Бухгалтерский учет наличия и эксплуатации основных средств. Амортизация основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, особую актуальность приобретает оценка основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе, а так же методы начисления амортизации.
В современных условиях у предприятия возрастает необходимость активнее использовать бухгалтерский учёт, что бы контролировать и совершенствовать свою работу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
1.Основные средства, как объект бухгалтерского учета
1.1.Основные средства в бухгалтерском учете, их классификация………….4
1.2.Оценка основных средств……………………………………………………………………8
2.Амортизация основных средств……………………………………………………………………10
3.Ремонт основных средств……………………………………………………………………………..17
4. Модернизация и реконструкция основных средств……………………………………21
5. Учёт аренды основных средств……………………………………………………………………23
6. Переоценка объектов основных средств…………………………………………………….28
7.Учёт выбытия основных средств…………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 86.49 Кб (Скачать)

     -многолетние  насаждения (сады, виноградника, ягодники);

     -капитальные  затраты по улучшению земель (по  корчевке иней, очистке полей  от валунов);

     -стоимость  земельных участков, лесных, водных  угодий, переданных предприятию  в собственность;

     -прочие  основные средства (библиотечные  фонды, спортивный инвентарь).

     По  степени использования основные средства могут быть:

     -находящимися  в эксплуатации;

     -находящимися  в запасе (резерве);

     -находящимися  в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;

     -находящимися  на консервации.

     В зависимости от имеющихся прав на объекты выделяют следующие группы основных средств:

     -объекты  основных средств, принадлежащие  организации на праве собственности,  включая сданные в аренду (собственные);

     -объекты  основных средств, полученные  организацией в аренду (арендованные);

     -объекты,  находящиеся у организации в  оперативном управлении или хозяйственном  ведении.

     Единицей  учета основных средств называют отдельный инвентарный объект (п.6 ПБУ 6/01), под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию. Каждому инвентарному объекту присваивается определенный инвентарный номер, этот номер сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, консервации или запасе. Инвентарный номер обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств, и обозначается на учитываемом предмете.

     Инвентарные номера выбывших объектов присваиваются  вновь поступившим основным средствам  не ранее чем через 5 лет после  выбытия.

     Арендуемые  основные средства у арендаторов  значатся под инвентарными номерами, присвоенными арендодателями.

 

     1.2.Оценка  основных средств.

 

     В деле эффективного управления основными  средствами большое значение имеет  их обоснованная оценка.

     В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной, восстановительной, текущей, остаточной, ликвидационной стоимости.

     Первоначальная  стоимость основных средств складывается на 
момент их приобретения организацией. Она определяется для 
объектов: 

  • изготовленных в самой организации, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц, — по фактическим затрата на приобретение, сооружение и изготовление основных средств за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме  предусмотренных законодательством случаев);
  • внесенных учредителями в счет вклада в уставный капитал, по договорной стоимости;
  • полученных организацией безвозмездно, — по текущей рыночной цене на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы;
  • приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств,— исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимости  аналогичных товаров;
  • приобретенных в иностранной валюте, — производится в руб. путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учёту в качестве вложений во внеоборотные активы;
  • принятых основных средств, признанных излишками по результатам инвентаризации,— по текущей рыночной стоимости;
  • детали, узлы и агрегаты выбывшего объекта, пригодные ремонта других объектов основных средств, а также другие: материалы — по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;
  • капитальные вложения организации в многолетние насаждения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) включаются в состав основных средств в конце отчетного года в сумме затрат независимо от даты окончания комплекса работ;
  • находящийся в собственности двух или нескольких организаций объект отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности;
  • затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств либо увеличивают первоначальную стоимость, либо учитываются на счете основ средств обособленно.

      Не включаются в фактические затраты  на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

     Аналогично  определяется первоначальная стоимость  приобретаемых основных средств, бывших в эксплуатации.

     Первоначальной  стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признаётся их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учёту в качестве вложений во внеоборотные активы.

       Восстановительная стоимость основных средств - это стоимость их воспроизводства на определенный период, которая определяется путем проведения переоценки. Согласно ПБУ 6/01 организациям предоставлено право осуществлять переоценку на начало отчетного года с использованием индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

     Текущая (восстановительная) стоимость объектов основ средств - сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.

     Текущая рыночная стоимость  - эта сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.

     Остаточная  стоимость - первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом накопленной суммы амортизации.

     Ликвидационная  стоимость - это стоимость продажи объектов при банкротстве или ликвидации организации на основе свободного аукциона и открытой продажи объектов по текущей рыночной стоимости.

     В МСФО 16 ликвидационной стоимостью признается сумма, которая может быть получена за актив, отработавший весь срок полезной службы, за вычетом затрат на продажу.

     В указанном международном стандарте  дается определение справедливой стоимости  объектов основных средств, которая  используется при обмене активами.

     Справедливая  стоимость - стоимость актива в сделке между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами.

 

     2. Амортизация основных  средств.

     2.1. Понятие и сущность  амортизации.

 

     Амортизация – постепенное перенесение стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг.

     Покупая основное средство, организация тратит деньги на его приобретение. После  этого начинает его использовать: выпускать продукцию или оказывать  услуги, зарабатывая при этом прибыль. Получается, что основное средство - главный источник прибыли предприятия.

     Часть стоимости основного средства ежемесячно включается в стоимость произведенной  продукции. Это происходит до тех  пор, пока вся стоимость основного  средства не вернется на предприятие  в виде денег, полученных от продажи  продукции. Такой процесс возмещения затрат на приобретение основного средства, который продолжается на протяжении нескольких лет, в бухучете принято  называть амортизацией, а суммы, которые  ежемесячно возмещаются, принято называть амортизационными отчислениями.

     При отражении операции начисления амортизации  основные средства будут переносить свою стоимость (в бухучете) на 20-й  счет по проводке:

     К-т 02 – Д-т 20 или К-т 01 – Д-т 20.

     Во  всех случаях первичным документом будет являться расчет бухгалтерии, составленный в произвольной форме.

 

     2.2. Основные средства, не подлежащие  амортизации.

 

     Состав  основных средств, не подлежащих амортизации, определен в пунктах 17 и 18 ПБУ 6/01. Их можно объединить в три группы:

     1. Основные средства, потребительские  свойства которых  с течением времени  не изменяются. Это земельные участки и объекты природопользования.

     2. Основные средства стоимостью не более 10 000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания. Такие объекты разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Организации могут устанавливать иной лимит стоимости основных средств, подлежащих единовременному списанию на затраты, как превышающий 10 000 руб., так и ниже 10 000 руб. При этом учитываются технологические особенности конкретного производства. Установленный организацией лимит фиксируется в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 18 ПБУ 6/01 в редакции приказа Минфина России от 18 мая 2002 г. № 45н).

     Списание  стоимости указанных объектов производится только после принятия их к бухгалтерскому учету в составе основных средств, то есть после ввода в эксплуатацию, оформленного в установленном порядке (форма № ОС-1 - Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); форма №0С-1а - Акт о приеме-передаче здания (сооружения); форма № ОС-1б - Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)). В учете при этом составляются следующие записи:

     Д-т 01 К-т 08

     - принят к учету объект основных  средств по первоначальной стоимости; 

     Д-т 20, 25, 26, 44 К-т 01

     - списана стоимость объекта, переданного  в эксплуатацию.

     Для обеспечения сохранности таких  основных средств должен быть организован  контроль их движения.

     3. Основные средства, по которым начисляется  износ. К таким основным средствам относятся:

     -объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.);

     -объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоход, ной обстановки и т. п.);

     -продуктивный скот, буйволы, волы и олени;

     -многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;

     -основные средства некоммерческих организаций.

     По  указанным объектам основных средств в конце отчетного года производится начисление износа по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по всем поименованным объектам учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств». При этом в учете составляются такие записи:

     Дт 010 «Износ основных средств»

     - отражена сумма начисленного за отчетный год износа (в декабре);

     К-т 010 «Износ основных средств»

     - списан износ по выбывшим объектам основных средств (на дату выбытия).

     Аналитический учет износа ведется по каждому отдельному объекту.

     Следует учитывать, что по объектам жилищного  фонда, которые используются организациями  для извлечения дохода и учитываются  на счете учета доходных вложений в имущество, амортизация начисляется  в общеустановленном порядке. Если приобретенная организацией квартира переведена по решению соответствующих  органов в разряд нежилых помещений  в порядке, определяемом жилищным законодательством, и организация использует указанную  квартиру по назначению для осуществления  предпринимательской деятельности, то стоимость квартиры должна погашаться путем начисления амортизации в общеустановленном порядке.

     Не  начисляется амортизация по незавершенным  капитальным вложениям, учитываемым  в установленном порядке на счете  08 «Вложения во внеоборотные активы». В частности, это касается и объектов недвижимости до момента их государственной регистрации.

Информация о работе Бухгалтерский учет наличия и эксплуатации основных средств. Амортизация основных средств