Безналичный денежный оборот

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.

Работа содержит 1 файл

Курсовик настоящий.doc

— 4.62 Мб (Скачать)

     Наряду с классическим корреспондентским счетом (субсчетом), открываемым кредитными организациями (соответствующими подразделениями) в расчетно-кассовых центрах Банка России, следует выделить корреспондентские счета, открываемые кредитными организациями (соответствующими подразделениями) друг у друга. При этом в банковской практике различаются корреспондентские счета «Лоро» и «Ностро». Счет «Лоро» предназначен для проведения банком-корреспондентом операций по поручению банка-респондента, а счет «Ностро» - для отражения вышеупомянутых операций на балансе банка-респондента.   При этом важным является соблюдение требований по открытию соответствующих счетов, включая виды и содержание представляемых документов. (Список документов необходимых для открытия текущего и корреспондентского счета см. Приложение 1).

Банк не вправе отказать клиенту в открытии счета, совершение соответствующих операций но которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданной ему лицензией, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять клиента на банковское обслуживание (ст. 846 ГК РФ).

     Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора банковского счета, который фиксирует взаимные обязательства сторон, их ответственность за проведение операций по счету. ( Пример договора банковского счета см. Приложение № 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Правовая организация построения безналичных расчетных отношений.

§ 1. Организация безналичных расчетов.

 

Безналичные расчеты  за товары и услуги, а также в  связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

В соответствии с действующим законодательством, (ст.862 ГК РФ) в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, а также расчеты векселями.

Формы расчетов избираются клиентами банков самостоятельно предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (в основных договорах).

Взаимные  претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банковской системе, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в посменной форме в обслуживающий их банк, а уже сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.

Банки осуществляют операции по банковским счетам клиента на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного документа распоряжение:

  • плательщика произвести платеж определенной денежной суммы получателю средств;
  • получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При осуществлении  безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, платежные требования, аккредитивы, чеки, инкассовые поручения. Расчетные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование расчетного документа;
  • номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
  • вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно»);
  • наименование плательщика, его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и номер счета;
  • наименование и место нахождения банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
  • наименование получателя средств, его ИНН и номер счета;
  • наименование и место нахождения банка получателя, его БПК. номер корреспондентского счета или субсчета;
  • назначение платежа;
  • сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
  • очередность платежа;
  • вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;
  • подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.

Расчетные документы  предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Списание банком денежных средств со счета производится всегда на основании первого экземпляра расчетного документа. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать денежно-расчетные документы, и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Расчетные документы индивидуальных предпринимателей принимаются банками к исполнению без печати, при наличии на первом экземпляре одной подписи. Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы и действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Безналичные расчеты платежными требованиями.

Платежное требование –  это требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы  денежных средств и зачисления ее на счет получателя средств.

Данной форме расчета  присущи три особенности:

  1. Данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции.
  2. Требования оплачиваются с предварительным акцептом. Срок предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк.

В целях ускорения  расчетов между плательщиком и получателем  средств договором может быть предусмотрена оплата требований в  день их поступления в банк плательщика.

Для этого плательщик должен представить в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми заключены договора на оплату требований в день их поступления в банк плательщика, в списке указаны номера и даты заключения договоров. Список заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Список, с проставленной на нем датой поступления в банк, находится у ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика.

     Требования, подлежащие оплате в день поступления  в банк плательщика, должны содержать надпись, учиненную по следующей форме: «Оплата в день поступления». Ответственный исполнитель сверяет со списком только те требования, которые содержат указанную надпись.

При отсутствии на требованиях  надписи об оплате в день поступления в банк плательщика, а также при поступлении требований от предприятий, не указанных в списке, оплата их производится с предварительным акцептом.

Требования, подлежащие оплате с предварительным акцептом, оплачиваются на следующий день после  истечения срока предварительного акцепта. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта требования в течение установленного срока предварительного акцепта.

Отказ может быть полным или частичным с указанием  соответствующих мотивов. Плательщик имеет право полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях:

  • отсутствия договора;
  • отсутствия данной формы расчетов в договоре;
  • предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически неотгруженных (неотпущенных) получателю;
  • предъявления требования за ранее оплаченный товар;
  • несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.

Банки не рассматривают  споры между получателем и плательщиком по существу отказов от акцепта.

3. Данная форма расчета  осуществляется через систему  инкассо.

Инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению  своего клиента – получателя средств  и на основании составленного  им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.22

Ответственный исполнитель  банка, принимающий документы на инкассо, обязан проверить:

  • наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;
  • наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;
  • при отсутствии товарно-транспортных или заменяющих их документов – дату их отсылки (вручения) плательщику;
  • соответствие образцов подписей и оттиска печати на требованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;
  • правильность составления представленных реестров, в частности, соответствие общей суммы требований, принятых на инкассо, данным реестра, соответствие подписей и оттиска печати на реестре заявленным в банк образцам, а также даты составления реестров дню приема их банком.

Требования, не отвечающие правилам, установленным для предоставления документов в банк, вычеркиваются из реестра с исправлением его итогов и возвращаются представившему их предприятию.

У этой формы безналичного расчета есть свои преимущества и  недостатки.

Преимущества: система  инкассо обеспечивает четкий порядок адресации доставки требований и контроль за расчетами со стороны покупателя и поставщика; может осуществляться отгрузка без предварительной оплаты.

Недостатки: возникновение  взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Безналичные расчеты платежными поручениями

Платежное поручение (в  дальнейшем – «поручение») представляет собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.

Поручением могут производиться:

  • расчеты за полученные товары при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или иного документа, подтверждающего отгрузку (отпуск) товара;
  • расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, переводы средств на выплату заработной платы в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа);
  • предварительная оплата (в случаях, предусмотренных нормативными актами, договорами). Под предварительной оплатой понимается оплата товаров, готовых к отгрузке (отпуску) покупателям к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен данный порядок расчетов;
  • авансовые платежи (в соответствии с заключенными договорами). Авансовый платеж – сумма денежных средств, перечисленная, выданная в счет условленного платежа или расходов, по которым отчет будет дан впоследствии;
  • оплата товарных векселей.

Преимущества данной формы расчетов: универсальность, можно  сблизить дату отгрузки с датой оплаты, простота оформления и прохождения  через банк.

Недостатки данной формы  расчетов: нет должной гарантии платежа, возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности24.

 

 

1.3. Безналичные расчеты платежными требованиями-поручениями

Платежное требование-поручение (в дальнейшем – «требование-поручение») – расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям.

Требования-поручения  выписываются получателем средств  на бланке установленной формы и, вместе с отгрузочными и другими, предусмотренными договором документами, направляются непосредственно плательщику. Первый экземпляр требования-поручения должен быть оформлен подписями и оттиском печати получателя средств.

Плательщик, при согласии оплатить требование-поручение, представляет его в обслуживающий банк в 3-х экземплярах. В реквизите требования-поручения «Сумма к оплате» должна быть проставлена цифрами и прописью сумма, акцептованная плательщиком и подлежащая списанию с его счета.

Требование-поручение принимается банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика, и после совершения операции помещается в документы для банка, второй – направляется банку получателя для приложения к выписке из счета получателя, третий – выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом банка.

Срок, в течение которого плательщик обязан представить в  банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

Преимущества данной формы расчета: упрощение документооборота и сокращение издержек; повышение  ответственности за расчеты поставщика и плательщика. Недостатки: нет должной  гарантии платежа и возникновение  взаимной задолженности25.

1.4. Безналичные расчеты аккредитивами

Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (далее – «банк-эмитент») и плательщиком (далее – «приказодатель аккредитива»), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее – «бенефициар») обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.

Информация о работе Безналичный денежный оборот