Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия бухгалтерской отчетности в целом и форм отчетности с точки зрения информации, необходимой для пользователей.
В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть назначение, цели, задачи, требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
описать порядок составления, предоставления, утверждения отчетности;
раскрыть информационное содержание бухгалтерской отчетности.
Введение ___________________________________________________2
1. Сущность бухгалтерской финансовой отчетности _____________3
1.1 Понятие и значение бухгалтерской отчетности _______________3
1.2 Виды бухгалтерской отчетности____________________________ 5
1.3 Пользователи бухгалтерской отчетности_____________________6
2. Бухгалтерская отчетность - источник информации об имущественном положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующего субъекта ________________________8
2.1 Качественные признаки отчетной информации ______________8
2.2 Требования к информации в бухгалтерской отчетности ______10
3. Правовая база бухгалтерской отчетности ____________________13
3.1 Состав и сроки предоставления бухгалтерской отчетности____13
3.2 Содержание бухгалтерской отчетности _____________________16
3.3 Требования к бухгалтерской отчетности ____________________23
Заключение_________________________________________________26
Бухгалтерская
отчетность утверждается в порядке,
установленном законодательно и
указанном в учредительных
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» утвержденная в установленном порядке бухгалтерская отчетность представляется: учредителям, участникам, собственникам, территориальным органам статистики. Другим пользователям, в частности банкам, органам исполнительной власти, бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, согласно Налоговому кодексу РФ бухгалтерская отчетность представляется по требованию в налоговые органы.
Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за предыдущий год. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года, причины следует объяснить в пояснительной записке. Организация, передающая и приобретающая (получающая) новые подразделения не по состоянию на 1 января отчетного года, в пояснительной записке приводит объяснения несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного периода.
Измерение показателей в отчетных формах осуществляется в валюте РФ. При этом показатели в бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организации, имеющие существенные обороты продаж и обязательств, в соответствии с действующим нормативным регулированием имеют право отражать показатели в миллионах рублей без десятичных знаков.
В формах бухгалтерской отчетности приводятся все предусмотренные в них показатели. В случае не заполнения той или иной статьи (строки, графы) ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.
По каждому числовому показателю, представленному в отчетных формах, данные должны быть приведены за два периода: отчетный и предшествующий год. Если в учетную политику были внесены изменения, то показатели за предшествующий период должны быть приведены в соответствие с показателями за отчетный период. Кроме того, показатели статей отчетности, в которые включены данные активно-пассивных счетов, приводятся в развернутом виде.
Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатов ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность организации могут включаться соответствующие дополнительные показатели. Записи в формах отчетности производятся чернилами или шариковой ручкой, либо могут быть напечатаны.
Печать организации проставляется лишь на формах отчетности в которых это предусмотрено типовой формой бланка отчетности. В остальных случаях печать организации не проставляется.
В
бухгалтерских отчетах и
Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которая должна быть проведена в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. В частности, до составления годового отчета должна быть проведена инвентаризация основных средств (согласно учетной политики организации), нематериальных активов, финансовых вложений, товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, расходов будущих периодов, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности, расчетов, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов. Результаты инвентаризации должны быть оформлены в соответствии с требованиями Методических указаний по инвентаризации.
Организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 01 апреля следующего года за отчетным, а квартальную – не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Участники (учредители) предприятия устанавливают в пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности. Годовая бухгалтерская отчетность, утвержденная в установленном порядке, представляется в течение 90 дней после окончания отчетного года. Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователям только после ее утверждения в установленном порядке.
Годовая
бухгалтерская отчетность должна представляться
в отдельной папке в
В
акционерных обществах
Соответствующему адресату бухгалтерская отчетность может быть сдана либо путем непосредственного вручения, либо отправлена по почте. При этом согласно действующим правилам бухгалтерская отчетность должна прилагаться к сопроводительному письму, которое оформляется с обязательным указанием:
- адреса, куда направляется письмо;
-
исходящего номера и даты
-
краткой информации об объекте
отправления, а именно: что отправляется
(годовая или промежуточная
Датой
представления бухгалтерской
3.2 Содержание бухгалтерской отчетности
бухгалтерский отчетность экономический правовой финансовый
Бухгалтерский баланс (форма № 1) служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе, используется в анализе хозяйственной деятельности, прежде всего в анализе финансовых результатов деятельности, финансового положения организации, ее ликвидности. Кроме того, бухгалтерский баланс отражает информацию о системе финансовых и расчетных взаимоотношений организации, по данным которой можно судить о возможности погашения обязательств или грядущих финансовых затруднениях. В основу любого бухгалтерского баланса положено основное уравнение бухгалтерского учета, показывающее взаимосвязь между активами, обязательствами организации (пассивами) и собственным капиталом. Иначе говоря, актив баланса характеризует имущество организации с точки зрения его состава и размещения, а пассив баланса — с точки зрения источников его формирования и целевого назначения. Поскольку в активе и пассиве баланса отражается одно и то же имущество в различных его группировках, то общие итоги (валюта) баланса по активу и пассиву должны быть равны.
Современная форма бухгалтерского баланса представляет собой так называемый баланс-нетто, позволяющий информировать пользователей о стоимости чистых активов для оценки степени ликвидности организаций отдельных организационно-правовых форм, так как стоимость имущества показывается в балансе за вычетом амортизации основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности (т.е. в нетто-оценке — по остаточной стоимости), за вычетом торговой наценки по товарам и т.д., а прибыль в балансе показывается в размере нераспределенной прибыли. Это означает, что баланс не содержит регулирующих статей. Поэтому баланс позволяет рассчитать стоимость чистых активов организации.
С
целью контроля и анализа финансового
положения организации и
Бухгалтерский баланс составляется на основе данных об остатках по счетам синтетического и аналитического учета на начало отчетного года и на конец отчетного периода.
Разделы баланса по активу и пассиву взаимосвязаны. В бухгалтерском балансе активы и обязательства показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).
В бухгалтерском балансе по некоторым статьям за агрегированным показателем дается его разукрупнение на составные части через перечисление, в том числе (например, запасы, кредиторская задолженность), а по другим статьям расшифровка показателей дается в приложении к бухгалтерскому балансу. Таким образом, из бухгалтерского баланса и приложения к нему можно получить как обобщенную, так и детальную информацию о финансовом положении организации.
Хозяйственные средства, не принадлежащие организации на праве собственности, показываются за балансом в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.
Наиболее значимой отчетной формой о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках (форма № 2), который предоставляет информацию о формировании финансовых результатов по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата. Кроме того, рассматриваемая отчетная форма является связующим звеном между прошлым и нынешним отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода по сравнению с прошлым. Иначе говоря, между бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках существует тесная взаимосвязь, которая выражается через важнейший показатель бухгалтерской отчетности – финансовый результат хозяйственной деятельности организации. Прирост активов бухгалтерского баланса образуется за счет превышения доходов над расходами, разница между которыми квалифицируется как прибыль. Полученная прибыль отражается в пассиве баланса как увеличение собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как сальдо превышения доходов над расходами. В свою очередь, уменьшение активов, представленных в бухгалтерском балансе, происходит в результате превышения расходов над доходами организации, которое квалифицируется как убыток. Указанная разница отражается в бухгалтерском балансе в уменьшении пассивов в виде собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как сальдо превышения расходов над доходами. Таким образом, отчет о прибылях и убытках показывает, как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде.
Отчет о прибылях и убытках состоит из двух основных разделов: «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» (в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации») и «Прочие доходы и расходы».
Доходы – это увеличение экономических выгод и (или) погашение обязательств, приводящие к увеличению капитала. Расходами признается уменьшение экономических выгод и (или) погашение обязательств, приводящее к уменьшению капитала.
К
обычной деятельности, как правило,
относят вид деятельности, указанный
в уставе и (или) учредительных документах.
При регистрации юридического лица
в органах территориальной
Не
признаются доходами/расходами
налог на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных платежей;
по договорам комиссии, поручения и иным агентским договорам;
предварительной оплаты за продукцию (работы, услуги), так как важнейшим условием признания выручки в бухгалтерском учете является переход права собственности на продукцию от продавца к покупателю. Выручка от продажи продукции включается в отчет на дату перехода права собственности. При выполнении работ и оказании услуг выручка признается, когда работы или услуги приняты заказчиком. В основу определения выручки от продажи положен принцип начисления, т.е. она отражается в учете по методу начислений (по отгрузке).
в залог, если по договору залоговое имущество передается залогодержателю;
в погашение кредитов и займов, предоставленных заемщику;
в качестве вклада в уставный капитал.
Отчет о прибылях и убытках используется для контроля и анализа финансовых результатов. Поскольку он содержит не только итоговые показатели финансовых результатов, но и их составляющие элементы за отчетный период и аналогичный период предыдущего года, отчет позволяет изучать и оценивать влияние отдельных факторов на финансовые результаты, изыскивать резервы увеличения прибыли путем увеличения доходов, сокращения расходов и потерь, устранения прочих штрафов, пени, неустоек и других видов санкций. Особую ценность информация отчета о прибылях и убытках имеет при сопоставлении фактических данных с плановыми, которые отсутствуют в отчете, но имеются в самой организации.