Бюджетирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Данная дипломная работа посвящена разработке и внедрению пока еще не очень привычной для российских предприятий технологии управления финансами – бюджетированию.
При написании курсового проекта были поставлены следующие цели: изучение различных методик постановки бюджетирования на предприятии, разработка и внедрения бюджетирования на малом предприятии, специализирующемся на пошиве одежды, оценка эффективности от внедрения бюджетирования.

Содержание

Введение
1. Бюджетирование как инструмент управления предприятием
1.1. Содержание, цели и функции бюджетирования. Роль бюджетирования в системе управления предприятием
1.2. Бюджет в системе планов. Виды бюджетов на предприятии
1.3. Основные этапы постановки бюджетирования на предприятии
2. Характеристика предприятия как объекта исследования
2.1. Общая характеристика предприятия и направления его деятельности
2.2. Структура управления и функции подразделений с характеристикой персонала
2.3. Динамика экономических показателей деятельности предприятия и анализ его финансового состояния
3. Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии
3.1. Разработка системы бюджетирования для предприятия с характеристикой видов бюджетов
3.2. Риски и проблемы, возникающие при внедрении системы бюджетирования
3.3. Оценка эффективности от внедрения бюджетирования на предприятии.
Заключение
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

Бюджетирование на предприятии.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

 

 

3.3. Оценка эффективности от внедрения бюджетирования на предприятии

 

Применение бюджетирования дает эффект независимо от того, планирует фирма значительно увеличить финансовые показатели или нет. Самое главное, бюджетирование позволяет эффективно управлять бизнесом и, в первую очередь, финансовой его частью.

При составлении бюджета движения денежных средств (как важнейшего инструмента управления для финансового менеджера) для ООО «Слава» выяснилось, что, несмотря на значительную прибыль по итогам года, у предприятия в течение нескольких месяцев было отрицательное сальдо денежных средств. Для устранения этого обстоятельства мною было предложено взять кредит, который предприятие сможет погасить до конца года, т.к. наибольшая концентрация денежных поступлений планируется в последние месяцы планируемого периода. Отсутствие планирования привело бы к некоторым финансовым затруднениям. 

Также при помощи бюджетирования можно рассмотреть эффективность не только в целом по предприятию, но и по отдельным подразделениям (бизнес-единицам, группам товаров), что в свою очередь позволяет влиять на ассортиментную и ценовую политику.

Для определения экономического эффекта от бюджетирования можно воспользоваться той же методикой, которая применялась в разделе 2.3.

Как видно из аналитической  баланса (табл.16), улучшились основные показатели баланса:  значительно увеличилась денежная наличность – на 1591 тыс. руб. или на 333%, уменьшилась дебиторская задолженность на 39%. В пассиве баланса сократилась кредиторская задолженность на 57,5%, и увеличились капитал и резервы за счет  увеличения прибыли на 75%.  

Существенно поменялась в лучшую сторону структура баланса. При практически не изменившейся величине ресурсов доля запасов уменьшилась на 16%,  дебиторская задолженность – почти на 6%, сократилась и доля внеоборотных активов на 23% за счет списания износа основного оборудования. Актив увеличился только за счет денежных средств на 45%.

  В части источников образования ресурсов структура также поменялась. Капитал и резервы (собственный капитал) увеличились на 32%, на эту же величину сократилась кредиторская задолженность.

 

 

 

 



2

 

Таблица 16

Анализ баланса после внедрения бюджетирования

Наименование статей

Абсолютные значения

Относительные значения (в %)

Изменения

2007

2008 (план)

2007

2008 (план)

В абсолютных величинах

По структуре

В процентах к величине 2007 г.

В процентах к общему изменению

I.                                 Внеоборотные активы,

в том числе:

1650

 

824

46,4

23,3

-826

-23,1

-50

7509

Основные средства

-

824

 

23,3

-

 

 

 

Незавершенное строительство

1650

-

46,4

-

-

 

 

 

II.                               Оборотные активы,

в том числе:

1905

2720

 

25,3

76,8

815

51,5

42,8

-7409,1

Запасы

898

330

25,3

9,3

-568

-16

-63,3

5164

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

529

321

14,9

9,1

-208

-5,8

-39,3

1891

Денежные средства

478

2069

13,4

58,4

1591

45

332,8

-14463,6

Баланс (ВБ)

3555

3544

100

100

-11

-

-0,3

100

III. Капитал и резервы

В том числе:

1538

2687

43,3

75,8

1149

32,5

74,7

-10445,5

Уставный капитал

10

10

 

0,3

0

0

-

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

1528

2677

43

75,5

1149

32,2

75,2

-10445,5

IV. Долгосрочные обязательства

-

-

 

 

 

 

 

 

V. Краткосрочные обязательства

2017

857

56,7

24,2

-1160

-32,5

-57,5

10545,5

Кредиторская задолженность

2017

857

56,7

24,2

-1160

-32,5

-57,5

10545,5

Баланс (ВБ)

3555

3544

100

100

-11

-

61,1

100

 

 

 

 

 



2

 

Для наглядности структура расчетного баланса показана в рис. 13.

Динамика активов баланса представлена на рис. 14, динамика пассивов - на рис. 14. 

 

 

Рис. 13 Структура баланса после внедрения бюджетирования

Как видно из рисунка структура активов и пассивов баланса значительно улучшилась.

 

Рис. 14 Динамика активов после внедрения бюджетирования

 

Рис. 15 Динамика пассивов после внедрения бюджетирования

 

  Бюджет доходов и расходов на 2008 составлен по международным стандартам, где отличительной особенностью является наличие показателя «маржинальная прибыль». Маржинальная прибыль – это разница между чистыми продажами и прямыми затратами. Этот показатель крайне важен с точки зрения финансового менеджмента, без него нельзя рассчитать точку безубыточности, управлять маржинальным доходом и принимать другие важные для управления финансами компании решения.  

Т.к. формат БДиР отличается от формы №2, то необходимо его изменить для корректного анализа финансовых результатов. Для этого следует накладные, коммерческие и управленческие расходы включить в себестоимость, как это сделано в отчете о прибылях и убытках за прошлые периоды, а из выручки вычесть сумму налога. Также в скорректированном отчете не будет разделения на центры финансового учета. Результаты корректировки и одновременно горизонтальный и вертикальный анализ представлены в таблице 17. 

 

Таблица 17

Анализ отчета о прибылях и убытках после внедрения бюджетирования

Показатель

 

 

 

Абсолютные значения, тыс. руб.

Относительные значения, %

Абсолют-ное изменение, тыс. руб.

Относительное изменение, %

 

Темпы роста, %

 

2007

2008

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка (В)

6338

10606

100

100

4268

-

167,3

Себестоимость

4810

7346

75,9

69,3

2536

-6,6

152,7

Коммерческие расходы (КР)

-

-

-

-

-

-

-

Управленческие расходы (УР)

-

-

-

-

-

-

-

Прочие расходы (ПР)

0

583

0

5,5

583

5,5

-

Прибыль (П)

1528

2677

24,1

25,2

1149

1,1

175,2

 

Как видно из таблицы, у предприятия в плановом году выросла выручка на 4268 тыс. руб. или на 67,3%.  Себестоимость выросла на 2536 тыс. руб. (на 52,7%). Прибыль выросла в абсолютных значениях на 1149 тыс. руб., что в относительных показателях составляет 75,2%, т.е. прибыль увеличивалась большими темпами, чем себестоимость и выручка.

На рисунке 16 показана динамика основных финансовых показателей.

Рис. 16 Динамика финансовых результатов после внедрения бюджетирования

 

После проведения анализа структуры и динамики расчетного баланса и бюджета доходов и расходов, следует провести анализ ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости предприятия и коэффициенты рентабельности.  Данные для анализа и расчеты представлены в данных таблиц 18,19,20.

 

Таблица 18

Группировка статей баланса

Группа статей

Условное обозначение

Статьи баланса, входящие в группу

Величина, тыс. руб.

2007

2008

АКТИВЫ

П

 

3555

3544

1.Наиболее ликвидные активы

А1

- денежные средства;

- краткосрочные финансовые вложения

478

 

2069

2. Быстрореализуемые активы

А2

- дебиторская задолженность сроком погашения до 12 месяцев

529

321

3. Медленно реализуемые активы

А3

- запасы и затраты;

- дебиторская задолженность сроком погашения более 12 месяцев

898

330

4. Труднореализуемые активы

А4

- внеоборотные активы

1650

824

ПАССИВЫ

П

 

3555

3544

1. Наиболее срочные обязательства

П1

 

- кредиторская задолженность;

2017

857

2. Краткосрочные пассивы

П2

- краткосрочные кредиты и займы

-

-

3. Долгосрочные пассивы

П3

- долгосрочные кредиты и займы

-

-

4. Постоянные пассивы

П4

- капитал и резервы

1838

2687

 

Таблица 19

Финансовое состояние ООО «Слава» после внедрения бюджетирования

 

   Показатель

Величина коэффициента

Изменение

Критерий оценки

2007

2008 (план)

1

2

3

4

5

1. Коэффициент текущей ликвидности

0,94

3,17

2,23

>=2

2. Коэффициент быстрой ликвидности (коэффициент покрытия)

0,5

2,79

2,29

>=1-1,5

3.Коэффициент абсолютной ликвидности

0,24

2,41

2,17

0,2-0,5

4. Излишек (недостаток) собственных оборотных средств (СОС)

-112

-1010

1863

 

1533

2636

 

2543

 

 

 

5. Излишек (недостаток) долгосрочных пассивов, необходимых для формирования запасов и затрат

-112

-1010

 

1863

 

1533

2636

 

2543

 

6. Излишек (недостаток) общей величины источников, необходимых для формирования запасов и затрат

-112

-1010

 

1863

 

1533

2636

 

2543

 

 

 


Продолжение таблицы 19

1

2

3

4

5

7. Коэффициент автономии

0,07

0,76

0,71

0.5 и >

8. Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала (финансовая независимость)

0,76

3,14

2,38

>=1

9. Коэффициент финансовой зависимости

1,32

0,32

-1

 

10. Коэффициент финансовой устойчивости

-0,12

5,6

5,72

>1

Информация о работе Бюджетирование на предприятии