Бюджетирование и контроль затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование бюджетирования предприятия в управленческом учете. Для достижения поставленной цели были изучены понятие бюджета, его виды и функции, а также порядок составления генерального (общего) бюджета организации и контроль за его исполнением.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие бюджетирования и бюджета. Виды и
функции бюджета 4
2 Составление генерального бюджета 12
2.1 Разработка операционного бюджета 12
2.2 Разработка финансового бюджета 19
3 Контроль за исполнением бюджета 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

бюджетирование.docx

— 63.99 Кб (Скачать)

     Бюджет  накладных расходов

     Накладные расходы

Сумма,

тыс. руб.

1. Переменные  накладные расходы, всего, в  т.ч.

     - вспомогательные материалы

     - заработная плата вспомогательных  рабочих

     - электроэнергия 

     - расходы по содержанию и эксплуатации  оборудования

2. Постоянные  накладные расходы, всего, в  т.ч.

     амортизация

     налоги

     заработная  плата персонала

     электроэнергия

     ремонт

     3. Всего затрат

 
      
 

     7. Бюджет себестоимости проданной  продукции

     Себестоимость проданной продукции = запас готовой  продукции на начало периода + себестоимость  произведённой на планируемый период продукции - запас готовой продукции  на конец периода.

     Себестоимость произведённой на планируемый период продукции = прямые затраты материалов в планируемом периоде + прямые затраты труда в планируемом периоде + накладные расходы в планируемом периоде. 
 

     Бюджет  себестоимости проданной продукции

     Показатель

Сумма, тыс. руб.

1. Запасы  готовой продукции на  начало периода

2. Затраты  материалов

3. Затраты  труда

4. Накладные  расходы

5. Себестоимость  произведённой продукции (2+3+4)

6. Запасы  готовой продукции на конец  периода

7. Себестоимость  проданной продукции (1+5-6)

      

     8. Бюджет общих и административных  расходов

     Представляет  собой детализированный план расходов, связанных с управлением организацией в целом. Большинство элементов этого бюджета составляют постоянные затраты.

     Бюджет  административных расходов

     Показатель

Сумма, руб.

1. Заработная  плата управляющих 

2. Заработная  плата служащих

3. Содержание  административных помещений

4. Разное 

Итого

      
 

     Составление оперативного бюджета завершается  подготовкой плана прибылей и  убытков на основе бюджета себестоимости  проданной продукции, бюджета продаж, бюджета  расходов на продажу и др.

     Прогноз прибылей и убытков

     Показатель

Сумма, руб.

1. Выручка  от продажи продукции

2. Себестоимость  проданной продукции

3. Валовая  прибыль (1-2)

4. Прочие  расходы

5. Прочие  доходы

6. Прибыль  от основной деятельности (3-4+5)

      
 

     Некоторые из этих показателей для детализированного  планирования могут быть разложены на составляющие. 

     2.2 Разработка финансового бюджета 

     Финансовый  бюджет – это план, в котором  отражаются предполагаемые источники  финансовых средств, и направления  их использования в будущем периоде. Он характеризует поступление и выплату денежных средств в наличной и безналичной формах в течение бюджетного периода. Этот бюджет является сводным, так как в нем учитываются данные по всем бюджетам в части движения денежных потоков, поэтому амортизация и другие калькуляционные расходы, не требующие денежных средств, во внимание не принимаются.

     Трудность при составлении данного бюджета состоит в том, что необходимо спрогнозировать реальные поступления денежных средств от покупателей, учесть платежи и отсрочки выплат поставщикам, рассчитать налоговые, финансовые и другие поступления и платежи. Результатом составления данного бюджета должно стать выявление прогнозируемого остатка денежных средств.

     Финансовый  бюджет включает:

     1. Бюджет капитальных расходов.

     Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учёта.

     Проблема  состоит в том, чтобы решить, какие  долгосрочные активы необходимы, определить рентабельность инвестиций, источники капитальных вложений.

     2. Бюджет денежных средств  составляется  после того, когда составлены  все вышеперечисленные бюджеты.

     Бюджет  денежных средств – план поступления  денежных средств, платежей и выплат на будущий период.

     Бюджет  денежных средств суммирует все  потоки денежных средств, показывает ожидаемое  конечное сальдо на счетах денежных средств  и финансовое положение организации (выявляются периоды излишка или недостатка финансовых ресурсов).

     Бюджет  денежных средств состоит из двух частей – ожидаемые поступления  и ожидаемые платежи и выплаты. Для определения ожидаемых поступлений  используется информация из бюджета продаж, данные о продажах в кредит и других источников (продажа активов, займы, получение процентов, дивидендов и т.п.).

     Суммы ожидаемых платежей берутся из периодических  бюджетов (бюджет трудовых расходов, бюджет закупки материалов, бюджет расходов на продажу, административных расходов и др.). При этом важно знать политику платежей и выплат компании (отсрочка платежа и др.). Помимо текущих расходов денежные средства могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, возврат займов и других долгосрочных обязательств.

     При подготовке бюджета денежных средств  необходимо концентрироваться на времени  фактических поступлений или  платежей, а не на времени совершения хозяйственных операций.

     Чтобы составить бюджет получения денежных средств, необходимо бюджет продаж детализировать по месяцам.

     Ожидаемые поступления денежных средств

     Показатель Месяц Всего      
      
1. Продажа:

     - с отсрочкой платежа 90 %

     - без отсрочки платежа 10 %

2. Получение  денежных средств от продаж:

     - 10% текущего месяца

     - 50% предыдущего месяца

     - 40% двухмесячной      задолженности

             
 

     Аналогично  составляются планы выплат денежных средств в счёт погашения кредиторской задолженности. После этого все бюджеты объединяются в бюджет денежных средств.

     Показатель

     Квартал

Итого

I II III IV
1. Остаток денежных средств на начало периода

2. Поступление  денежных средств от продаж

3. Всего денежных  средств

4. Выплаты:

     - за материалы;

     - заработная плата;

     - налоги;

     - покупка оборудования;

     - платежи за услуги;

     - другое.

5. Всего выплат

              
6. Планируемое минимальное сальдо

7. Потребность  в денежных средствах (5+6)

8. Избыток (недостаток) денежных средств (3-7)

9. Привлечение  заёмных средств

10. Погашение  кредита

11. Выплата процентов  по кредиту

12. Остаток денежных  средств на конец периода (3-7+9-10-11)

              
 

     Последним шагом в процессе подготовки главного бюджета является разработка финансового положения или проектного бухгалтерского баланса организации.

     Прогнозируемый  баланс на конец планируемого периода  строится на основе баланса на начало периода с учётом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменений используется формула:

     Сальдо  конечное равно сальдо начальное + начисление (из плана прибылей и убытков) + поступления (из бюджета денежных средств) –  выплаты (из бюджета денежных средств).

     После составления бухгалтерского баланса  начинается его предварительный  анализ. Если в результате составления  бюджета выявятся проблемы, то руководство  начинает всю плановую работу заново, при этом может быть изменена кредитная  политика, условия оплаты и отсрочки платежей. После внесения корректировок в бюджеты вновь анализируется финансовое положение организации.

  1. Контроль за исполнением бюджета
 

     Бюджетирование всегда связано с предварительным, текущим и последующим контролем.

     Предварительный контроль проводится до начала выполнения действий по претворению намеченных целей предприятия. Его задача - установить, могут ли возникнуть какие-либо трудности, препятствующие выполнению этих планов. Данный вид контроля осуществляется в процессе формирования бюджетов: когда предполагаемые результаты могут быть далеки от требуемых, когда рассматриваются различные варианты действий до тех пор, пока составленный бюджет не будет соответствовать установленным критериям. В ходе предварительного контроля даются оценки ожидаемых продаж и выпуска продукции, рассматриваются необходимые для этого материальные, трудовые, финансовые и инвестиционные ресурсы.

     В результате предварительного контроля количественные и качественные показатели всех бюджетов должны быть увязаны между собой, проверены по ограничениям и оптимизированы. Широкое использование компьютерных технологий позволяет сделать это достаточно полно и оперативно и тем самым создать наиболее эффективную прогнозную модель финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     Текущий бюджетный контроль осуществляется непосредственно в ходе исполнения бюджета. Его задача заключается в сопоставлении фактических и бюджетных показателей, выявлении отклонений и осуществлении корректирующих действий. Текущий контроль базируется на обратной связи через систему учета, которая по своему характеру может быть непрерывной и периодической.

     Непрерывная связь позволяет повседневно контролировать исполнение бюджетов. Особенно это актуально при осуществлении проектов по созданию нового продукта и при решении задач, связанных со значительным привлечением материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Периодическая связь позволяет оценить достигнутые результаты по исполнению бюджета на определенном этапе его реализации.

     Обратная связь в системе текущего бюджетного контроля осуществляется в виде отчетов, периодичность подготовки и подробность которых зависят от уровня менеджмента, для которого они предназначены, вида центров ответственности и ситуационных потребностей управления. Например, менеджеры по производству и коммерческой деятельности нуждаются в ежедневной информации. Чем дальше руководитель находится от операционного уровня производства, тем большим может быть временной интервал между последовательными отчетами. Если возникают серьезные проблемы по исполнению бюджета и выявляются негативные тенденции, подготавливают специальные отчеты, в которых приводится подробная информация об отдельных продуктах, программах, секторах рынка сбыта, выявляются и анализируются отклонения, даются рекомендации. При возникновении неожиданных обстоятельств составляются чрезвычайные отчеты.

Информация о работе Бюджетирование и контроль затрат