Бухгалтерская (финансовая) отчетность как источник информации об имущественном и финансовом положении организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия бухгалтерской отчетности в целом и форм отчетности с точки зрения информации, необходимой для пользователей.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть назначение, цели, задачи, требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
описать порядок составления, предоставления, утверждения отчетности;
раскрыть информационное содержание бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение ___________________________________________________2
1. Сущность бухгалтерской финансовой отчетности _____________3
1.1 Понятие и значение бухгалтерской отчетности _______________3
1.2 Виды бухгалтерской отчетности____________________________ 5
1.3 Пользователи бухгалтерской отчетности_____________________6
2. Бухгалтерская отчетность - источник информации об имущественном положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующего субъекта ________________________8
2.1 Качественные признаки отчетной информации ______________8
2.2 Требования к информации в бухгалтерской отчетности ______10
3. Правовая база бухгалтерской отчетности ____________________13
3.1 Состав и сроки предоставления бухгалтерской отчетности____13
3.2 Содержание бухгалтерской отчетности _____________________16
3.3 Требования к бухгалтерской отчетности ____________________23
Заключение_________________________________________________26

Работа содержит 1 файл

бух фин отч.doc

— 457.50 Кб (Скачать)

     Отчет об изменениях капитала (форма № 3) служит для контроля за состоянием и движением собственного капитала организации по отдельным его видам (составляющим), а также прочих фондов и резервов. Он содержит важную для многих пользователей информацию о состоянии и изменениях капитала организации по составным частям.

     Отчет об изменениях капитала состоит из двух разделов: изменения капитала и резервы, а также справок.

     В первом разделе отчета приводятся данные об изменениях отдельных видов капитала: уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) и всех вместе за два года: за предыдущий и за отчетный. Он показывает, за счет каких причин изменилась величина каждого вида капитала в отдельности и всех их вместе. Здесь за предыдущий и за отчетный год приводятся данные:

     об  остатках каждого вида капитала и  в целом на 31 декабря предшествующего  года;

     об  изменениях капитала в связи с  изменениями в учетной политике и результатами переоценки объектов основных средств, остатках капитала на 1 января соответствующего года;

     о чистой прибыли, дивидендах, отчислениях  в резервный фонд;

     об  увеличении капитала за счет дополнительного  выпуска акций, увеличения номинальной  стоимости акций, реорганизации юридического лица и других причин;

     об  уменьшении капитала за счет уменьшения номинала акций, количества акций, реорганизации  юридического лица и других причин;

     об  остатках каждого вида капитала и  в целом на 31 декабря соответствующего года.

     Во  втором разделе отчета отражаются состояние  и движение резервов: резервного капитала, образуемого в соответствии с  законодательством, и резервного капитала, образуемого в соответствии с  учредительными документами, оценочных  резервов (резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений и по сомнительным долгам) и резервов предстоящих расходов. Здесь указывается наименование каждого вида резерва и по нему приводятся данные за предыдущий и за отчетный год об остатке на начало года, поступлении, использовании и остатке на конец соответствующего года. Здесь величина резервов раскрывается балансовым методом: остаток на начало года, поступило, использовано, остаток на конец года по каждому виду резервов.

     В справке №1 отчета об изменениях капитала отражаются данные о стоимости чистых активов организации для оценки степени его ликвидности. Чистые активы – это стоимость имущества, свободного от долговых обязательств.

     В справке №2 отражаются данные о направлениях использования поступлений из бюджета и внебюджетных фондов на расходы по обычным видам деятельности и на капитальные вложения во внеоборотные активы. В свободных строках отчета необходимо привести их расшифровку по направлениям финансирования. В случае получения целевых средств из бюджета и внебюджетных фондов на цели, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, рекомендуется соответствующие данные также отразить справочно в отчете об изменениях капитала.

     Отчет о движении денежных средств (форма  № 4) служит для контроля за изменениями в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, за поступлением и использованием денежных средств, получения информации о денежных потоках и о чистых денежных средствах, а также о состоянии расчетов.

     Отчет о движении денежных средств составляется за отчетный год и за аналогичный  период предыдущего года на основании  информации, учитываемой на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные  счета», 55 «Специальные счета в банках» и 57 «Переводы в пути» в валюте РФ.

     Остатки денежных средств на начало и конец  отчетного периода определяются путем суммирования сальдо вышеуказанных  счетов по учету денежных средств.

     Движение  денежных средств (поступило и направлено) определяется на основании оборотов по счетам и показывается отдельно по каждому виду деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой) в трех разделах.

     При этом под видами деятельности, используемыми  в отчете, понимаются:

     под текущей (основной) деятельностью — деятельность организации, преследующая в качестве основной цели извлечение прибыли (производство продукции, выполнение строительных и ремонтных работ, торговля и т.п.) либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности;

     под инвестиционной деятельностью — деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг, в том числе долговых, вкладов в уставные капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.);

     под финансовой деятельностью — деятельность организации, в результате которой изменяется величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, представление другими организациями займов, погашение заемных средств (без процентов) и т.п.).

     Если  поступление денежных средств превышает  их использование, то полученный положительный  результат отражается в отчете в  обычном порядке. Если же использование  денежных средств превышает их поступление, то полученный отрицательный результат показывается в круглых скобках.

     Следует отметить, что внутренние обороты  по счетам учета денежных средств (из банка в кассу и наоборот, с  одного счета в банке на другой) в отчете о движении денежных средств не отражаются, поскольку не изменяют величины чистых денежных потоков.

     В случае наличия (движения) денежных средств  в иностранной валюте сначала  отчет составляется в иностранной  валюте по каждому ее виду, а затем  остатки и движение денежных средств в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату составления бухгалтерской отчетности, то есть по курсу последнего дня отчетного периода. Полученные данные при заполнении соответствующих строк ф.№4 суммируются.

     В международной практике применяют прямой и косвенный метод составления отчета о движении денежных средств. Способы отличаются между собой только в части отражения потоков денежных средств по текущей (основной) деятельности.

     Прямой  метод составления отчета предусматривает, что денежные потоки по текущей деятельности представляются в отчетности полностью по притокам (поступлениям) и оттокам (платежам): приток от покупателей и заказчиков, отток поставщикам на оплату материальных ценностей, отток работникам на выплату заработной платы и т.п. Основанием для заполнения являются общие суммы полученных и уплаченных денежных средств по счетам бухгалтерского учета (50, 51 и т.д.).

     Косвенный метод составления отчета предусматривает  представление только чистых показателей  притока и оттока денежных средств. Информацию для исчисления чистых потоков денежных средств можно получить из баланса (ф.№1), отчета о прибылях и убытках (ф.№2), приложения к бухгалтерскому балансу (ф.№5).

     Российским  стандартом ПБУ 4/99 «бухгалтерская отчетность организации» рекомендовано составлять отчет о движении денежных средств прямым способом.

     Приложение  к бухгалтерскому балансу (форма  №5) является расшифровкой отдельных  статей баланса, поясняющей наличие  и движение отдельных видов средств  и источников образования. Это позволяет более детально представить пользователям имущественное состояние организации на отчетную дату. Форма №5 состоит из 10 разделов.

     В приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) отражаются:

     состояние и движение нематериальных активов, основных средств, доходных вложений в материальные ценности;

     расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и технологические работы, расходы  на освоение природных ресурсов;

     финансовые  вложения, дебиторская и кредиторская задолженность;

     расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат), обеспечения, государственная помощь.

     Каждый  из перечисленных объектов учета  представлен в виде самостоятельной  таблицы, горизонтальная структура  которой определяется теми показателями, которые подлежат раскрытию.

     Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) рекомендуется  включать в состав бухгалтерской  отчетности некоммерческими организациями.

     Некоммерческой  организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (благотворительные, культурные, образовательные, научные, духовные организации и т.п.).

     Некоммерческие  организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (ф.№3), отчет о движении денежных средств (ф.№4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф.№5) при отсутствии соответствующих данных.

     Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

     1) регулярные и единовременные  поступления от учредителей (участников, членов);

     2) добровольные имущественные взносы  и пожертвования;

     3) выручка от реализации товаров,  работ, услуг;

     4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые  по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

     5) доходы, получаемые от собственности  некоммерческой организации;

     6) другие, не запрещенные законом  поступления.

     В данном отчете отражаются следующие  показатели:

     остаток средств на начало и конец отчетного  и предыдущего года;

     поступило средств за отчетный и предыдущий годы всего, в т.ч. по источникам поступления;

     использовано  средств за отчетный и предыдущий годы всего, в т.ч. по направлениям использования.

     Если  в каком-либо году расходы некоммерческой организации превысили сумму поступивших целевых средств (с учетом остатка на начало года), то остаток средств в форме №6 приводится в скобках (в бухгалтерском балансе эта сумма отражается в составе прочих оборотных активов), а в пояснительной записке необходимо привести разъяснения по поводу данного факта.

     Источником  информации для заполнения отчета являются данные синтетического и аналитического учета по счету 86 «Целевое финансирование»  и счетам по учету расходов некоммерческих организаций.

     В соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» пояснительная записка обязательно включается в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Она содержит текстовую характеристику показателей, изложенных в формах бухгалтерской отчетности, а также раскрывает показатели, которые не нашли в них отражения, однако являются важными для принятия решений заинтересованными лицами в отношении данной организации. Таким образом, пояснительная записка является важнейшей, самостоятельной и наиболее объемной частью бухгалтерской отчетности.

     При раскрытии информации в пояснениях к формам бухгалтерской отчетности бухгалтер должен соблюдать требования существенности, сопоставимости и нейтральности, определенные нормативными документами.

     Информация  в пояснительной записке может  быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.

     В приказе Минфина России от 27 июля 2003г. №67н определена необходимая  информация, которая должна быть приведена  в пояснительной записке:

     1) краткая характеристика организации,  основные направления ее деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая) – наименование организации, организационно-правовая форма собственности, адрес организации, сведения об учредителях, способ образования организации, размер уставного капитала, указанного в учредительных документах;

Информация о работе Бухгалтерская (финансовая) отчетность как источник информации об имущественном и финансовом положении организации