Бухгалтерский учет и система налогообложения субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение наиболее выгодной системы налогообложения и рассмотрение теоретической основы организации бухгалтерского учета по упрощенной форме учета для субъектов малого предпринимательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать малое предпринимательство, выявить его специфические особенности;
2) раскрыть особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Малые предприятия и принципы их налогообложения …………………………….6
1.1 Характеристика малого предпринимательства …………………………………………....6
1.2 Системы налогообложения малых предприятий ………………………………………….9
Глава 3. Налогообложения субъектов малого предпринимательства ……………………...27
3.1 Общепринятая система налогообложения ……………………………………………….27
3.2 Упрощенная система налогообложения ………………………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы ……………………………………………………………36
Приложение 1…………………………………………………………………………………...38
Приложение 2…………………………………………………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

ИТОГО.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Можно выделить следующие факторы, определяющие негативное отношение предпринимателей и бухгалтеров предприятий малого бизнеса к этой системе:

- совокупный  процент налогов, которые платит  предприятие, непомерно велик.  Чрезмерно высокие налоги в  массовом порядке толкают плательщиков  на нарушение закона;

- заполнение  огромного количества форм отчетности, которые сдаются в разное время в разные организации. Отсюда - неумышленные ошибки в ведении учета и отчетности;

- плохая  проработка законов. Имеющаяся  противоречивость законодательной  базы влечет возможность неоднозначного  толкования законов, вследствие  чего предприниматели и бухгалтеры совершают ошибки при исчислении налогов без умысла что-то скрыть;

- непомерно  большое число налогов, уплачиваемых  с различных налогооблагаемых  баз.12

      Общепринятый  налоговый режим предполагает ведение  налогового учета по многим налогам, входящим в данный режим. В частности это относится к налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и т. д. При этом в части ведения налогового учета по НДС и налогу на прибыль налоговое законодательство предусматривает возможность выбора некоторых параметров. Такой выбор субъект малого предпринимательства оформляет в своей учетной политике по налогообложению.13

      Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя до наступления очередного налогового периода. Для целей налогового учета учетная политика организации регламентируется положениями НК РФ ч. II. В целях налогообложения в учетной политике должны быть сформулированы все аспекты организации налогового учета на основе глав 21 и 25 НК РФ ч. II.

     Учетная политика должна утверждаться до наступления очередного налогового периода и является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского и налогового учета и порядок налогообложения.

      Отсутствие  адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий налогоплательщиков - малых, средних и крупных не позволяет оценить эффективность общепринятой системы налогообложения при ее применении субъектами малого предпринимательства, равно как и провести ее сравнение со специальными налоговыми режимами, действующими в отношении малого предприятия.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  общепринятая система налогообложения - это наиболее неблагоприятные условия  для работы малых предприятий. 

3.2 Упрощенная система налогообложения 

      Снижение  налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представление отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) субъектов малого предпринимательства являются необходимыми условиями для развития малого бизнеса и представляют эффективные меры по государственной поддержке этого сектора рыночной экономики.

      Глава 26.2 НК РФ предусматривает специальный  налоговый режим - упрощенную систему  налогообложения субъектов малого предпринимательства (УСН), она была введена Федеральным законом  №104-ФЗ от 24.07.2002г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Правилами применения упрощенной системы налогообложения с 1 января 2003 г. не предусмотрено принятие по данному вопросу каких-либо законодательных актов на уровне субъектов РФ, порядок применения УСН регулируется на федеральном уровне.14

      Упрощенная  система налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства применяется  наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектами малого предпринимательства на добровольной основе.

      Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ.

      Возможность применения УСН уже не увязана с наличием у организации статуса субъекта малого предпринимательства, как это было до 2003 г., что расширяет круг ее потенциальных плательщиков.

      Законодатель, вводя в действие УСН, прежде всего, ставил перед собой задачу облегчить  положение представителей малого бизнеса. Поэтому переход к данному налоговому режиму имеет целый ряд ограничений, устанавливаемых статьей 346.12 НК РФ.

      Прежде  всего, ограничения касаются получаемого  налогоплательщиком дохода. Организация  имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (указанная предельная величина доходов организации подлежит индексации на коэффициенты-дефляторы, ежегодно публикуемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации) или стоимость амортизированного имущества, находящегося в собственности налогоплательщика – организации, не превысит 100 млн. рублей. Потому, принимая решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, лучше заранее оценить доходы, которые будут получены в будущем.

      Если  все же по итогам отчетного (налогового) периода доход налогоплательщика превысил 45 млн. рублей и (или) в течении отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 НК, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

      При этом сумма налогов, подлежащих уплате при использование общего режима налогообложения, исчисляются и  уплачиваются в порядке предусмотренном  Законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

      Условия, а также порядок перехода и  прекращения применения УСН представлены на рис.1 (Приложение 2).

      Однако  необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ, существуют организации, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. К ним относятся:

      - организации, имеющие филиалы  и (или) представительства (автор  считает необходимым подчеркнуть,  что данное ограничение не относится к организациям, имеющим обособленные подразделения, которые не оформлены в учредительных документах как филиалы и представительства);

      - банки;

      - страховщики;

      - негосударственные пенсионные фонды; 

      - инвестиционные фонды;

      - профессиональные участники рынка ценных бумаг;

      - ломбарды;

      - организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся производством  подакцизных товаров, а также  добычей и реализацией полезных  ископаемых, за исключением общераспространенных  полезных ископаемых;

      - организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

      - частные нотариусы, адвокаты, учредившие  адвокатские кабинеты, а также  иные формы адвокатских образований; 

      - организации, являющиеся участниками  соглашений о разделе продукции;

      - организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;

      - организации, в которых доля  непосредственного участия других  организаций составляет более  25 процентов. Данное ограничение  не распространяется на организации,  уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов общественных  организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации;

      - организации и индивидуальные  предприниматели, средняя численность  работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;

      - организации, у которых остаточная  стоимость основных средств и  нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете,  превышает 100 млн. рублей;

      - бюджетные учреждения;

      - иностранные организации, имеющие  филиалы, представительства и  иные обособленные подразделения  на территории Российской Федерации.15

      Говоря  об упрощенной системе необходимо четко  определить объект налогообложения. Объектом налогообложения при упрощенной системе признают доходы (в соответствии со статьей 346.20 НК РФ устанавливается  следующая налоговая ставка по налогу равная 6%), а также доходы, уменьшенные на величину расходов (15%), при этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. В УСН применяется кассовый метод признания доходов и расходов (по дате поступления средств на счета в банках и/или в кассу). Объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиком в течении всего срока применения УСН.16

      Применение  УСН вызывает наибольшие сложности  при выборе в качестве объекта  налогообложения доходов, уменьшенных  на величину расходов. Во-первых, установлены 23 позиции расходов, которые должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и осуществлены только в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

      Среди позиций расходов, учитываемых для  целей налогообложения, следует отдельно выделить особый порядок принятия расходов на приобретение основных средств. Такой вид расходов, как начисленная амортизация основных средств, в рамках УСН отсутствует. Важными моментами становятся: дата приобретения, ввода в эксплуатацию и срок полезного использования основных средств.

      Во-вторых, плательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог. Сумма  минимального налога исчисляется в  размере 1% доходов и уплачивается в том случае, если сумма налога, исчисленная по выбранному объекту налогообложения, оказалась ниже, чем сумма минимального налога, либо отсутствует налоговая база. Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, включается в расходы в следующие налоговые периоды либо увеличивает сумму убытка, который может быть перенесен на будущее в установленном порядке. Таким образом, режим минимального налога позволяет в условиях значительной либерализации налогообложения по УСН обеспечить «интересы» бюджета.17

      У плательщиков, избравших объектом налогообложения  доходы, сумма налога по каждому  отчетному (налоговому) периоду уменьшается  на сумму перечисленных страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога может быть уменьшена не более чем на 50%.

      Налоговым периодом по УСН является календарный  год, а отчетным периодом – первый квартал, полугодие и девяти месяцев  календарного года. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и выбранного объекта налогообложения, рассчитанного нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев, с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, суммы налога зачисляются на счете органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней, в том числе бюджеты государственных внебюджетных фондов, в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Информация о работе Бухгалтерский учет и система налогообложения субъектов малого предпринимательства