Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Контрольная Бюдж. система РФ.docx

— 639.01 Кб (Скачать)

Однако бюджетный дефицит  не может служить показателем, характеризующим  состояние экономики страны, и  бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня  многие экономисты исходят из того что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а  небольшой недостаток не опасен и  может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный  значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать  неконтролируемая инфляция.

Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный  фонд Российской Федерации, создаваемый  и используемый в целях стабилизации экономики.

Стабилизационный фонд выполняет  следующие функции:

- является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);

- обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;

- может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств  федерального бюджета, подлежащих обособленному  учёту и управлению в целях  обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

нефтегазовых доходов  федерального бюджета в объёме, превышающем  утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём  средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Согласно Бюджетному кодексу  России в настоящий момент дефицит  федерального бюджета, утвержденный федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период, не может превышать  размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

Также отмечается, что кредиты  Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным  банком Российской Федерации государственных  ценных бумаг Российской Федерации  при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние  на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение  внешнеэкономических условий стало  серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к  значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере. Снижение ВВП за январь - август 2009 г. составило 10,2% по сравнению с  соответствующим периодом предыдущего  года. При этом значительно сократился и внутренний спрос, прежде всего  в части валового накопления, как  за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов.

Следует также учитывать, что расходы на выполнение государственных  программ стабилизации финансового  и социального секторов, а также  инновационной поддержки промышленности обеспечивают сохранение значительного  дефицита государственного бюджета.

Для реализации данных программных  заявлений в сложившихся условиях, очевидно, требуется реформирование фискальной политики по следующим направлениям:

- поиск дополнительных  источников налоговых доходов,  способных существенно минимизировать  дефицит государственного бюджета;

- реализация эффективных  налоговых механизмов стимулирования  инвестиционной предпринимательской  активности.

Например, в 2010г. ЕСН был  заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС. В первый год работы взносов общая выплачиваемая  работодателями сумма будет также  равняться 26 процентам. С 2011г. идет повышение  ставок взносов до 34 процентов. С 2015г. отменяются все льготы, все страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам. Доля поступлений в Пенсионный фонд за счет таких структурных изменений  должна увеличиться.

Для получения дохода весь 2008 год Россия наращивала вложения в американские государственные  облигации (US Treasuries). В середине 2009 года Россия сократила долю казначейских облигаций США в золотовалютных ресурсах в пользу других инструментов, включая облигации МВФ. В то время доля US Treasuries в резервах РФ составляла около 30%.

В 2009г. на срок до 1 января 2013г. приостановлена норма Бюджетного кодекса  Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним  процентом прогнозируемого ВВП. В 2009г. большая часть средств из Резервного фонда ушла на покрытие дефицита бюджета.

Дефицит федерального бюджета  РФ в 2010 году составил 3,9% ВВП, или 1,787 трлн. руб. 2009 бюджетный год был закрыт с куда большим дефицитом — 5,9% ВВП. Ужать дефицит на 2% ВВП Минфину  в завершившемся 2010 году помогла  подорожавшая нефть и заранее  завышенные, и поэтому в полном объеме не исполненные, расходы.

Дефицит федерального бюджета  за январь-июнь 2010 года составил 439,91 млрд. рублей. В 2010г. дефицит планировалось  покрыть на 73,9% за счет средств Резервного фонда и Фонда Национального  благосостояния, 26,1% составят другие источники, в том числе государственные  заимствования. В Приложении 1 приведены  данные по размерам дефицита бюджета  РФ и источниках его финансирования за период январь-июнь 2010 года.

На диаграмме 8 представлена структура исполнения федерального бюджета по источникам финансирования дефицита федерального бюджета за 2011 год.

 

4. Провести анализ социально-экономической эффективности федеральной целевой программы.

Для анализа выбрана Федеральная целевая программа Социальное развитие села до 2012 года. Основание для разработки - распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 76-р

Государственные заказчики: Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству

Головной разработчик:

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство образования  и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального  развития Российской Федерации, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству  и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство по физической культуре и спорту

Цели и задачи Программы - основными целями Программы являются: повышение уровня и качества жизни  сельского населения на основе повышения  уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для  перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для улучшения социально- демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности. Основными задачами Программы являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и спорта; улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности; активизация культурной деятельности на селе; развитие и расширение информационно- консультационного и правового обслуживания сельского населения; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности; расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест

Важнейшие целевые индикаторы и показатели:

сокращение темпов снижения численности сельского населения  до 0,02 процента к концу 2012 года; ввод и приобретение 13451,5 тыс. кв. м жилья  для граждан, проживающих в сельской местности; ввод и приобретение 8458,1 тыс. кв. м жилья для молодых  семей и молодых специалистов на селе; введение в действие общеобразовательных  учреждений на 209,53 тыс. мест, дошкольных образовательных учреждений на 13,23 тыс. мест, открытие 1094 фельдшерско-акушерских пунктов, клубных учреждений на 55,1 тыс. мест, 1762 организаций по оказанию населению  услуг производственной деятельности (использующих мельницы, маслобойки, крупорушки и т.д.); открытие 1441 филиала детско-юношеских  спортивных школ при сельских общеобразовательных  учреждениях, 1550 организаций розничной  торговли и общественного питания, 6991 специализированной организации  бытового обслуживания, 250 информационно- консультационных центров; газификация 391581 дома (квартиры); повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 59,9 процента; повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66,3 процента; введение в действие 1413 тыс. номеров телефонной сети; введение в действие 5920 км автомобильных дорог

Cроки и Этапы реализации программы

I этап - 2003 - 2005 годы; II этап - 2006 - 2010 годы; III этап - 2011 - 2012 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 210 тыс. сельских семей; привлечь для проживания на селе 162,34 тыс. молодых семей и молодых специалистов, обеспечив их доступным жильем; повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 59,9 процента; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией; довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 90 процентов; повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 40 - 45 процентов; расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на 1094 единицы; повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями до 217 мест на 1 тыс. человек; улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 35 процентов учащейся сельской молодежи и 22 процента населения, работающего в сельской местности; расширить сеть комплексных организаций торгово-бытового обслуживания; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66,3 процента; обеспечить введение 1,4 млн. телефонных номеров; привести в нормативное техническое состояние 13,8 тыс. км ведомственных автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты, и ввести в действие 5,9 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты

Объем и источники финансирования

общий объем финансирования I этапа Программы (2003 - 2005 годы) составляет 52,9 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 5,5 млрд. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 23,1 млрд. рублей; средства внебюджетных источников - 24,3 млрд. рублей; общий  объем финансирования II этапа Программы (2006 - 2010 годы) составляет 233,6 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 60,5 млрд. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 98,8 млрд. рублей; средства внебюджетных источников - 74,3 млрд. рублей; общий объем финансирования III этапа Программы (2011 - 2012 годы) составляет 194,4 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 58,4 млрд. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 82,6 млрд. рублей; средства внебюджетных источников - 53,4 млрд. рублей

На диаграмме 10 представлена динамика расходов ФЦП.

Диаграмма 10 – Динамика расходов ФЦП.

При анализе диаграммы  было выявлено, что наибольшие расходы  были произведены в 2011 году, их пики были в июне и сентябре месяце.

 

5 Развитие бюджетной системы РФ с 1992 года.

До 1991 г, бюджетная система  страны была чрезвычайно централизованной, унитарной. Становление современной  российской бюджетной системы совпало  с началом радикальной экономической  реформы, что предопределило необходимость  пересмотра концепции, бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации. Был принят ряд законодательных актов, предусматривающих расширение демократических принципов в построении бюджетной системы и усиление территориальных подходов в управлении.

Вплоть до 1991 г. бюджетная  система страны имела следующую  схему построения (рисунок 1

                                                                                              Рисунок 1

Законодательные основы бюджетной  системы России как независимого федеративного государства были заложены после распада СССР в  конце 1991 года. В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» 1991 года (базовым нормативным актом в области бюджетного устройства, действовавшим вплоть до принятия 31 июля 1998 года Бюджетного кодекса) в бюджетную систему РСФСР как самостоятельные части включались: республиканский бюджет РСФСР, республиканские бюджеты республик в составе РСФСР, краевые, областные бюджеты краев и областей, бюджеты городов Москва и Санкт-Петербург, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты округов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов, районные бюджеты в районах городов, бюджеты поселков, сельских населенных пунктов. В начале рассматриваемого периода, как и в настоящее время, в бюджетной системе России насчитывалось 89 бюджетов второго уровня (21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 1 автономная область, 51 область и города Москва и Санкт-Петербург).

Информация о работе Бюджетная система