Бухгалтерский учет на примере ООО «Вега»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение бухгалтерского учета материалов.
В связи с поставленной целью в работе реализованы следующие задачи:
- рассмотрено понятие материалов и их классификация;
- выявлены источники поступления материалов на предприятие
- рассмотрены методы оценки материалов, переданных в производство;
- рассмотрено документальное оформление поступивших материалов
- изучена организация учета материалов на складах и в бухгалтерии, а также инвентаризация материалов

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы учета материалов 3
1.1. Понятие материалов и их классификация 3
1.2. Поступление материалов на предприятие 7
1.3. Методы оценки материалов 9
1.4. Документальное оформление движения материалов 13
1.5.Организация учета материалов на складе и в бухгалтерии 18
1.6. Инвентаризация материалов 21
2. Бухгалтерский учет на примере ООО «Вега» 24
3. Новое в учете материалов 30
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Бухучет. Материалы.docx

— 213.85 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 2

1. Теоретические основы учета материалов 3

1.1. Понятие материалов и их классификация 3

1.2. Поступление материалов на предприятие 7

1.3. Методы оценки материалов 9

1.4. Документальное оформление движения материалов 13

1.5.Организация учета материалов на складе и в бухгалтерии 18

1.6. Инвентаризация материалов 21

2. Бухгалтерский учет на примере ООО «Вега» 24

3. Новое в учете материалов 30

Заключение 34

Список использованной литературы 35

Приложения 36

 

 

  

 

Введение

Бухгалтерский учет материалов предприятия занимает одно из главных  мест в ведении учета на предприятии  в целом.

Основными задачами учета  материалов являются: контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием  складских запасов нормативам; контроль за выполнением планов снабжения  материалами; выявление фактических  затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного  потребления; правильное распределение  стоимости израсходованных в  производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка материалов.

Целью курсовой работы является изучение бухгалтерского учета материалов.

В связи с поставленной целью в работе реализованы следующие  задачи:

- рассмотрено понятие  материалов и их классификация;

- выявлены источники поступления  материалов на предприятие

- рассмотрены методы оценки  материалов, переданных в производство;

- рассмотрено документальное  оформление поступивших материалов

- изучена организация учета материалов на складах и в бухгалтерии, а также инвентаризация материалов

Помимо этого, рассмотрен учет материалов на практическом примере  ООО «Вега».

В дополнение, выяснено новое  в учете материалов.

 

  1. Теоретические основы учета материалов

    1. Понятие материалов и их классификация

 В соответствии с определением материалов, которое им дается в нормативных документах по бухгалтерскому учету, в качестве материально - производственных запасов принимаются активы:

- используемые в качестве  сырья, материалов и т.п. при  производстве продукции, предназначенной  для продажи (выполнения работ,  оказания услуг);

- предназначенные для продажи;

- используемые для управленческих нужд организации.

Тем не менее, основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производственной продукции. [11]

В процессе производства материалы используются различным образом. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие – изменяют только свою форму (смазочные материалы, краски), третьи – входят в изделие без каких-либо внешних изменений (запасные части), четвертые – только способствуют изготовлению изделий, не входят в их массу или химический состав.

В зависимости от функциональной роли и назначения в процессе производства их подразделяют на группы: сырье и  материалы; покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия, конструкции  и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные в переработку  на сторону; строительные материалы; инвентарь  и хозяйственные принадлежности.

В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета все материалы  предприятия учитываются на 10 счете  «Материалы»

Счет 10 "Материалы" предназначен для обобщения информации о наличии  и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных  принадлежностей, тары и т.п. ценностей  организации (в том числе находящихся  в пути и переработке). [13]

Счет 10 «Материалы» делится на несколько групп:

Таблица 1. Классификация  материалов

Группа

Характеристика

10/1

Сырье и основные материалы

Образуют вещественную основу готовой  продукции. Сырье – ранее не обрабатываемый продукт добывающей промышленности и сельского хозяйства. Основные материалы – продукция обрабатывающей промышленности

10/2

Покупные полуфабрикаты

Материалы, которые уже подвергались обработке на других предприятиях

10/3

Топливо

По агрегатному состоянию: твердое, жидкое, газообразное

По целям использования: энергетическое, технологическое, для хозяйственных  нужд

10/4

Тара

Вспомогательный материал, предназначенный  для транспортировки и хранения материалов и готовой продукции

10/5

Запасные части

Целевое назначение – поддержание  механизмов в рабочем состоянии, осуществление ремонтов

10/6

Вспомогательные материалы

Добавки, смазочные материалы, возвратные отходы

10/7

Строительные материалы

Целевое назначение – строительство  зданий и сооружений

10/8

Хозяйственный инвентарь и принадлежности

Средства труда, которые не могут  относиться к основным средствам: канцелярские принадлежности и расходные материалы  и т.д.


Продолжение таблицы 1. Классификация материалов

 

На производственных предприятиях, кроме того, могут учитываться  не принадлежащие им материалы. Учет таких материалов ведется на забалансовых счетах: 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"; 003 "Материалы, принятые в переработку". [14]

Для успешного  выполнения задач, стоящих перед  бухгалтерским учетом материалов, необходимо [3]:

  • иметь номенклатуру — ценник;
  • установить четкую систему документации и документооборота;
  • проводить в установленном порядке инвентаризацию и контрольные выборочные проверки остатков материалов, своевременно отражать в учете их результаты.

Для правильной организации учета материалов на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник.

Номенклатура  — систематизированный перечень наименований материалов, полуфабрикатов, запасных частей, топлива и других материальных ценностей, используемых на данном предприятии. Номенклатура материальных ценностей должна содержать следующие  данные о каждом материале: технически правильное наименование (в соответствии с общесоюзными стандартами —  ГОСТ); полную характеристику (марка, сорт, размер, единица измерения и пр.); номенклатурный номер — условное обозначение, заменяющее по существу перечисленные  признаки. Если же в номенклатуре указана  учетная цена каждого вида материалов, то она называется номенклатурой-ценником.

Впоследствии  при выписке каждого документа  по движению материалов в нем указывается  не только наименование материала, но и его номенклатурный номер, что  позволяет избежать ошибок и при  записях в складском и бухгалтерском  учете материалов.

 

 

    1. Поступление материалов на предприятие

В соответствии с ПБУ 5/01, материально-производственные запасы (материалы, товары) принимаются  к бухгалтерскому учету по фактической  себестоимости.

Выбранный порядок учета  материалов должен быть закреплен в  учетной политике предприятия.

Материалы поступают в  организацию от разных поставщиков, своих подсобных и вспомогательных  производств, от списания основных средств (металлолом, запасные части и др.), по договору дарения и безвозмездно, из основного производства в виде возвратных отходов (обрубки, обрезки, стружка и др.), а также приобретаются наличный расчет через подотчетных лиц. [5] 

При поступлении  материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и кредитуют:

- счет 60 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками»  — на стоимость поступивших  материалов по ценам поставщиков  со всеми наценками сбытовых  и снабженческих организаций  и транспортно-заготовительными расходами;

Например, фирма покупает канцелярские принадлежности для сотрудников бухгалтерии на сумму 118000 рублей, в т.ч. НДС. Данная операция будет отражена с помощью проводок:

Д10 К60 100000 руб. – поступили канцелярские принадлежности в организацию на сумму 100000 рублей

Д19 К60 18000 руб. – Отразили НДС

Д60 К51 118000 руб. – оплачен счет поставщика.

Д68 К19 – Приняли  НДС к зачету

Д26 К10 100000 руб. – канцелярские принадлежности выданы сотрудникам.

- счет 76 «Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами»  – на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;

- счет 71 «Расчеты  с подотчетными лицами» — на  стоимость материалов, оплаченных  из подотчетных сумм;

Например:

Д71 К50 12000 руб. – из кассы подотчетному лицу выданы деньги

Д10 К71 12000 – подотчетное лицо приобрело материалы на сумму 12000 рублей

Д26 К10 12000 – приобретенные материалы были отпущены на управленческие нужды

- счет 23 «Вспомогательные  производства» — на расходы  по доставке материалов собственным  транспортом и на фактическую  себестоимость материалов собственного  производства;

- счет 20 «Основное  производство» — на стоимость  возвратных отходов;

Материальные  ценности, полученные от разборки списанных  основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают  по рыночной стоимости и приходуют  по дебету счета 10 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости  по дебету счета 10 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.

Пример:

Д10 К91 13000 –  принят к учету лом, полученный безвозмездно на сумму 13000 рублей

Д20 К10 13000 –  полученный лом отпущены в производство

Д98 К91 13000 –  стоимость полученных материалов отражена в составе прочих доходов

    1. Методы оценки материалов

Пунктом 16 ПБУ 5/01, и п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, установлены  следующие способы оценки МПЗ  при отпуске в производство и  ином выбытии:

- по себестоимости каждой  единицы;

- по средней себестоимости;

- по методу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов);

Следует отметить, что в  целях бухгалтерского учета организация  может использовать различные методы списания для разных групп материалов. Но по каждой группе в течении отчетного года применяется один способ оценки. [7]

Рассмотрим подробнее  каждый из указанных методов.

Метод списания материалов по себестоимости  каждой единицы удобен для применения в случаях, когда организация использует в производстве небольшую номенклатуру материалов и можно легко отследить, из какой именно партии списаны материалы, причем цены на них остаются достаточно стабильными в течение длительного периода. В этом случае учет ведется по каждой партии материалов отдельно, и списываются материалы именно по тем ценам, по которым они приняты к учету.

Кроме того, этот метод должен применяться для оценки следующих  видов МПЗ:

- материалов, которые используются  в особом порядке, - драгоценных  металлов, драгоценных камней, радиоактивных  веществ и других подобных  материалов;

- запасов, которые не  могут обычным образом заменять друг друга.

Например: 

На начало месяца в организации  числились остатки краски в количестве 120 кг на сумму 3600 руб. по фактической себестоимости.

В течение месяца приобретены  две партии краски:

1) 150 кг, стоимость партии - 3200 руб. Транспортные расходы - 1000 руб.;

2) 200 кг, стоимость партии - 5600 руб. Транспортные расходы - 1000 руб.

Учет материалов ведется  с включением транспортно-заготовительных  расходов в фактическую себестоимость. Для простоты расчетов все суммы  приведены без НДС.

Себестоимость краски составляет:

- остаток на начало  месяца: 3600 руб. / 120 кг = 30 руб. за 1 кг;

- первая партия: (3200 руб. + 1000 руб.) / 150 кг = 28 руб. за 1 кг;

- вторая партия: (5600 руб. + 1000 руб.) / 200 кг = 33 руб. за 1 кг.

В течение месяца израсходовано:

- 100 кг краски из остатка на начало месяца;

- 90 кг краски из первой партии;

- 120 кг краски из второй партии.

Стоимость израсходованной  краски:

100 кг х 30 руб. + 90 кг х 28 руб. + 120 кг х 33 руб. = 9480 руб.

 

 

Метод списания материалов по средней  себестоимости заключается в следующем. По каждому виду материалов средняя себестоимость единицы определяется как частное от деления общей себестоимости этих материалов (сумма стоимости материалов на начало месяца и поступивших в течение месяца) на количество этих материалов (сумма остатка на начало месяца и поступивших в течение месяца).

То есть, формула средней  себестоимости будет выглядеть  следующим образом:

 

 

где Цср. – цена средняя;

      Ц0 – цена остатка на начало рассматриваемого периода;

      Ц1,…, Цп – цена партии с первой по п;

      К0 – количество остатка на начало рассматриваемого периода;

      К1,…, Кп – количество в партии с первой по п.

Например, На начало месяца в организации остаток ткани составляет 1500 м, средняя себестоимость составляет 95 руб. за 1 м. В течение месяца поступила ткань:

Информация о работе Бухгалтерский учет на примере ООО «Вега»