Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:07, контрольная работа
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
1. Анализ динамики состава и структуры доходов федерального бюджета РФ
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ [1], к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
По данным Министерства Финансов и Федерального казначейства на диаграмме 1 представлена динамика доходов федерального бюджета.
Диаграмма 1 – Динамика доходов федерального бюджета.
При анализе доходов федерального бюджета было установлено слдуеющее:
1. Доходы фелерального бюджета с показателя 2006 года 6278,9 млрд. руб. к 2008 году выросли до показателя 9275,9 млрд. руб, но в связи с мировым финансовым кризисом, существенно сократились, и в 2009 году составляли 7337,8 млрд. руб., далее наблюдается постепенный рост доходов федерального бюджета и в 2011 году они составили 11366 млрд. руб, т.е. доходы федерального бюджета привысили докризисный уровень. На прогнозный период ожидается рост доходов федерального бюджета.
2. Если рассматривать
доходы федерального бюджета
с точки зрения % к ВВП, то
в данном случае после
На диаграмме 2 представлено
распределение поступлений
Диаграмма 2 - Распределение поступлений Консолидируемого бюджета РФ по уровням бюджетной сиситемы.
При рассмотрении поступлений консолидируемого бюджета РФ было установлено, что основная часть поступлений образуется за счет федерального бюджета (11366 млрд. руб.), далее идут консолидированные бюджеты субъектов РФ (7643,9 млрд. руб.), далее следуют бюджеты государственных внебюджетных фондов (5819,6 млрд. руб.) и далее бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Структура доходов федерального бюджета за 2007 - 2011 годы по видам доходных источников представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Структура доходов федерального бюджета за 2007 - 2011 годы по видам доходных источников в % к ВВП.
Структура доходов федерального бюджета за 2007 - 2011 годы по видам доходных источников, % | |||||
Вид дохода |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
7,2 |
8,7 |
6,9 |
7,1 |
8,6 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
4,5 |
4,0 |
3,2 |
3,2 |
3,8 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
3,5 |
2,8 |
2,6 |
3,1 |
3,7 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
2,7 |
2,7 |
2,3 |
2,7 |
2,8 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
1,9 |
1,8 |
1,3 |
0,9 |
0,7 |
Прочее |
3,5 |
2,4 |
2,5 |
1,3 |
1,4 |
На диаграмме 3 также представлена структура доходов федерального бюджета за 2007 - 2011 годы по видам доходных источников в № к ВВП.
При анализе структуры доходов федерального бюджета за 2007 - 2011 годы по видам доходных источников выявлено следующее:
1. К 2009 году в период
мирового финансового кризиса
наблюдается спад всех
2. Основным видом доходов
являются доходы от
3. Все показатели достигли докризисного уровня, кроме Налога на прибыль.
На диаграмме 4 представлены доходы консолидируемого бюджета за 2011 год в %.
Диаграмма 4 - доходы консолидируемого бюджета за 2011 год в %.
При рассмотрении доходов бюджета за 2011 год, было установлено, что основной статьей являются прочие доходы (31,7%), далее НДФЛ (26,1%), далее налог на прибыль (25,2%).
Исходя из анализ динамики состава и структуры доходов федерального бюджета РФ можно выявить общую тенденцию снижения в 2009 году, причиной которому стал мировой финансовый кризис, к 2011 году все показатели вышли на докризисный уровень и в прогнозном периоде ожидается динамика в сторону увеличения.
2. Анализ динамики состава и структуры расходов федерального бюджета
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.
Расходы бюджета представляют
собой затраты, возникающие в
связи с выполнением
Через бюджетные расходы
финансируются
На диаграмме 5 представлена динамика расходов федерального бюджета.
Диаграмма 5 - динамика расходов федерального бюджета.
В ходе анализа динамики расходов федерального бюджета было выявлено следующее:
1. По состоянию на 2006 год показатель составлял 4284,8 млрд. руб, в 2010 году наблюдается постепенный рост, и к 2011 году показатель увеличился до 10935,12 млрд. руб.
2. При рассмотрении доходов федерального бюджета по отношении к ВВП в % можно установить, что после показателя 2006 года (15,9%) наблюдается скачок, в 2099 году показатель составил 24,9%, далее наблюдается постепенный спад и к 2011 году показатель достиг 20,7%.
На диаграмме 6 представлено исполнение расходов консолидируемого бюджета РФ по уровням бюджетной системы.
Диаграмма 6 - исполнение расходов консолидируемого бюджета РФ по уровням бюджетной системы.
При анализе исполнения расходов
консолидируемого бюджета РФ по уровням
бюджетной системы было установлено,
что основные расходы несет федеральный
бюджет, далее следуют консолидируемые
бюджеты РФ, далее бюджеты государственных
внебюджетных фондов и далее бюджеты
территориальных
В таблице 2 представлена структура расходов федерального бюджета за 2077 – 2011 годы в млрд. руб.
Таблица 2 - структура расходов федерального бюджета за 2007 – 2011 годы в млрд. руб.
Структура расходов федерального бюджета, млрд. руб. за 2007-2011 годы | |||||
Виды расходов |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
По всем разделам и подразделам |
5 986,56 |
7 570,88 |
9 937,58 |
10 115,63 |
10 935,22 |
Общегосударственные вопросы |
815,73 |
839,39 |
972,71 |
885,98 |
787,35 |
Национальная оборона |
831,88 |
1 040,85 |
1 203,73 |
1 276,46 |
1 515,96 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
666,98 |
835,56 |
1 007,48 |
1 085,37 |
1 259,82 |
Национальная экономика |
692,6 |
1 025,02 |
1 765,36 |
1 222,69 |
1 790,16 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
294,94 |
129,54 |
152,64 |
234,9 |
279,8 |
Охрана окружающей среды |
8,2 |
10,17 |
13,37 |
13,47 |
17,56 |
Образование |
294,61 |
355 |
415,5 |
442,81 |
553,37 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
70,99 |
88,85 |
114,61 |
125,6 |
- |
Здравоохранение и спорт |
196,49 |
278,21 |
354,93 |
347,35 |
- |
Социальная политика |
214,04 |
293,64 |
331,06 |
344,94 |
3 128,53 |
Межбюджетные трансферты |
1 900,10 |
2 674,63 |
3 606,19 |
4 135,99 |
- |
В ходе анализа структуры расходов федерального бюджета за 2007 – 2011 годы в млрд. руб. было выявлено, что основной статьей расходов всегда были расходы на национальную оборону и постепенно они увеличиваются, далее следуют расходы на национальную экономику, далее следуют расходы на национальную безопасность.
На диаграмме 7 представлена структура расходов консолидированного бюджета РФ в 2011 году в %.
Диаграмма 7 - структура расходов консолидированного бюджета РФ в 2011 году в %.
При анализе диаграммы было выявлено, что основные расходы это расходы на социальную политику (32,6%), далее прочие расходы (25,1%), далее национальная экономика (14%).
3. Провести анализ наличия дефицита федерального бюджета РФ
Государственный бюджет, как и всякий баланс предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
Если в прошлом бюджетный
дефицит возникал достаточно
редко и был обычно связан
с чрезвычайными
Бюджетный дефицит возникает
вследствие многих причин объективного
и субъективного характера. Наиболее
часто – из-за невозможности мобилизовать
необходимые доходы в результате
спада темпов производства, низкой
производительности труда и других
причин, вызывающих нестабильность экономики,
снижение эффективности производства.
Причина бюджетного дефицита кроется
и в росте расходов без учета
финансовых возможностей государства,
в недостаточной