Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование бюджетирования предприятия в управленческом учете. Для достижения поставленной цели были изучены понятие бюджета, его виды и функции, а также порядок составления генерального (общего) бюджета организации и контроль за его исполнением.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие бюджетирования и бюджета. Виды и
функции бюджета 4
2 Составление генерального бюджета 12
2.1 Разработка операционного бюджета 12
2.2 Разработка финансового бюджета 19
3 Контроль за исполнением бюджета 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Накладные расходы |
Сумма,
тыс. руб. |
1. Переменные
накладные расходы, всего, в
т.ч.
- вспомогательные материалы -
заработная плата - электроэнергия -
расходы по содержанию и 2. Постоянные накладные расходы, всего, в т.ч. амортизация налоги заработная плата персонала электроэнергия ремонт 3. Всего затрат |
|
7.
Бюджет себестоимости
Себестоимость проданной продукции = запас готовой продукции на начало периода + себестоимость произведённой на планируемый период продукции - запас готовой продукции на конец периода.
Себестоимость
произведённой на планируемый период
продукции = прямые затраты материалов
в планируемом периоде + прямые затраты
труда в планируемом периоде + накладные
расходы в планируемом периоде.
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
1. Запасы готовой продукции на начало периода2. Затраты материалов 3. Затраты труда 4. Накладные расходы 5. Себестоимость
произведённой продукции (2+3+ 6. Запасы готовой продукции на конец периода 7. Себестоимость проданной продукции (1+5-6) |
8.
Бюджет общих и
Представляет
собой детализированный план расходов,
связанных с управлением
Показатель |
Сумма, руб. |
1. Заработная
плата управляющих
2. Заработная плата служащих 3. Содержание административных помещений 4. Разное Итого |
Составление оперативного бюджета завершается подготовкой плана прибылей и убытков на основе бюджета себестоимости проданной продукции, бюджета продаж, бюджета расходов на продажу и др.
Показатель |
Сумма, руб. |
1. Выручка
от продажи продукции
2. Себестоимость проданной продукции 3. Валовая прибыль (1-2) 4. Прочие расходы 5. Прочие доходы 6. Прибыль от основной деятельности (3-4+5) |
Некоторые
из этих показателей для
2.2
Разработка финансового бюджета
Финансовый
бюджет – это план, в котором
отражаются предполагаемые источники
финансовых средств, и направления
их использования в будущем
Трудность при составлении данного бюджета состоит в том, что необходимо спрогнозировать реальные поступления денежных средств от покупателей, учесть платежи и отсрочки выплат поставщикам, рассчитать налоговые, финансовые и другие поступления и платежи. Результатом составления данного бюджета должно стать выявление прогнозируемого остатка денежных средств.
Финансовый бюджет включает:
1. Бюджет капитальных расходов.
Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учёта.
Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы необходимы, определить рентабельность инвестиций, источники капитальных вложений.
2.
Бюджет денежных средств
Бюджет денежных средств – план поступления денежных средств, платежей и выплат на будущий период.
Бюджет денежных средств суммирует все потоки денежных средств, показывает ожидаемое конечное сальдо на счетах денежных средств и финансовое положение организации (выявляются периоды излишка или недостатка финансовых ресурсов).
Бюджет
денежных средств состоит из двух
частей – ожидаемые поступления
и ожидаемые платежи и выплаты.
Для определения ожидаемых
Суммы ожидаемых платежей берутся из периодических бюджетов (бюджет трудовых расходов, бюджет закупки материалов, бюджет расходов на продажу, административных расходов и др.). При этом важно знать политику платежей и выплат компании (отсрочка платежа и др.). Помимо текущих расходов денежные средства могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, возврат займов и других долгосрочных обязательств.
При подготовке бюджета денежных средств необходимо концентрироваться на времени фактических поступлений или платежей, а не на времени совершения хозяйственных операций.
Чтобы составить бюджет получения денежных средств, необходимо бюджет продаж детализировать по месяцам.
Показатель | Месяц | Всего |
1. Продажа:
- с отсрочкой платежа 90 % - без отсрочки платежа 10 % 2. Получение денежных средств от продаж: - 10% текущего месяца - 50% предыдущего месяца - 40% двухмесячной задолженности |
Аналогично составляются планы выплат денежных средств в счёт погашения кредиторской задолженности. После этого все бюджеты объединяются в бюджет денежных средств.
Показатель |
Квартал |
Итого | |||
I | II | III | IV | ||
1.
Остаток денежных средств на начало
периода
2. Поступление денежных средств от продаж 3. Всего денежных средств 4. Выплаты: - за материалы; - заработная плата; - налоги; - покупка оборудования; - платежи за услуги; - другое. 5. Всего выплат |
|||||
6.
Планируемое минимальное сальдо
7. Потребность в денежных средствах (5+6) 8. Избыток (недостаток) денежных средств (3-7) 9. Привлечение заёмных средств 10. Погашение кредита 11. Выплата процентов по кредиту 12. Остаток денежных средств на конец периода (3-7+9-10-11) |
Последним шагом в процессе подготовки главного бюджета является разработка финансового положения или проектного бухгалтерского баланса организации.
Прогнозируемый баланс на конец планируемого периода строится на основе баланса на начало периода с учётом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменений используется формула:
Сальдо конечное равно сальдо начальное + начисление (из плана прибылей и убытков) + поступления (из бюджета денежных средств) – выплаты (из бюджета денежных средств).
После составления бухгалтерского баланса начинается его предварительный анализ. Если в результате составления бюджета выявятся проблемы, то руководство начинает всю плановую работу заново, при этом может быть изменена кредитная политика, условия оплаты и отсрочки платежей. После внесения корректировок в бюджеты вновь анализируется финансовое положение организации.
Бюджетирование всегда связано с предварительным, текущим и последующим контролем.
Предварительный контроль проводится до начала выполнения действий по претворению намеченных целей предприятия. Его задача - установить, могут ли возникнуть какие-либо трудности, препятствующие выполнению этих планов. Данный вид контроля осуществляется в процессе формирования бюджетов: когда предполагаемые результаты могут быть далеки от требуемых, когда рассматриваются различные варианты действий до тех пор, пока составленный бюджет не будет соответствовать установленным критериям. В ходе предварительного контроля даются оценки ожидаемых продаж и выпуска продукции, рассматриваются необходимые для этого материальные, трудовые, финансовые и инвестиционные ресурсы.
В результате предварительного контроля количественные и качественные показатели всех бюджетов должны быть увязаны между собой, проверены по ограничениям и оптимизированы. Широкое использование компьютерных технологий позволяет сделать это достаточно полно и оперативно и тем самым создать наиболее эффективную прогнозную модель финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Текущий бюджетный контроль осуществляется непосредственно в ходе исполнения бюджета. Его задача заключается в сопоставлении фактических и бюджетных показателей, выявлении отклонений и осуществлении корректирующих действий. Текущий контроль базируется на обратной связи через систему учета, которая по своему характеру может быть непрерывной и периодической.
Непрерывная связь позволяет повседневно контролировать исполнение бюджетов. Особенно это актуально при осуществлении проектов по созданию нового продукта и при решении задач, связанных со значительным привлечением материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Периодическая связь позволяет оценить достигнутые результаты по исполнению бюджета на определенном этапе его реализации.
Обратная связь в системе текущего бюджетного контроля осуществляется в виде отчетов, периодичность подготовки и подробность которых зависят от уровня менеджмента, для которого они предназначены, вида центров ответственности и ситуационных потребностей управления. Например, менеджеры по производству и коммерческой деятельности нуждаются в ежедневной информации. Чем дальше руководитель находится от операционного уровня производства, тем большим может быть временной интервал между последовательными отчетами. Если возникают серьезные проблемы по исполнению бюджета и выявляются негативные тенденции, подготавливают специальные отчеты, в которых приводится подробная информация об отдельных продуктах, программах, секторах рынка сбыта, выявляются и анализируются отклонения, даются рекомендации. При возникновении неожиданных обстоятельств составляются чрезвычайные отчеты.