Бухгалтерский учет доходов и расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночной экономике предприятие стремится самостоятельно планировать свою деятельность и определять перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития.
И теория, и практика убеждают, что успеха на рынке добиться невозможно без эффективного и целенаправленного управления всеми процессами, связанными с функционированием предприятия в рыночных условиях. Одним из таких процессов является процесс формирования доходов и расходов предприятия.
Постепенное сближение отечественного бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами

Работа содержит 1 файл

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.doc

— 470.50 Кб (Скачать)
 

     Аналитический учет по счету 98 "Доходы будущих периодов" в ЦА № 95 Петриковского района ведется в книге формы К-39 по видам начисленных (полученных) доходов. В свободных графах кредитовой части книги указывают виды получаемых доходов и отчетный период, к которому они относятся.

    В соответствии с учетной политикой  организация вправе создавать различные резервы, в том числе резерв предстоящих расходов и резерв по сомнительным долгам.

Для обобщения  информации о состоянии и использовании  зарезервированных сумм предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Образование резервов отражается по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство и расходов на реализацию, по дебету счета отражают фактические расходы и платежи за счет созданных резервов.

    По  видам резервов на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» открываются  субсчета:

96-1 «Резервы  на оплату отпусков»;

96-2 «Резерв  на выплату вознаграждений за  выслугу лет»;

96-3 «Резервы  на ремонт и гарантийное обслуживание»;

96-4 «Прочие  резервы».

    Фактически  произведенные расходы, для покрытия которых создаются резервы предстоящих  расходов и платежей, списываются  за счет данных резервов. Правильность образования и использования  резервов проверяется в конце  года. Для этого привлекаются исходные данные (сметы, расчеты и др.), на основе которых определена величина каждого из резервов, и фактически списанные за счет них расходы. При необходимости суммы образованных и использованных резервов по результатам проверки корректируются (сумма резерва доначисляется или же сторнируется). Некоторые резервы предстоящих расходов и платежей могут иметь переходящее сальдо на конец года (на предстоящую оплату отпусков, выплату вознаграждения за выслугу лет, предстоящих затрат по ремонту основных средств, если эти затраты определены по предварительно разработанным в организации нормам, и др.). В этом случае производится инвентаризация переходящих остатков резервов, с помощью которой по данным смет, расчетов и т.п. проверяется правильность отражения в учете переходящих сумм, и при необходимости в учетные данные вносятся соответствующие коррективы.

    При уточнении учетной политики на следующий  год организация может отказаться от образования каких-либо из ранее  создававшихся резервов. В этом случае остатки таких резервов в январе следующего года присоединяются к доходам организации, что отражается по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы», субсчет 1 «Внереализационные доходы». Такой же бухгалтерской записью отражается списание излишне сформированной суммы резерва по проверкам налоговых органов.

    Право на формирование резерва по сомнительным долгам также представлено организации. Информация о состоянии и движении резервов по сомнительным долгам обобщается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».

    Под сомнительным долгом понимается дебиторская  задолженность организации, не погашенная в установленный срок (а если он не установлен - в течение нормально  необходимого для этого времени) и не обеспеченная соответствующими обязательствами и гарантиями.

    Организация может создавать резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями  и гражданами за реализованные продукцию, товары, выполненные работы, оказанные  услуги с отнесением сумм резервов в состав операционных расходов.

    На  практике возможно применение двух вариантов  образования резерва по сомнительным долгам: либо путем отчислений сумм по нормативу, рассчитанному исходя из размеров сомнительных долгов за последние  годы, к прибыли, либо путем отчисления в пределах фактически сложившихся сумм сомнительных долгов в данном году.

    Резервы для погашения сомнительных долгов создаются по результатам проводимой в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности организации. Необходимая сумма определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния и платежеспособности должника, а также оценки вероятности погашения долга в полной или частичной сумме.

    Создание  резерва по сомнительным долгам возможно при обязательном выполнении следующих условий:

    - если истек установленный договором  срок погашения покупателем, заказчиком  обязательств;

    - обязательства не обеспечены  гарантиями;

    - учетной политикой организации  предусмотрено создание резерва  по сомнительным долгам;

    - проведен анализ возможности  и вероятности погашения долга  по каждому отдельному должнику.

    В ЦА № 95 Петриковского района учетной  политикой не предусмотрено создание резерва предстоящих расходов и  резерва по сомнительным долгам. 
 

    2.2 Бухгалтерский учет доходов и расходов по видам деятельности, операционных и внереализационных доходов и расходов 

    Принципы  учета финансовых результатов организации  реализуются через учетную политику. Следуя им, главный бухгалтер организует учет доходов и затрат по видам реализации, структурным подразделениям и в целом по организации. Значение учетной политики заключается и в том, что она является одним из субъективных факторов, влияющих на формирование прибыли (Приложение).

    Нормативные акты определяют два способа признания выручки: выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется либо по мере оплаты, либо по мере отгрузке товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

    Метод признания выручки от реализации товаров отражается в приказе об учетной политике организации и остается неизмененным в течение отчетного года. В соответствии с принятой учетной политикой в ЦА № 95 Петриковского района выручка от реализации отражается в учете по ценам реализации по мере отгрузке товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

    Для обобщения информации о доходах  и расходах от основных видов деятельности применяется счет 90 «Реализация».  К счету 90 «Реализация»  на предприятии открыты следующие субсчета:

    90/1 – «Выручка от реализации»;

    90/2 – «Себестоимость»;

    90/3 – «Налог на добавленную стоимость»

    90/9 – «Прибыль/убыток от реализации».

    Корреспонденция счетов по учету реализации товаров  населению в ЦА № 95 Петриковского района приведена в таблице 2.3 

Таблица 2.3 - Корреспонденция счетов бухгалтерского учета реализации товаров в ЦА № 95 Петриковского района 

Содержание  операции Дебет Кредит
1 2 3
Окончание таблицы 2.3
1 2 3
1.Отражение  суммы отпущенных (реализованных) товаров 62-1 90-2
Списание  суммы реализованных товаров 90-2 41-2
Списание  суммы НДС, приходящейся на реализованные  товары (методом «красное сторно») 90-2 42-8
Списание  суммы торговой надбавки (скидки), приходящейся на реализованные товары (методом «красное сторно») 90-2 42-3
2. Отражение  задолженности перед бюджетом  по налогу на добавленную стоимость 90-3 68-2
3. Списаны  издержки обращения на реализованные  товары в розничной торговле 90-2 44-2
4. Определен  финансовый результат от реализации товаров в розничной торговле:    
- прибыль 90-9 99
- убыток 99 90-9

    По  кредиту субсчета 90-1 «Выручка от реализации»  учитываются поступления активов, признаваемые выручкой от реализации товаров, реализация которых является предметом деятельности организации, в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств, расчетов и других, а также средства дотаций, причитающиеся к получению и (или) полученные из бюджета в связи с государственным регулированием цен и тарифов.

    По  дебету субсчета 90-2 «Себестоимость реализации» учитывается себестоимость реализованных товаров, по которым на субсчете 90-1 «Выручка от реализации» признана выручка, в корреспонденции с кредитом счетов учета имущества, затрат, готовой продукции, товаров отгруженных, расчетов и других.

    По  дебету субсчета 90-3 «Налог на добавленную  стоимость» учитываются начисленные  суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг в  соответствии с законодательством, в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

    Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от реализации», предназначен для выявления финансового результата (прибыли или убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг за отчетный месяц.

    Таким образом, счет 90 «Реализация»  сальдо не имеет, закрывается ежемесячно, но все его субсчета остаются открытыми в течение года. На них накапливаются данные о полученной выручке, себестоимости реализованной продукции, НДС, которые учитываются нарастающим итогом с начала года.

    Синтетический учет по счету 90 «Реализация» в ЦА № 95 Петриковского района ведется в Главной книге, аналитический - по видам деятельности в книге формы К-39 в разрезе следующих статей: стоимость реализованных товарно-материальных ценностей, реализованные торговые надбавки, НДС в цене товаров, НДС с выручки от реализации, расходы на реализацию товаров, выручка от реализации, финансовый результат от реализации.

    На  конечный финансовый результат деятельности организации значительное влияние  оказывают операционные и внереализационные доходы и расходы.

    Разграничение доходов и расходов по видам зависит  от характера и условий их получения, а также от направлений деятельности организаций.

    На  конечный финансовый результат деятельности организации значительное влияние оказывают операционные и внереализационные доходы и расходы.

    Разграничение доходов и расходов по видам зависит  от характера и условий их получения, а также от направлений деятельности организаций.

    В соответствии с п. 9 Инструкции по бухгалтерскому учету "Доходы организации" № 181, операционными являются доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности организации за вычетом денежных средств и иного имущества, указанных в п. 4 Инструкции [21].

    Понятие операционных расходов приведено в  п.9 Инструкции по бухгалтерскому учету "Расходы организации" № 182. К данным расходам относятся:

    – затраты организации, соответствующие  операционным доходам, полученным организацией в отчетном периоде;

    – затраты, не приводящие к появлению  в будущем экономических выгод и признаваемые расходами в период их осуществления [20].

    При реализации товарно-материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов и других активов необходимо отражать выручку в соответствии с принятой методикой (по оплате или по отгрузке), закрепленной  в учетной политике организации. В таблице 2.4 представлены действующие в Республике Беларусь методики учета операционных доходов и расходов. 

Таблица 2.4 - Методика учета операционных доходов и расходов  в ЦА № 95 Петриковского района 

Содержание  операции Дебет Кредит
1 2 3
Отпущены  материалы по учетной стоимости, основные средства и нематериальные активы (по остаточной стоимости) и другие активы 91-2 10,01,04
Начислена выручка от продажи материалов, основных средств, нематериальных активов и других активов 62 91-1
Начислен  НДС от суммы операционных доходов 91-3 68
Окончание таблицы 2.4
1 2 3
Ежемесячно  отражается результат от операционной деятельности:

- отражен  финансовый результат (убыток) от операционной деятельности

- отражен финансовый результат (прибыль) операционной деятельности

  

99     
 

91-9           

 
 
91-9 
 

99

Информация о работе Бухгалтерский учет доходов и расходов