Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование бюджетирования предприятия в управленческом учете. Для достижения поставленной цели были изучены понятие бюджета, его виды и функции, а также порядок составления генерального (общего) бюджета организации и контроль за его исполнением.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие бюджетирования и бюджета. Виды и
функции бюджета 4
2 Составление генерального бюджета 12
2.1 Разработка операционного бюджета 12
2.2 Разработка финансового бюджета 19
3 Контроль за исполнением бюджета 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
По механизму использования выделяются статический, гибкий и специальный бюджеты.
Статический бюджет (fixed budget, static budget) — бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Показатели такого бюджета соответствуют нормальному уровню деятельности предприятия. Статический бюджет наиболее эффективен для случаев стабильной деятельности внутризаводских служб либо в тех подразделениях, работа которых напрямую не связана с продажами, производством или другой деятельностью, зависящей от объема, например в отделах административного управления. Статические бюджеты могут использоваться для расчета специальных программ, предполагающих некоторую определенность, например для рекламной деятельности. Недостатком статического бюджета является то, что он имеет ограниченную гибкость, так как предназначен только для одного уровня активности и поэтому плохо подходит для контроля затрат при изменении этой активности.
Гибкий бюджет (flexible budget) — это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона. Поэтому им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема продаж или другой деятельности и соответственно определенные уровни затрат. Гибкий бюджет в наибольшей степени приемлем для ситуаций, связанных с разнообразной деятельностью и непредвиденными изменениями. Он исходит из реальной ситуации, но достаточно эффективен при изменении объема продаж и других показателей деятельности в сравнительно узком диапазоне.
Гибкий бюджет можно использовать как при планировании, так и при анализе производственно-сбытовой деятельности. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, при анализе — оценить их фактические результаты На практике часто разрабатывают серию бюджетов доходов и расходов для конкретных уровней активности.
Группа специальных бюджетов достаточно разнообразна, важнейшими из них являются:
В
целом совокупность разных бюджетов может
образовывать отдельные целостные перенастраиваемые
системы, каждая из которых соответствует
некоторому уровню использования ресурсов
и получения прибыли.
2 Составление
генерального бюджета
Генеральный
бюджет производственного предприятия
должен быть скоординирован по всем подразделениям
или функциям, для организации в целом.
Он состоит из двух основных бюджетов
– оперативного и финансового.
2.1 Разработка
операционного бюджета
Операционный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции компании.
Операционнный бюджет включает в себя прогнозный отчёт о прибылях и убытках, который формируется на основе таких бюджетов:
1. Бюджет продаж
Прогноз объёма продаж является отправной точкой и критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. План продаж определяется высшим руководством на основе маркетинговых исследований. Объём продаж ограничен производственными мощностями. Бюджет объёма продаж и его товарная структура определяют уровень и характер деятельности, оказывают воздействие на другие бюджеты.
Бюджет продаж определяется возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен неконтролируемым факторам:
- деятельность конкурентов;
-
общее положение на
-
стабильность поставщиков и
-
результативность рекламы и
-
сезонные и случайные
- политика ценообразования;
- рентабельность продукта.
Существует два основных способа определения показателей бюджета продаж:
Многие
компании используют сложные методики,
такие как регрессионный
На основе прогноза продаж составляется бюджет продаж.
Бюджет продаж
Виды продукции | Количество, шт. | Цена за ед., руб. | Итого, руб. |
2. Бюджет расходов на продажу
В этом бюджете детализируются предполагаемые расходы по сбыту продукции: комиссионные, транспортные, на рекламу и др.
Виды расходов |
Сумма расходов, руб. |
3. Бюджет производства
После определения объёма продаж становится возможным определить количество единиц продукции, чтобы обеспечить запланированный объём продаж и необходимый уровень запасов.
Бюджет составляется как в натуральных, так и в денежных единицах.
Руководство должно определить, останется уровень запасов на прежнем уровне или он должен быть уменьшен или увеличен.
Объём производства в натуральных единицах рассчитывается следующим образом:
Бюджет производства = Бюджет продаж + прогнозируемый запас готовой продукции на конец периода – запас готовой продукции на начала периода.
Бюджет производства имеет следующий вид:
Бюджет производства в натуральных единицах
Показатели | Продукция | |||
А | Б | В | Г | |
1. Продажи
по плану
2. Плановые запасы на конец периода 3. Всего необходимо (1+2) 4. Запасы на начало периода 5. Планируемое производство (3-4) |
4.
Бюджет закупки-использования
Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в самостоятельных бюджетах.
При планировании закупок материалов необходимо учитывать уровень запасов на начало и конец периода (определяется руководством).
Для расчёта расхода материалов в натуральных единицах необходимо знать:
- запасы материала на начало периода;
-
потребности в материалах для
выполнения производственного
Стоимость материалов, необходимых для обеспечения плановых показателей производства, рассчитывается по формуле:
Количество материалов, необходимых для планового производства = материалы, необходимые для производства – запасы материалов на начало периода.
Наименование материала | А | Б | Всего | ||
на ед. | на объём пр-ва | на ед. | на объём пр-ва |
Далее
разрабатывается бюджет прямых материальных
затрат.
Показатель | Материал А | Материал Б | Всего |
1.
Всего потребности в 2. Использовано из запасов, ед. 3. Цена за единицу, руб. 4. Стоимость запасов материалов, использованных в производстве, руб. (2´3) 5. Объём
закупок материалов, необходимых
для выполнения плана 6. Цена за единицу, руб. 7. Стоимость закупок материалов, необходимых для выполнения плана производства (5´6), руб. 8. Общая стоимость материалов (4+7) руб. |
Для
того чтобы определить, сколько материалов
необходимо закупить в плановом периоде,
следует учесть, на какой уровень
запасов к концу периода
Показатель | Материал А | Материал Б | Всего |
1.
Потребности в материалах для
производства, ед.
2. Запасы материалов на конец периода, ед. 3. Всего потребность в материалах, (1+2), ед. 4. Запасы материалов на начало периода, ед. 5. Объём закупок (3-4), ед. 6. Цена за единицу, руб. 7. Объём закупок материалов (5´6), руб. |
5. Бюджет трудовых затрат
Стоимость затраченного труда зависит от типа и количества производимой продукции, её трудоёмкости, системы оплаты труда.
Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения объёма производства, которое рассчитывается умножением количества единицы продукции на норму затрат труда в часах на единицу продукции.
Показатель | Кол-во произведён-ной продукции, шт. | Затраты рабочего времени на единицу продукции, час | Общие затраты
рабочего времени, час |
Почасовая ставка, руб. | Всего, руб. |
А
Б |
6. Бюджет накладных расходов
Составлению данного бюджета предшествует классификация накладных расходов на постоянные и переменные от объёма выпущенной продукции.