Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:28, курсовая работа
В данной работе автор попытался оценить значение бухгалтерского баланса для деятельности предприятия. Дать качественную и количественную характеристику одной из важнейших форм финансовой отчетности – бухгалтерскому балансу.
Цель данной работы – раскрытие содержания бухгалтерского баланса как одного из элементов метода бухгалтерского учета.
Введение
1. Бухгалтерский баланс, его структура и значение для анализа финансового положения предприятия
2. Классификация и содержание основных разделов бухгалтерского баланса
3. Требования, предъявляемые к балансу
4. Роль и значение международных стандартов для предприятий Республики Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
Резервы предстоящих расходов – резервы, создаваемые организацией в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. К таким резервам можно отнести, к примеру, резервы на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РБ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РБ.
3.Требования, предъявляемые
к балансу
К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования: правдивость (верность), реальность, единство, преемственность, ясность. [10, с. 27]
Правдивость (верность) баланса. Правдивым является баланс, составленный на основе записей, сделанных по всем документам, отразившим факты хозяйственной жизни организации за отчетный период. Условие правдивости баланса — обоснование его показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.
Документальная обоснованность показателей баланса. Как указывалось выше, баланс составляется по данным бухгалтерских счетов. Записи по счетам, в свою очередь, делают на основании документов. Следовательно, информационной базой баланса служат документы, в которых отражаются факты хозяйственной жизни, имеющие место в организации.
Правдивость баланса определяется полнотой и качеством документов. Если не все факты хозяйственной жизни отчетного периода своевременно оформлены документами, то баланс не отражает действительных итогов работы организации. Запоздалое или неполное оформление документами отпуска материалов на производство либо списания расходов неизбежно приводит к искажению данных о себестоимости продукции и суммы прибыли. Поэтому руководители организации должны предъявлять к оперативным работникам требования своевременного оформления документами всех фактов хозяйственной жизни и немедленно сдавать эти документы в бухгалтерию.
Обоснованность баланса бухгалтерскими записями на счетах. Заключительный баланс (на конец года) представляет собой синтез начального баланса (на начало года) и записей по счетам бухгалтерского учета за год. Начальный баланс, утвержденный собственником средств, лежит в основании текущего бухгалтерского учета, поскольку на его основе определяется сальдо счетов на начало года. Вносить изменения в утвержденный начальный баланс организация не имеет права. При проверке заключительного баланса всегда выясняют, согласуются ли его данные на начало года с данными утвержденного баланса на эту же дату.
Непременное условие правдивости баланса — сверка записей по счетам аналитического и синтетического учета перед его составлением. Для этого необходимо по всем аналитическим счетам подсчитать обороты и сальдо на конец отчетного периода, составить оборотные ведомости и сверить итоги последних с записями по соответствующему синтетическому счету. Выявленные при этом тождества служат гарантией правильности записей на синтетических и аналитических счетах.
На практике иногда, чтобы ускорить сдачу баланса, его составляют только по данным синтетического учета, без сверки с данными аналитического учета. Такой баланс не отвечает требованиям закона «О бухгалтерском учете».
Обоснованность баланса бухгалтерскими расчетами. Баланс оказывается тем правдивее, чем точнее сделаны бухгалтерские расчеты. К ним в первую очередь относятся расчеты по распределению отклонений фактической себестоимости товарно-материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам, списанию общепроизводственных и общехозяйственных расходов, калькуляции себестоимости продукции и т. п. Результаты этих расчетов оказывают влияние на величину остатков товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, прибыли и других показателей бухгалтерского баланса. На правдивость баланса большое влияние оказывает правильность образования резервов. Резервы организации создают за счет издержек производства, когда соответствующие суммы включаются в себестоимость продукции (резерв на оплату отпусков, резерв на затраты по ремонту основных средств и др.). Размеры резервов, образуемых за счет издержек производства, непосредственно влияют на сумму прибыли. Поэтому при проверке реальности баланса необходимо исследовать правильность отчислений в резервы. На практике имеют место случаи неправильного списания расходов за счет резервов, а также случаи отнесения на издержки производства расходов, которые подлежат списанию за счет соответствующих резервов. В результате в балансе отражаются неправильные сумма прибыли и остатки резервов. Поэтому при анализе следует проверять не только правильность образования резервов, но и правильность их использования. Порядок образования и использования резервов определяется соответствующими нормативными документами, знать которые необходимо и бухгалтеру, и аналитику.
Обоснованность баланса инвентаризацией. Как указывалось выше, баланс составляется на основании записей по счетам бухгалтерского учета. Однако такой баланс не гарантирует достоверность наличия ценностей, отраженных в активе, — это книжный баланс. Между данными учета и фактическими остатками средств часто возникают расхождения. Они могут быть вызваны разными причинами: естественной убылью при хранении и реализации ценностей, порчей и браком, плохим состоянием весового хозяйства (отсюда ошибки при перевешивании в момент приемки или отпуска ценностей), пересортицей, хищениями и др. Чтобы убедиться в том, что числящиеся на бухгалтерских счетах остатки товарно-материальных ценностей и других средств существуют в действительности, требуется проверка ценностей в натуре путем пересчета, перевешивания, обмера и т. п. Проверка имущества организации в натуре и сверка ее расчетов с дебиторами и кредиторами называются инвентаризацией. [10, с. 30]
После проведения инвентаризации в учетные остатки по счетам вносятся коррективы (излишки ценностей приходуют, недостачу и порчу списывают и т. д.), что повышает правдивость баланса.
Перед составлением заключительного баланса должна быть проведена инвентаризация всех средств организации (товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и др.), кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Противоположностью правдивости баланса является его вуалирование, т. е. недостоверное отображение состояния средств, искажение результатов работы организации путем приукрашивания отдельных сторон деятельности. Вуалирование не всегда умышленно, иногда это следствие незнания или неряшливости составителей баланса. Однако в большинстве случаев оно делается преднамеренно, «вуаль» набрасывается на те статьи баланса, правильность показателей по которым по тем или иным причинам стараются скрыть.
К примерам вуалирования баланса могут быть отнесены:
Реальность баланса. Под реальностью баланса понимают соответствие оценок его статей объективной действительности.
Правдивость и реальность баланса — неоднозначные понятия. Баланс может быть правдивым, но нереальным.
Пример 1.
На балансе значится долг за физическим лицом в сумме 5000 руб. но выявленной у него недостаче ценностей. Сумма этого долга вытекает из соответствующих документов (инвентаризационной описи, сличительной ведомости и т. п.). В этом отношении баланс правдив, но если данное лицо неплатежеспособно, то в этой части баланс нереален, так как долг не может быть погашен.
Пример 2.
На балансе числится станок, первоначальная стоимость которого подтверждена соответствующим документом (накладной, счетом-фактурой и т. п.) и составляет 10 млн. руб. За время эксплуатации по нему была начислена амортизация на сумму 6 млн. руб., что подтверждено документом (расчетом амортизационных отчислений). Следовательно, остаточная стоимость этого станка составляет 4 млн. руб. (10 млн. руб. — 6 млн. руб.). Однако известно, что промышленность освоила выпуск новых, более современных станков такого рода, в результате выгоднее стало списать старый станок и курить новый. Таким образом, баланс верен, показывая остаточную стоимость станка в активе 4 млн. руб., но нереален, так как учетная стоимость станка не соответствует действительности.
Реальность баланса в большой степени зависит от ликвидности средств организации.
Под ликвидностью в данном случае понимается способность средств пройти кругооборот и в конечном итоге принять денежную форму. [10, с. 35] Например, способность материалов быть израсходованными на производство (в определенный срок) и передать свою стоимость готовому изделию, а затем после его реализации превратиться в деньги. Ликвидность дебиторской задолженности определяется возможностью получения денег от дебиторов. В активе баланса могут быть как ликвидные ценности, так и неликвидные. К последним относятся средства, не способные пройти оборот: ненужные для данной организации оборудование, материалы, инструменты, малоходовые и залежалые товары, дебиторская задолженность с истекшими сроками исковой давности и т. п. Наличие неликвидов омертвляет оборотные средства, ухудшает финансовое положение организации.
Масштабом измерения степени ликвидности является время: в какой срок та или иная ценность на пути своего оборота превращается в деньги. Одни материалы могут быть использованы в производстве в течение нескольких дней, другие — в течение месяцев, а может быть, и лет. При оценке ликвидности тех или иных активов следует брать нормативный период оборота. Например, если норма запасов материалов определена в три месяца, а фактический их запас обеспечивает шестимесячную потребность производства, то половину числящихся по балансу материалов нужно считать нормальным остатком (первая степень ликвидности), а другую половину — излишком (вторая степень ликвидности). Излишки иногда достигают таких размеров, что их становится нецелесообразно хранить на складах в ожидании производственного потребления (особенно если есть опасность порчи материалов от длительного хранения), а следует реализовать другим организациям. Таким образом, излишки материалов, подлежащие реализации, по своей роли в кругообороте приближаются к неликвидам. В каждой организации при инвентаризации средств следует установить, какие излишки целесообразно сохранить, а какие подлежат реализации.
Единство баланса заключается в построении его на единых принципах учета и оценки. Это означает применение во всех структурных подразделениях организации единой номенклатуры счетов бухгалтерского учета, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции (взаимосвязи между счетами) и т. п. В противном случае, составляя сводный баланс на основе единичных балансов, мы будем складывать вместе разнородные величины. Кроме того, статьи во всех балансах должны оцениваться одинаково и в активе, и в пассиве.
Преемственность баланса в организации, существующей несколько лет, выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из баланса предыдущего. Например, заключительный баланс прошлого года должен быть начальным балансом отчетного года, так как это, по сути, есть один и тот же баланс, только рассматриваемый в разные периоды времени. Преемственность баланса заключается также в единообразии методов оценок и составления.
Ясность баланса — его доступность для понимания лиц, его составляющих, и всех, его читающих. Приведем основные причины, мешающие ясному пониманию балансов.
1. Неопределенность названий статей и разделов баланса, не достаточно установившаяся балансовая терминология. Основные понятия хозяйственной деятельности часто трактуются в теории и на практике, а также в различных отраслях народного хозяйства неодинаково.
2. Несистемное, в ряде случаев нелогичное расположение статей баланса.
В экономической литературе есть много предложений по совершенствованию формы и структуры бухгалтерского баланса, разбор которых выходит за рамки данной книги. Чтобы сделать балансы ясными и понятными, необходимо идти по пути составления упрощенных балансов (без регулирующих статей, с группировкой нескольких статей в одну и т. д.). В связи со становлением коллективной собственности, с развитием акционерных обществ появляется потребность в публикации в газетах или специализированных изданиях таких балансов для рядовых читателей, интересующихся показателями работы той или иной организации.
4. Роль и значение международных
стандартов финансовой отчетности
для предприятий Республики Беларусь
Расширение внешнеэкономических связей Республики Беларусь является одной из важнейших задач национальной экономической политики. Интеграция в мировое хозяйство предполагает знание и пользование международными информационными источниками. Так, развитие инвестиционного сотрудничества с зарубежными партнерами требует удобной и знакомой потенциальным заимодателям формы подачи финансовой отчетности.