Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Контрольная Бюдж. система РФ.docx

— 639.01 Кб (Скачать)

Несмотря на то, что состав образующих РФ территорий с 1978 года сохранился неизменным, государственное устройство России по прежней Конституции существенно  отличается от нынешнего. Прежде всего, в Конституции 1978 года не существовало понятия «субъектов Российской Федерации». Образованные по национальному признаку республики имели больший объем прав по сравнению с образованными по территориальному признаку краями и областями, хотя последние по численности населения зачастую превосходили первые. Кроме того, спецификой отличалось правовое положение автономных национальных округов, расположенных на территориях некоторых краев и областей России. Как правило, они не могли вступать в непосредственные (минуя соответствующие краевые или областные органы власти) отношения с федеральным бюджетом. Непризнание принципа равенства правового статуса регионов России предопределяло абсолютно дискриминационный характер межбюджетных взаимоотношений.

Местные органы власти вплоть до 1991 года в принципе не имели своих  бюджетов: они финансировались по смете, утверждаемой властями региона. В период с июля 1991 вплоть до принятия Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г. органы местного самоуправления наиболее крупных муниципальных образований пользовались правом самостоятельного утверждения собственных бюджетов. Однако правовой статус, а следовательно, и объем бюджетных полномочий различных муниципальных образований были неодинаковы. Сельские и мелкие городские поселения не были субъектами межбюджетных отношений с бюджетами регионов, финансовую помощь они получали из бюджетов более крупных муниципальных образований, на территории которых были расположены.

Новую структуру бюджетной  системы предопределили нормы Конституции 1993 года и принятого в соответствии с ней Закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающиеся вопросов государственного устройства Российской Федерации. Все крупные  национально- и административно-территориальные образования получили равный статус субъектов Российской Федерации. Введение в юридический оборот термина «субъект Федерации» имело отнюдь не формальное значение, но означало перевод всех составляющих Российскую Федерацию территорий в статус государственно-правовых образований, то есть перевод отношений с ними в договорную плоскость и признание за ними суверенитета в областях, не переданных в ведение Федерации. В результате разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами были определены и зафиксированы в Конституции три сферы полномочий. В развитие конституционного принципа разграничения предметов ведения между Российской Федерации и ее субъектами Бюджетный кодекс (ст.ст. 84-87) выделяет области исключительной расходной компетенции каждого из трех уровней бюджетной системы (федерального, региональных и местных бюджетов), а также расходы совместного ведения. В соответствии с ч.4 ст.5 Конституции «во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны». Известной спецификой отличается правовое положение автономных округов, которые согласно части 4 статьи 66 Конституции входят в состав края, области. Неопределенность данного положения Конституции порождала споры о правовых последствиях такого «вхождения» между краями, областями, с одной стороны, и входящими в их состав автономными округами, с другой, пока Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 14 июля 1997 г. 1№2-П не дал официальное толкование ч.4 ст.66 Конституции, где акцентировалось, то что равенство бюджетных прав всех субъектов Российской Федерации в этом отношении на сегодняшний день обеспечивается за счет федерального бюджета.

Другим предопределенным Конституцией и Законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 г. крупным изменением в структуре  бюджетной системы было выравнивание статуса всех местных бюджетов, образовавших таким образом третий (и последний) уровень бюджетной системы. Конституция  исходит из поселенческого принципа организации местного самоуправления, который означает признание безусловного права на местное самоуправление за жителями любого населенного пункта вне зависимости от его размеров. При этом Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» не допускает  отношений субординации между муниципальными образованиями. Согласно ст. 6 этого  закона «в случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением  города) имеются другие муниципальные  образования, предметы ведения муниципальных  образований, объекты муниципальной  собственности, источники доходов  местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских  муниципальных образований –  уставом города». Из этого положения  вытекает невозможность предоставления одним муниципальным образованиям права определять доходные источники  бюджетов других муниципальных образований  и, в частности, перераспределять между  ними финансовую помощь, полученную из регионального бюджета (за исключением отношений между городом и внутригородским образованием). Эта логика Конституции и законодательства о местном самоуправлении нашла отражение и в Бюджетном кодексе, согласно ст. 129 которого все местные бюджеты равноправны в отношениях с региональным бюджетом. 
Для управления каждым регионом необходимо знать, какие средства сосредоточены в бюджете всех уровней, функционирующих на данной территории, поэтому законодательно предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах РФ в целом, а также субъектов Федерации и административно-территориальных единиц (кроме низового звена последних). 

 

Список используемых источников

  1. Бюджетный кодекс РФ.
  2. Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головая С.П. Казначейска система исполнения бюджета в российской федерации. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  3. Бюджетная система России. Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям./ Под ред. Г.Б. Поляка. – 2 изд., перераб. и допол. .-М.: Юнити-Дана, 2008.
  4. http://www.gsk.ru/
  5. http://info.minfin.ru/fbrash.php/

Информация о работе Бюджетная система