Бухгалтерский учет и система налогообложения субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение наиболее выгодной системы налогообложения и рассмотрение теоретической основы организации бухгалтерского учета по упрощенной форме учета для субъектов малого предпринимательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать малое предпринимательство, выявить его специфические особенности;
2) раскрыть особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Малые предприятия и принципы их налогообложения …………………………….6
1.1 Характеристика малого предпринимательства …………………………………………....6
1.2 Системы налогообложения малых предприятий ………………………………………….9
Глава 3. Налогообложения субъектов малого предпринимательства ……………………...27
3.1 Общепринятая система налогообложения ……………………………………………….27
3.2 Упрощенная система налогообложения ………………………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы ……………………………………………………………36
Приложение 1…………………………………………………………………………………...38
Приложение 2…………………………………………………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

ИТОГО.doc

— 171.50 Кб (Скачать)
">4. Развитие региональной экономики. Формируя местную инфраструктуру, малый бизнес играет важную роль в развитии регионального рынка. Это ведет к снижению транспортных расходов на межрегиональные перевозки и увеличению доли валового продукта региона. В последнее время наблюдается отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате этого происходит нарушение дисбаланса, что ведет к последующей дифференциации производства. При создании больших производственных центров происходит разрушение региональных центров потребления. Таким образом, развитие малого предпринимательства укрепляет экономику региона.4

      Также малый бизнес, как и любой другой бизнес, имеет ряд недостатков. К  ним относятся:

- обладание  более высоким уровнем риска,  и, следовательно, высокой степенью  неустойчивости на рынке.

- зависимость  от крупных компаний.

- слабая  компетентность руководителей и  менее профессиональные работники.

- повышенная  чувствительность к изменениям  условий хозяйствования.

- малый  бизнес связан с большими трудностями  в привлечении дополнительных  финансовых средств и получении кредитов.

- не  обладают рыночной властью и  хорошей ресурсной базой

- малый  бизнес имеет малую склонность  к инвестиционной деятельности  из-за недостаточных размеров  капитала и долгосрочности отдачи  от вложений.

      Исходя  из вышеизложенного можно сделать вывод, что малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования, которая имеет как преимущества, так и недостатки. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. 

    1. Системы налогообложения  малых предприятий

   В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общепринятая и два особых режима:

   1) упрощенная система налогообложения,  учета и отчетности;

   2) система налогообложения вмененного  дохода.

     Однако Министерство предлагает отменить с 2014 г. единый налог на вмененный доход и заменить его системой патентов, выдаваемых только индивидуальным предпринимателям. Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием "единого налога" на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного перечня видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. На сегодняшний день региональные законы приняты в подавляющем большинстве субъектов РФ.

   Большинство субъектов малого предпринимательства  облагаются налогами по общепринятой системе, то есть уплачивают все виды действующих налогов (с некоторыми льготами, различающимися от региона  к региону). По последним оценкам, численность малых предприятий, работающих по этой системе, составляла порядка 500 тыс., численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - около 2,5 млн. человек.5

   Наиболее  действенным способом поддержки  малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран показывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.

   Анализ  существующих систем налогообложения  малого бизнеса показал, что специальные  налоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малого предпринимательства в нашей стране. Однако, по мнению авторов данной работы, в них все еще встречаются спорные моменты, которые не устраивают налогоплательщиков.

   Необходимость адекватной реакции на изменения  рыночной конъюнктуры, развитие научно-технического прогресса и выход на первый план качественных характеристик продукта обусловили роль малого бизнеса как необходимого элемента экономики любого государства. И реальная поддержка конкурентоспособности малых предприятий может быть реализована лишь через налоговую политику, которая учитывает не только интересы государства, но и отдельного налогоплательщика.6

   До  начала экономических реформ основное внимание при реализации налоговой  политики в Российской Федерации  уделялось фискальной функции. Реформирование налогового законодательства, начатое в 1991 г., было направлено на уменьшение избыточной ориентированности на фискальную функцию, с переориентацией на функцию стимулирования роста конкурентоспособности бизнеса, выражающейся в необходимости повышения информированности налогоплательщиков, их консультирования и воспитания.

   Однако  наиболее действенным способом поддержки  малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое  состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран показывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.

   Общий режим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиками федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов России, а региональные - только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении, устанавливающий ставки, формы отчетности и сроки уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.

   Установление  специальных налоговых режимов  в отношении субъектов малого бизнеса продиктовано необходимостью учета при налогообложении направления и объема их деятельности.

   Использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких  как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог  на имущество организаций, уплатой  единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) и организационно-правовой формы бизнеса.7

   Упрощенная система налогообложения (УСН) — одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения, кроме того, он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно, является существенным преимуществом.

   К неудобству данной системы можно  отнести легкость утраты права по ее применению. Для этого достаточно выйти за лимит годового дохода в 45 млн. руб. Как следствие, возможная обязанность доплаты налога на прибыль, уплата штрафных санкций, восстановление данных бухгалтерского учета за весь период применения упрощенного режима налогообложения, возможная дополнительная сдача налоговой и бухгалтерской отчетности.

   Кроме того, налогоплательщики УСН должны отслеживать все изменения в налоговом законодательстве, так как введение нового налога или изменение названия налога означает автоматическое включение их в качестве его плательщиков. Решение дублировать учет хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета или возможное появление обязанности перехода на уплату ЕНВД по одному или некоторым видам деятельности может повлечь за собой увеличение затрат на ведение учета.

   Единый  налог на вмененный доход (ЕНВД) —  специальный налоговый режим, который  применяется в обязательном порядке в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, если предприниматели и организации занимаются следующими видами деятельности:

   - оказание бытовых и ветеринарных  услуг; услуг по ремонту, техническому  обслуживанию, мойке автотранспортных средств и платных автостоянок;

   - услуг общественного питания  и розничной торговли;

   - распространения или размещения  наружной рекламы.

   Существует  возможность «выбора» ЕНВД для видов  деятельности, для которых установлены  следующие ограничения:

   - розничная торговля (площадь торгового  зала не более 150 кв. м);

   - оказание услуг общественного  питания (площадь зала обслуживания  не более 150 кв. м);

   - оказание автотранспортных услуг  по перевозке пассажиров и  грузов (не более 20 транспортных средств).

   Соответственно  превысив эти ограничения или, наоборот, уменьшив показатели до уровня ограничений, можно применять либо ЕНВД, либо общую или упрощенную систему  налогообложения.

   Данная  система является не всегда экономически выгодной предпринимателю по причине частого несовпадения фактически полученного дохода с фактической суммы уплаченного ЕНВД.

   Отсутствие  возможности учета затрат при  исчислении ЕНВД и, как следствие, снижение возможности к расширению бизнеса, влечет за собой желание налогоплательщика избежать уплаты ЕНВД путем перепрофилирования своей деятельности и переноса ее в регионы, где ЕНВД не уплачивается.8

   Особое  внимание следует обратить на тот  факт, что в случае использования  специальных налоговых режимов  налогоплательщик уже не является плательщиком НДС. Следовательно, его контрагенты (покупатели или заказчики), применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, не могут возместить НДС, поэтому сделка становится для них малопривлекательной.9

   Необходимо  отметить, что и реальные налогоплательщики не остаются равнодушными к современному состоянию системы налогообложения малого бизнеса, и вызывает уважение настойчивость, с которой они пытаются найти решения некоторых проблемных моментов в налоговом законодательстве. Поправки к Налоговому кодексу РФ, предложенные рядом групп налогоплательщиков, отличает высокая юридическая грамотность и глубокое понимание проблем на практическом уровне. При этом поправки касаются как создания благоприятного режима налогообложения малого бизнеса, так и шагов, позволяющих минимизировать урон бюджетной системы страны.

   Необходимость оптимизации системы налогообложения  малого бизнеса признается и законодателями. Совершенно очевидно, что без дальнейших реформ в этой области не обойтись, так как удобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Налогообложения  субъектов малого предпринимательства

3.1 Общепринятая система налогообложения

     Общепринятая (традиционная) система   налогообложения - это  система   налогообложения, при которой предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты.10

     В соответствии с действующим налоговым  законодательством Российской Федерации  налоги и сборы подразделяются на:

- федеральные  (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог).

- региональные (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес).

- местные  (земельный налог,  налог на имущество физических лиц, налог на рекламу).

      Общий режим налогообложения малого бизнеса  был по существу оформлен с выходом в свет постановления правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». В этом налоговом режиме работают все организации, которые в соответствии с положениями НК РФ не обязаны переходить на особые налоговые режимы (например, на уплату ЕНВД).11

      Хотя  субъекты малого бизнеса облагались общими налогами, как и все остальные  предприятия, в то же время в целях  стимулирования более быстрого их развития им предоставлялись специальные налоговые льготы по основным налогам. Однако в целом эта система налогообложения не может удовлетворить малый бизнес.

Информация о работе Бухгалтерский учет и система налогообложения субъектов малого предпринимательства