделы. Это традиционные
мази, порошки, капли, не подлежащие длительному
хранению.
Изготовление аптечными учреждениями лекарственных средств по индивидуальным рецептам относится к производственной деятельности (Письмо Минфина России от 12.04.2001 N 04-05-11/32).
В бухгалтерском учете должна быть правильно сформирована себестоимость лекарственных средств, рассчитана сумма естественной убыли для целей бухгалтерского и налогового учета и определена выручка от продажи изготовленных лекарственных средств.
При формировании розничных (отпускных) цен на лекарственные средства в аптеке выделяют два методических подхода:
-
ценообразование на готовые
-
ценообразование на
Ценообразование на готовые лекарственные средства (ГЛС):
Общая схема формирования розничной цены на ГЛС выглядит следующим образом.
Отпускная цена + Оптовая + Розничная = Розничная цена
производителя торговая торговая
надбавка надбавка
Оптовый посредник получает лекарственные средства и изделия медицинского назначения от производителя по отпускной цене. Оптовая цена посредника складывается из отпускной цены и оптовой торговой надбавки к этой цене. Розничная цена зависит от оптовой цены посредника и торговой надбавки розничного звена к отпускной цене производителя.
Как уже было сказано выше, в каждом регионе установлены свои предельные надбавки (без НДС), применяемы при формировании цен на лекарства.
Для того, чтобы рассчитать цену реализации ГЛС, производитель или оптовый посредник их поставляющий обязан передать аптечному учреждению накладные и протокол согласования цен, который необходим для правильного определения цены реализации лекарственного средства. В протоколе указываются:
- отпускная цена производителя;
-
цена государственной
На основании этих цен аптечное учреждение определяет отпускную стоимость лекарственного средства.
Ценообразование на лекарственные формы, изготовленные аптекой:
Структуру розничной цены на экстемпоральные лекарственные формы и внутриаптечную заготовку можно представить следующим образом:
Стоимость + Тарифы на + Сумма посто- = Розничная цена
исходных изготовление, янных и допол- экстемпоральной
ингредиентов фасовку и нительных лекарственной
и посуды отпуск затрат на единицу формы и внутриаптечной
(упаковки)
В ценообразовании лекарственных средств, изготовленных в аптеке, существует одна особенность – их необходимо производить в соответствии с промышленным регламентом, который разрабатывается на основе фармакопейных статей. Фармакопейная статья является государственным стандартом качества лекарственного средства. В ней приведен перечень нормируемых показателей или методов испытания для конкретной лекарственной формы, описаны физические, физико-химические, химические, биохимические, биологические и микробиологические методы анализа лекарства.
Бухгалтеру нужно знать промышленный регламент, потому что в нем представлен материальный баланс, содержащий:
- данные о количестве и составе ингредиентов, которые необходимы для производства лекарства;
-
сведения о количестве и
Данные
материального баланса
Методические рекомендации о внутриведомственном первичном учете лекарственных средств и других медицинских товаров в организациях розничной фармацевтической (аптечной) сети всех организационно-правовых форм, расположенных на территории РФ, утверждены Минздравом России 14.05.1998 N 98/124 (далее – Методические рекомендации).
В соответствии с этим документом за одно лекарственное средство индивидуального изготовления принимается лекарство в единичной упаковке, изготовленное по одной прописи рецепта или требования, полностью оформленное в соответствии с установленными правилами нормативных документов Минздрава.
Учет
лекарственных средств
Квитанция
заполняется при приеме рецепта
для индивидуального
Рецептурный журнал ведется в розничных аптечных организациях с небольшим объемом работы для учета лекарственных средств индивидуального изготовления (бесквитанционный метод). В графе 2 «Номер рецепта» проставляется номер рецепта по порядку с начала рабочего дня (смены), и в конце рабочего дня (смены) подводятся итоги по графам, то есть подсчитывается количество индивидуально изготовленных лекарственных форм и их стоимость.
При осуществлении денежных расчетов с населением за лекарства индивидуального изготовления с помощью контрольно-кассовых машин с фискальной памятью их учет рекомендуется вести по кассовой ленте (фискальному чеку, записям книги кассира-операциониста).
Учет изготовленных в аптеке лекарственных средств по стационарной рецептуре осуществляется по накладным, требованиям в натуральных показателях и в стоимостном выражении.
Требование-накладная (форма №А-2.20) выписывается аптекой в случае продажи лекарственных средств лечебно-профилактическим учреждениям, другим аптечным организациям, а также отделам аптеки (при внутриаптечной передаче).
В соответствии с Методическими рекомендациями №98/124 требование-накладная нумеруется порядковым номером с начала года и выписывается в трех экземплярах лечебно-профилактическими учреждениями и другими покупателями с заполнением соответствующих граф. При выдаче товаров первый экземпляр передается вместе с товарным отчетом в бухгалтерию аптечной организации, второй вместе со счетом покупателю для оплаты или предъявления в банк, третий получателю.
На ядовитые, наркотические и другие лекарственные средства, внесенные в списки постоянного Комитета по контролю наркотиков, а также спирт этиловый, требование-накладная выписывается на один экземпляр больше, который хранится у материально-ответственного лица, отпустившего лекарственное средство.
При
отпуске лекарственных средств
разовым покупателям и
Если аптечное учреждение реализует лекарственные средства оптом по безналичному расчету и за наличный расчет, то составляется реестр выписанных покупателям требований-накладных (счетов) по форме №А-2.22.
Бухгалтерия аптечного учреждения ежемесячно, для сверки расчетов, составляет оборотную ведомость по лицевым счетам покупателей и прочим расчетам по форме №А-2.23.
При реализации лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам, составляется сводный реестр рецептов на бесплатный и льготный отпуск (форма №А-2.5).
Методическими рекомендациями №98/124 установлено, что всеми материально-ответственными лицами или главными бухгалтерами аптечных учреждений и отделов должен составляться товарный отчет по форме №А-2.28.
Информация о работе Бухгалтерский учет продажи лекарственных средств на примере МУП «Аптеки Якутска»