Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 10:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия бухгалтерской отчетности в целом.
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
1. Сущность и значение бухгалтерской отчетности
2. Состав и содержание БФО
Введение. 3
Исторический обзор важнейших этапов развития бухгалтерского учета. 4
Экономическая сущность бухгалтерской финансовой отчетности и её регулирование.
Отчетность, её роль и значение. 6
Система нормативно-правового регулирования учета и
отчетности в РФ. 9
Цель и задачи бухгалтерской (финансовой) отчетности в
условиях развитого рынка. 12
Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Требования к информации, формируемой бухгалтерскую
финансовую отчетность. 14
Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности. 17
Состав и содержание бухгалтерской отчетности, и основные правила ее представления и утверждения.
Состав и содержание бухгалтерской отчетности. 21
Бухгалтерская (финансовая) отчетность в соответствии с МСФО 27
Заключение. 29
Список используемой литературы. 30
Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, в которых синтезированы показатели нижнего уровня.
Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, полной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Для уверенности в правильности показателей бухгалтерской отчетности и для того чтобы исключить претензии работников налоговых органов, которые могут возникнуть в процессе проверки деятельности предприятия за отчетный год, необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к составлению бухгалтерских отчетов.
Бухгалтерская
отчетность должна быть доступной для
понимания, поэтому на практике построение
бухгалтерской отчетности базируется
на следующих принципах
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ. Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.
Бухгалтерская отчетность согласно действующему законодательству составляется предприятиями, организациями и учреждениями, ведущими бухгалтерский учет. Отчетность является одним из элементов метода бухгалтерского учета и входит в понятие бухгалтерский учет. Следовательно, как заключительный элемент метода, бухгалтерская отчетность основывается и вытекает из данных бухгалтерского учета. Поэтому любые изменения в состав отчетности вносятся при условии, что данная информация или показатели уже имеются в учете в готовом виде или получаются после внесения определенных изменений в эту систему учета.
Отличительная черта бухгалтерской (финансовой) отчетности – наличие взаимосвязи показателей, отраженных в разных формах, с показателями бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс составляет основу бухгалтерской (финансовой) отчетности. Другие отчеты предназначены пояснять и дополнять его данные. Отдельные отчеты не связанные с бухгалтерским балансом, не облают характерными чертами бухгалтерской отчетностью и являются оперативными, статистическими или налоговыми отчетами.
Выполнение требования полноты представления информации достигается при условии отражения на счетах бухгалтерского учета всех финансово-хозяйственных операций, осуществленных предприятием за отчетный период. В свою очередь, достоверной бухгалтерская отчетность является в том случае, если она составлена в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации
Таким образом, бухгалтерская отчетность
– это система показателей, отражающих
имущественное и финансовое положение
организации на отчетную дату, а также
финансовые результаты ее деятельности
за отчетный период, вместе с тем она состоят
из образующих единое целое взаимосвязанных
отчетных форм и пояснений к ним, соответствует
основным требованиям и стандартам и для
более широкого понимания имеет свою классификацию.
Российский бухгалтерский учет в течение длительного периода времени существовал вне процессов международной гармонизации, особенно в советский период, поскольку созданный и функционирующий в годы советской власти отечественный учет отвечал требованиям централизованно планируемой экономики, когда подавляющая часть национального имущества находилась в распоряжении государства и контролировалась государственными органами управления.
Важным фактором обеспечения успешной интеграции России в мировую экономику стал переход на принятую в международной практике систему учета и статистики. Органами, наделенными полномочиями реформирования отечественной учетной системы, стали Правительство РФ и Министерство финансов РФ, поскольку Россия по основным характеристикам регулирования учета и отчетности относится к континентальной модели регулирования, которое осуществляют государственные органы.
Введение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету – ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативно-правовые документы целесообразно представить в виде системы включающей в себя четыре уровня:
1. Действует Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно общие принципы организации учета, основы финансовой отчетности. К нему, следует отнести также Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г. №88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95г. №208-ФЗ, постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98г. №283 и др.
2. К документам этого уровня относятся стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Они регулируют принципы и правила формирования учетной политики, организации учета отдельных объектов наблюдения и их отражения в отчетности. К ним относятся Положения по бухгалтерскому учету, составляющие систему национальных стандартов. Положения утверждаются Министерством Финансов РФ. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете – положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 15 положений по бухгалтерскому учету и отчетности.
3. На этом уровне учет регулируется методическими рекомендациями (указаниями), инструкциями, комментариями, письмами Минфина РФ и другими ведомостями. К нему относят инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету, а также рекомендации, определяющие отраслевые особенности учета. К документам относятся планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, составляющие основу организации учета экономических субъектов независимо от организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, форм собственности.
4. К последнему уровню относятся рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Документы разрабатываются внутри экономического субъекта, утверждаются руководителем организации и определяют особенности учетной политики на предприятии исходя из вариантности форм и методов ведения учета и формирования отчетности, закрепленных в нормативных актах более высоких уровней. Основными рабочими документами являются:
Следует отметить, что многие организации ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.
Развитие рыночных отношений привело к расширению числа заинтересованных пользователей финансовой отчетности, в том числе иностранных и отечественных инвесторов, а также показало необходимость владения полной систематизированной информацией самими организациями для успешного ведения бизнеса. Исходя из этого, в России при разработке Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве Финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров в 1997 г., было признано целесообразным создание национальной системы учета, базирующейся на традициях российской практики, максимально приближенной к требованиям международных стандартов финансовой отчетности.
В 1998 г. Правительством РФ утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО, предусматривающая план мероприятий по реконструкции учета, действие которой было пролонгировано до 2005 года. В рамках реформирования законодательного обеспечения и нормативного регулирования выделяются два важных направления. Первое связано с закреплением в должностных инструкциях требования по аттестации профессиональных бухгалтеров, второе предполагает введение нормы обязательности составления консолидированной бухгалтерской отчетности по группе взаимосвязанных организаций. Одна из проблем, снижающих информативность российской финансовой отчетности – отсутствие законодательного требования о представлении консолидированной отчетности взаимозависимых организаций, позволяющей оценивать перспективы развития бизнеса каждой компании с учетом связей между ними. С 1.01.2004 г. Российские предприятия должны составлять консолидированную отчетность по правилам МСФО.
Выполнение второго направления реформы связано с формированием положений по бухгалтерскому учету. В настоящее время разработаны и действуют 20 стандартов (ПБУ).
В 2001 г. Новые ориентиры дальнейших преобразований были определены Министерством финансов РФ.
Работа по совершенствованию
законодательной базы российского учета
проводится на качественно новом уровне
при участии в этом процессе профессиональных
работников учета и аудита. Одной из основных
задач ИПБ признано участие в разработке
нормативных актов по бухгалтерскому
учету. Поскольку ИПБ по определению считается
некоммерческим партнерством, он не может,
в силу своего статуса, осуществлять прямое
регулирование бухгалтерского учета и
отчетности, однако подобное влияние должно
стать доминирующим в будущем и сыграть
определяющую роль в переориентации процессов
регулирования учета и отчетности на демократические
формы.
Бухгалтерский учет и отчетность в условиях рынка рассматриваются как информационная система, формируемая исходя из потребностей рыночной инфраструктуры и выступающая основой при принятии решений, как в рамках экономического субъекта, так и за его пределами. Бухгалтерская информационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих средства и методы получения и преобразования информации о финансово-хозяйственном положении организации и результатах ее деятельности, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в области формирования, распределения и использования ресурсов экономического субъекта. Она включает данные, обобщаемые в рамках финансового учета и предоставляемые внешним пользователям, а также сведения управленческого учета, закрытые для внешних пользователей и представляющие коммерческую тайну. Таким образом, финансовая отчетность признается разновидностью бухгалтерской отчетности, которая в свою очередь, включает также внутрихозяйственную информацию, предназначенную для выполнения менеджментом компании своих функций.
Процедура формирования информации управленческого учета регулируется в рамках предприятия, поскольку и составители и потребители данных совпадают. Внешние пользователи, опирающиеся в своих решениях на финансовую информацию, не имеют возможности повлиять на ее формирование, поэтому к внешней финансовой отчетности предъявляются определенные требования, реализуемые через регулирование при помощи законов, стандартов и прочих источников.