Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:24, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических и методологических основ функционирования бюджета государства.
Для достижения указанной цели предполагается выполнить следующие задачи:
рассмотреть сущность бюджета государства;
проанализировать роль бюджета в регулировании социально-экономических процессов;
посмотреть взаимосвязь бюджета государства с другими звеньями финансовой системы.
Структура и содержание данной работы определены с учетом целей и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение стр.
1. Сущность бюджета государства стр.
2. Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов стр.
3. Взаимосвязь бюджета государства с другими звеньями финансовой системы стр.
Заключение стр.
План
Введение стр.
1.
Сущность бюджета государства
2.
Роль бюджета государства в
регулировании социально-
3. Взаимосвязь бюджета государства с другими звеньями финансовой системы стр.
Заключение стр.
Введение
Каждая семья ежемесячно продумывает свои расходы из имеющихся доходов, т.е. составляет бюджет, но большинство из нас не задумывается о его роли в нашей жизни. Бюджет является основой не только для каждой семьи, но и для каждого города, района, государства.
Для каждого государства необходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства – центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги – дороги, пожарная охрана, правоохранительные службы, национальная оборона, общественные школы и клиники – служат большому числу людей и не могут быть произведены в рамках частного предпринимательства. Правительственные программы борьбы с бедностью предусматривают перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоёв населения. Программы по стабилизации экономики направлены на нейтрализацию колебаний деловой активности в обществе. Все эти задачи не могут быть решены без соответствующего финансового обеспечения. Поэтому государство аккумулирует определённую сумму денежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их по целевому назначению (расходы бюджета государства). В странах с рыночной экономикой основным источником доходов являются налоговые поступления – до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений оказывается недостаточно для покрытия расходов правительства, последнее прибегает к займам государственным, также составляющих доходную статью государственного бюджета, пособий ветеранам войны и т.д. Кроме того, к расходной статье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу. Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница, является положительным сальдо, или бюджетным профицитом. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом.
Целью данной работы является исследование теоретических и методологических основ функционирования бюджета государства.
Для достижения указанной цели предполагается выполнить следующие задачи:
рассмотреть сущность бюджета государства;
проанализировать роль бюджета в регулировании социально-экономических процессов;
посмотреть
взаимосвязь бюджета
Структура
и содержание данной работы определены
с учетом целей и задач исследования.
Работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованной литературы.
Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства. С его помощью могут осуществляться цели и задачи, обусловленные экономической политикой. При этом значение государственного регулирования трудно переоценить. Существуют основные категории входящие в бюджет любого государства – это налоги, займы, расходы, которые всегда остаются неизменными.
Однако история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью бюджет сформировался тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало – стало составлять систему доходов и расходов на определённый период.
Когда палата общин в Англии 14-15 вв. утверждала субсидию королям, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открыл портфель, в котором хранилась бумага с соответствующем законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. С конца 17 в. бюджетом стал называться документ, который содержал, утверждаемый парламентом, план доходов и расходов государства. Этот документ также называли «росписью денежных доходов и расходов государства», «сметой доходов и расходов гос-ва», «государственной росписью».
Чтобы дать точное определение бюджету, я обратилась к понятию «финансов». И выяснила, что финансы – это система императивных денежных отношений, в процессе которых аккумулируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Поэтому бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.
Теперь создался общий образ о понятии, которое будет мной рассматриваться на протяжении всей курсовой работы. И я снова хочу обратиться к истории.
Глубокие перемены, произошедши в конце 18в.- начале 19в. В политике, социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном порядке. Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстрое увеличение госбюджетов и долгов. В начале этот рост казался явлением исключительным. Финансисты начала 19в. считали, что с наступлением спокойных времён бюджет уменьшится, однако рост бюджетов превзошёл все ожидания. В связи с этим возник вопрос о необходимости планомерной деятельности государства, и средством такой планомерности стал госбюджет. Он представлял собой государственную роспись доходов и расходов в цифровом выражении. Бюджет превратился в необходимое условие развития государственного хозяйства.
Итак, существует признак бюджета – это плановость. Бюджет – это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов. Плановая природа бюджета хорошо просматривается на фоне нерегулируемого народного хозяйства, каким оно было до первой половины 20в.
Как и любой другой план, государственный бюджет должен составляться на определённый период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил название финансового. Финансовым годом, или периодом, называется время, протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства.
Бюджетные отношения, как и финансовые, осуществляются на базе определённых правовых норм, что нашло отношение в становлении и развитии бюджетного права. Под бюджетным правом подразумевается совокупность прав народа как высшего субъекта государства через своих представителей (депутатов) в Государственной Думе, рассматривать проект бюджета, утверждать его и контролировать его исполнение (ст. 106 Конституции Р.Ф.)
Основой
бюджетно-правого статуса
Таким образом, бюджетным правом называют совокупность всех тех законов, которые определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюджет – это ещё политический акт, т.е. план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента.
В
России порядок становления «
Реформы 60-ых годов 19 в. способствовали развитию бюджетного законодательства.
После
Февральской революции при
Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918г., в которой 5 раздел так и назывался «Бюджетное право».
Конституция 1918г. Установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавший в себя государственные доходы и расходы.
Всероссийский
съезд Советов или
Ни один расход из средств государственного казначейства не может быть произведён без установления на него кредита в росписи дохода и расхода или путём издания особого постановления центральной власти.
Местные советы составляют полугодовые и годовые счёты расходов и доходов на местные нужды, сметы городских, губернских и областных органов Советской власти утверждаются Всероссийским Центральным комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.
Бюджеты в условиях «военного коммунизма» не имели реального значения. Реальными были ежемесячные планы распределения эмиссий. В условиях обесценивания советских денежных знаков бюджеты носили характер невыполнявшихся планов. К концу 1920г. Денежный бюджет стал отмирать. Планировался переход к нетто-бюджету.
В
1921г. С переходом к новой
В 1925г. продналог был заменён денежным продналогом. Деньги в России вновь стали товаром. После проведения денежных реформ бюджет приобретал значение твёрдого и реального финансового плана.
С выходом в 1924г. Конституции СССР были внесены изменения в банковскую систему. Р.Ф., столкнувшись с проблемой дефицита государственного бюджета, в 90-ые годы перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета. Он включал федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Р.Ф. Консолидированный бюджет субъекта Федерации состоит из бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории. Такой бюджет не утверждается законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются, прежде всего статистическим сводом бюджетных показателей, которые характеризуют суммированные показатели по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования на территории РФ отдельных её субъектов.
С.Ю. Витте писал, что требования гласности бюджета вытекает из понятия бюджетного финансового закона, обязательного к выполнению.
Кроме того, следует назвать ещё одно свойство бюджета – специализацию. Бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи.
Из всего этого можно сделать вывод, что государственный бюджет представляет сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Эта многосторонность бюджета обуславливалась трудностью исследования государственного бюджета, устройства и установления самого понятия бюджета.
Безусловно, бюджет понятие широкое и его нельзя сводить только к росписи. Роспись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только как приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собой финансовый план на данный период.
В
«Финансовой энциклопедии», изданной
в Москве в 1924г., бюджет определяется
как «утверждённое в
Содержание
бюджета как экономической