Бухгалтерский учет и система налогообложения субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение наиболее выгодной системы налогообложения и рассмотрение теоретической основы организации бухгалтерского учета по упрощенной форме учета для субъектов малого предпринимательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать малое предпринимательство, выявить его специфические особенности;
2) раскрыть особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Малые предприятия и принципы их налогообложения …………………………….6
1.1 Характеристика малого предпринимательства …………………………………………....6
1.2 Системы налогообложения малых предприятий ………………………………………….9
Глава 3. Налогообложения субъектов малого предпринимательства ……………………...27
3.1 Общепринятая система налогообложения ……………………………………………….27
3.2 Упрощенная система налогообложения ………………………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы ……………………………………………………………36
Приложение 1…………………………………………………………………………………...38
Приложение 2…………………………………………………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

ИТОГО.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

      Для бюджетной системы РФ в целом значение УСН невелико. Однако для органов местного самоуправления этот налог стал важным доходным источником, учитывая, что с 2006 года почти вся сумма налога зачисляется в местные бюджеты.18

      Существенная  особенность УСН состоит в  том, что порядок ее применения увязан с правилами исчисления налога на прибыль организаций, определенными гл.25 НК РФ. Иными словами, при выборе любого объекта налогообложения плательщик формирует его на основании порядка, определенного в указанной главе НК РФ. При этом плательщик обязан вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, налоговый учет, иметь первичные документы и аналитические регистры налогового учета. Кроме того, налогоплательщики УСН не освобождаются от обязанностей ведения кассовых операций в соответствии с действующим порядком, они обязаны вести учет средней численности работников по установленным правилам.19

      Еще один фактор, который необходимо учесть, связан с НДС. Получив освобождение от уплаты НДС, плательщики УСН могут одновременно «потерять» своих покупателей, которые, осуществляя закупки у плательщиков специального режима, не имеют право на налоговый вычет НДС по приобретенным товарам  (работам, услугам). Поэтому в выигрыше оказываются те плательщики специального режима, которые продают продукцию конечным потребителям – населению. Участники производственных и оптово – закупочных цепочек, очевидно, должны учитывать этот фактор в процессе принятия решения о переходе на УСН.

      Таким образом, УСН предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождает от уплаты ряда налогов, и, следовательно, имеет ряд как преимуществ, так и недостатков.  
 
 

Заключение

     Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы, что малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

     Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из применяемых  в Российской Федерации, исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работников.

     Субъекты  малого предпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов, малое предпринимательство является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка и при осуществлении хозяйственной деятельности могут применять общую систему налогообложения либо специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход).

     Первое, что интересует руководителей при  выборе системы налогообложения, - это  уровень налоговой нагрузки. Анализируя этот показатель при разных режимах налогообложения, можно сделать выбор в пользу той или иной системы налогообложения. Каждый из них оказывает свое, весьма отличающееся от других влияние на организацию бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта.

     Установленный законодательством Российской Федерации специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения предоставляет субъектам малого предпринимательства возможность снижения налогового бремени, упрощения учета и отчетности, сокращения документооборота.

     Упрощенная  система налогообложения обладает рядом преимуществ по сравнению  с общим режимом. Так, например, ряд  налогов, такие как налог на прибыль  организации (налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей), налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей), ЕСН, НДС заменяются единым налогом, с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятия только в отношении одного налога.

     Также немаловажным фактом является упрощение  бухгалтерского учета для налогоплательщиков, применяющих упрощенной системой налогообложения. Данное упрощение заключается в  том, что отпадает необходимость  ведения громоздкого бухгалтерского учета с использованием различных ведомостей, регистров, журналов, с заменой его бухгалтерским учетом с использованием Книги учета доходов и расходов, в которой порядок ведения бухгалтерских записей максимально упрощен.

     Одна  из положительных сторон упрощенной системы налогообложения проявляется в возможности переноса полученных убытков на последующие налоговые периоды. Также, действующая с 2003 года упрощенная система предоставляет налогоплательщику самостоятельный выбор объекта налогообложения, что делает возможным при прогнозе налогового бремени учесть специфику деятельности организации.

     Рассмотрев  указанные способы организации  получения данных для налогообложения  в системе бухгалтерского учета, хотелось бы отметить, что выбор конкретного способа зависит от специфики деятельности конкретной организации. Каждый из описанных способов обладает своими достоинствами и недостатками, которые по-разному будут проявляться в конкретной практической ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1.    Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ. – 1994. – № 32. - Ст. 52
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ в ред. от 27.07.2010 N 229-ФЗ. – 1998. – Ст. 346
  3. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ в ред. от 27.12.2009 N 365-ФЗ // СЗ РФ. – 2007. – Ст. 4.
  4. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.03.2000 N 31н).- 2000г.
  5. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н (ред. от 11.02.2008) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" .- 2002.-  N 4090.
  6. Приказ Минфина Российской Федерации 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" от 21 декабря 1999 г. N. – 1998. - 40 п.
  7. Алексеев М. Ю., Болабанова О. Н. Налоги: учебник для студентов вузов.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 489 с.
  8. Андреева И. «О критериях выделения малого и среднего бизнеса» // «Общество и экономика». - 2010. - № 7. – С. 9.
  9. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. - 343 с.
  10. Белов А.А. Бухгалтерский учет. Теория и практика: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 619 с.
  11. Борзунова О.А. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Борзунова О.А., Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. - М.: ЮНИТИ, 2007. – 156 с.
  12. Брызгалина А.В. Упрощенная система налогообложения: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПБГТУ, 2006. - 257 с.
  13. Буев В., Варнавский А. Системные исследования проблем предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ст.: http://www.nisse.ru. – (Дата обращения : 18.11.2010).
  14. Бухгалтерский учет и налоги [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ст: http://www.businessuchet.ru. – (Дата обращения: 12.11.2010).
  15. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. – М.: Норма, 2006. – 269 с.
  16. Волконский В. А. «О роли малого и среднего бизнеса в России и мире» // «Экономика и математические методы». - 2009. - № 1. – С. 29-32.
  17. Голанцева Ю. Учет и отчетность субъектов малого предпринимательства. // "Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии" .- 2009. - № 3.- С.15-19
  18. Грудцына Л. Ю., Климовский Р. В. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения: юридический справочник. М.: «Эксмо». - 2006.- 542 с.
  19. Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Специальные налоговые режимы // Налоги.- 2003.- №2.- С. 29-35.
  20. Журавлева Г.П., Львов Д.С., Петраков Н.Я. Экономическая теория. - М.: Вектор, 2006.-123с.
  21. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2002.- 254 с.
  22. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет, изд.3:-М.: ИНФРА, 2006.- 437с.
  23. Котова Е.В. Новая версия «упрощенки»: шаг в сторону налогоплательщика и два назад // Налоговый учет для бухгалтера, 2005. - № 9.- с. 17-26.
  24. Митрофанов Р.А. Перспективы и проблемы налогового планирования и налоговой оптимизации // Финансовый менеджмент. – 2008. – № 5 – С. 98 – 105.
  25. Обзор нормативных документов // Аудиторские ведомости, 2006. - № 1 - с. 25-32.
  26. Перов А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие, издание 3-е, перераб., и доп.- М.: Юрайт-М, 2005. – 618 с.
  27. Поленова С.П. Формы бухгалтерского учета в Российских организациях. // "Бухгалтер и закон".– 2008. –  № 9. –  С. 32-37.
  28. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. 5-е издание: Учебник. – Спб.: Питер, 2006. -  595 с.
  29. Садыков Р. Р. Упрощенная система налогообложения // Налоги. – 2004. – №3. – С. 11-19.
  30. Самохвалова Ю.Н. Упрощенная система налогообложения. - М.: Дело и Сервис, 2003. – 304 с.
  31. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение. – М.: Приф-издат, 2004. – 318 с.
  32. Черник И. П. Малый бизнес в России.- Ростов-н/Д: Феникс. - 2004. - 329 с.
 
 
 

     Приложение 1 

          Первичные документы
 
Расчетно-платежные  ведомости
Книга учета  хозяйственных операций   Кассовая книга

     

          Баланс  и отчетность
 

Схема 1. Простая форма бухгалтерского учета 

Первичные документы

 

Ведомости и карточки аналитического учета
Ведомости и карточки синтетического учета
Касса
 
 
Шахматная ведомость   Оборотная ведомость   Баланс и  отчетность
 
 

Схема 2. Упрощенная форма бухгалтерского учета.20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  2 
 

Предшествующий  год Год перехода на УСН

 

    С 1 октября по 30 ноября заявления в  налоговый орган по месту нахождения (жительства)   До 15 января заявление  на возврат к общему режиму налогообложения
 
 
      До 20 декабря возможность изменения  выбранного объекта налогообложения 
      Если  по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 45 млн. руб. или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, превысит 100 млн.руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором были допущены эти превышения.
      Вновь созданные (зарегистрированные) лица вправе подать заявление одновременно с  постановкой на налоговый учет и  применять УСН в текущем календарном  году с момента создания (регистрации).
 
 
 

Рис. 1. Порядок  перехода и прекращения применения УСН21 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бухгалтерский учет и система налогообложения субъектов малого предпринимательства