Аудиторские доказательства и их роль в аудите

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И СУЩЕСТВЕННОСТЬ………………………………………………………...5
1.1.Понятие существенности………………………………………………………………..5
1.2.Подходы к применению существенности, основные этапы аудита…………………………………………………………………………...6
1.3.Аудиторские доказательства………………………………………………………………….8
ГЛАВА 2. АУДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………...………………………………….....13
1.1.Понятия аудита ………….……………………………………………..…13 предприятия………………………………………………….………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа содержит 1 файл

Аудиторские доказательства курсавая работа.docx

— 55.46 Кб (Скачать)

- прочих сделок (поручительств,  уступок требования, перевода долга  и др.).

Кроме того, осуществляется проверка целевого использования займов.

Результаты проверки свидетельствуют  об уровне исполнительной дисциплины руководства, а также о характере  инвестиций и их соответствии уставным целям деятельности предприятия. Например, приобретение дорогостоящих программных  продуктов, не корреспондирующихся  с содержанием выполняемых работ, в сочетании с низкой заработной платой персонала может служить  доказательством не только нерационального  использования средств, но и того, что оборудование и помещение  предприятия используются в личных целях определенного круга лиц.

 

       2.2. Проверка эффективности использования активов предприятия

        Проверка эффективности использования активов включает тестирование на использование имущества по целевому назначению и расчеты эффективности использования оборудования. С помощью теста на использование имущества по целевому назначению анализируется использование недвижимости и оборудования.

Результаты тестирования позволяют  сформировать информацию об объектах основных средств, используемых не по назначению, в виде таблицы, в которой  указаны объект оборудования, его  инвентарный номер, остаточная стоимость  и назначение использования. Полученная информация позволит собственнику (Мин  имуществуКазахстана или вышестоящему органу) принять решение об изъятии перечисленного оборудования  для надлежащего использования. Вывод ненужного оборудования благоприятно скажется на финансовом положении предприятия, так как уменьшится налог на имущество.

Результаты проверки, как и результаты предыдущего этапа, позволяют сделать  вывод о рациональном использовании  активов предприятия, а также  формируют информацию для оценки эффективности его деятельности с позиции собственника. Например, сравнение с альтернативными  способами эксплуатации государственной  собственности позволит сформировать мнение о дальнейшей судьбе аудируемого предприятия.

Проверка соблюдения требований к  сохранности имущества, переданного  в хозяйственное ведение, осуществляется по направлению: инвентаризация.

Арендные отношения выделяются в отдельный круг вопросов, так  как именно здесь наблюдаются  наибольшие нарушения, носящие регулярный характер. Кроме того, соблюдение правил арендных отношений, установленных  законом, является основополагающим фактором, позволяющим сделать вывод о  компетентности руководства или  выявить сделки, совершенные им с  превышением полномочий.

Совершение сделок с превышением  полномочий влечет их недействительность.

При аудите арендных отношений проверяются  операции, связанные с недвижимым имуществом, сдаваемым в аренду; движимым имуществом, сдаваемым в  аренду; арендуемым имуществом.

Проверяя использование транспортных средств, аудитор анализирует перечень транспортных средств в распоряжении предприятия, расходы на содержание автотранспортных средств (помесячно) и др.

Результаты проверки позволяют  выявить обоснованность расходов, связанных  с текущей деятельностью предприятия. Например, были выявлены случаи регулярного  списания денежных средств на содержание автомашины, находящейся в нерабочем  состоянии.

Проверка организации финансово-хозяйственной  деятельности предприятия

Исходная информация:

- программы деятельности и финансовые  планы на предыдущий год и  текущий годы;

- бухгалтерская отчетность за  предыдущий год с расшифровкой  формы №2;

- журнал регистров платежных  поручений;

- реестр доходов;

- акты предыдущих ревизий и  проверок;

- акты аудиторских проверок;

- планы предприятия, в том  числе финансовые;

- документы по судебным процессам;

- договоры, счета, кассовые документы.

Аудит выполнения программы деятельности предприятия и финансового плана  имеет большое значение, так как  в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан  отчисления от прибыли унитарного предприятия формируют доходы бюджета соответствующего уровня. Аудит проводится с целью проверки финансовой дисциплины предприятия, а также выявления отклонений от плановых показателей, которые могут послужить информацией для проведения дополнительных аудиторских процедур. Данные финансового плана необходимо сравнить с программой, так как часто эти документы не совпадают.

Анализ программ предыдущих лет  и текущего года включает также исследование темпов изменения:

- выручки;

- прибыли;

- чистой прибыли;

- численности персонала;

- чистых активов;

- рентабельности продаж;

- рентабельности операций с  недвижимостью;

- рентабельности использования  уставного фонда;

- части прибыли, отчисляемой  собственнику.

При этом предполагается выполнение аналитических процедур, предусмотренных  правилом (стандартом) аудиторской  деятельности  «Аналитические процедуры», утвержденным постановлением Правительства  РК. Результаты проведенного анализа  позволяют оценить эффективность  деятельности предприятия в динамике и дать характеристику ее тенденций.

При аудите выполнения обязательств перед бюджетом проверяется правильность начисления и уплаты:

- платежей из чистой прибыли  собственнику предприятия;

- НДС;

- налога на прибыль;

- налога на имущество;

- транспортного налога.

Аудит расчетов с бюджетом является непременной составной частью данного  этапа проверки, так как область  организации расчетов с бюджетом представляет собой зону повышенного  риска финансовых потерь в случае как недоплаты, так и переплаты налоговых платежей. Практика проверки показывает, что они нередко нарушают требования НК РК о ведении налогового учета, не оформляют надлежащим образом книги покупок и продаж, не ведут книги регистрации счетов-фактур. Проверка использования бюджетных средств является одним из важнейших направлений аудита, так как порядок использования бюджетных средств регламентируется Бюджетным кодексом Республики Казахстан, а за нецелевое их использование применяются санкции в соответствии со стандаротами и Бюджетным кодексом РК. Первоначально на данном этапе проверки формируется информация об источниках бюджетного финансирования Проверка использования бюджетных средств должна выявить полноту их использования и соблюдение финансовой дисциплины. Полнота использования денежных средств определяется на основе проведения анализа расходования бюджетных поступлений. Соблюдение финансовой дисциплины проверяется на основе данных об исполнении сметы расходов бюджетных средств.

Проверка исполнительной дисциплины касается:

- представления отчетности;

- исправления выявленных нарушений  по предыдущим проверкам.

В итоге аудитором составляется перечень неисправленных нарушений  с указанием соответствующего документа, его даты, организации, проводившей  проверку, вида нарушения, причины отсутствия изменений. Информация о результатах  аудиторских процедур позволяет  сформировать мнение об уровне исполнительной дисциплины и соответственно о рисках аудитора. Проверка претензионной работы включает анализ претензий, выставленных предприятием, и претензий, предъявленных  предприятию. Уровень претензионной  работы является качественным показателем  деятельности.

Аудит взаимоотношений с аффилированными лицами направлен на выявление сделок с превышением полномочий. Правомерность подобных операций, если в результате их выявления нанесен ущерб собственнику, может быть оспорена в суде с целью обеспечения сохранности государственного имущества.

В заключение отметим, что по результатам  проверки на основе рассмотренной методики могут быть получены доказательства неразумных действий руководителя предприятия, в частности:

- уменьшение размера чистой  прибыли, подлежащей перечислению  собственнику в результате самовольного  перераспределения направлений  использования ресурсов;

- дискредитация государственной  кадровой политики вследствие  существенного разброса в оплате  труда персонала одинакового  квалификационного уровня;

- неэффективное использование  переданного в хозяйственное  ведение государственного имущества.

Информация, подготовленная с использованием предложенной методики, наиболее полно  отвечает современным требованием  к мероприятиям, направленным на повышение  эффективности управления государственной  собственностью.

Аналитические процедуры состоят  в изучении значимых показателей  и тенденций, включая вытекающие из них взаимосвязи и отклонения, а также в выявлении причин возможных отклонений. Под аналитическими процедурами подразумевают исследование и оценку данных путем их сравнения  с другой информацией, которая имеет  отношение к объекту аудита. Их применяют в тех случаях, когда  обнаруживается определенная взаимосвязь  между отдельными показателями. К  наиболее распространенным аналитическим  процедурам относят общую проверку на достоверность, анализ тенденций, зависимостей, коэффициентов, проверку физического наличия, повторное проведение операций и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены  аудиторские доказательства, существенность и особенности проведения аудиторских  проверок государственных предприятий.

Аудиторские доказательства - это  информация, полученная аудитором при  проведении проверки, и результат  анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

Очень важно определить достаточность  и надлежащий характер аудиторских  доказательств.

Оценить количественную меру доказательств (достаточность) и качественную меру смысловой нагрузки доказательства к конкретным утверждениям (надлежащий характер) аудитор может с помощью  следующих процедур: тестирование средств  внутреннего контроля; проверка по существу.

По источникам доказательства делятся  на: внутренние - доказательства, включающие в себя информацию, полученную от аудируемого лица в письменной или устной форме; внешние аудиторские доказательства - это доказательства, включающие в себя информацию из других источников (третьего стороны), представленную в письменной форме обычно по запросу аудиторской организации; смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от аудируемой стороны в устной или письменной форме, подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

Источники получения аудиторских  доказательств: первичные документы  экономического субъекта и третьих  лиц; регистры бухгалтерского учета  экономического субъекта; результаты анализа финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта; устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц; сопоставление  одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление  документов экономического субъекта с  документами третьих лиц; результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта; бухгалтерская отчетность.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять  все сведения, которые важны с  точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение. Документация должна систематизироваться  и оформляться в соответствии с требованиями стандартов.

При обнаружении ошибки аудитор  должен определить ее качественную сторону, а затем произвести количественную оценку погрешности. Последнее не всегда возможно, в ходе аудита могут быть обнаружены ошибки, суммарное арифметическое значение которых определить достаточно трудно. В ходе проверки аудитор  должен оценить существенность полученной информации. При этом также учитывается  как количественная, так и качественная сторона выявленных нарушений или  ошибок. Любое нарушение выявленное аудитором имеет в своей основе качественную природу, и в зависимости от характера нарушений может иметь или не иметь количественной оценки.

Ситуация признания существенными  ошибок, не имеющих количественного  выражения, является достаточно сложной, и как правило, основывается на субъективном мнении аудитора. В качестве примера можно привести случай обнаружения аудитором незаконных операций на предприятии. Такие нарушения будут признаны существенными вне зависимости от их объема и суммарного измерения. С другой стороны, одна и та же количественная ошибка может быть рассмотрена и как существенная, и как несущественная, в зависимости от обстоятельств и характера операций по счету. Существенность преднамеренной ошибки выше, чем не преднамеренной.

Классификация ошибок, выявленных аудитором, приведена в стандарте действия аудитора при выявлении искажений  бухгалтерской отчетности. В соответствии со стандартом, и преднамеренные и  непреднамеренные искажения могут  быть оценены как существенные или  несущественные.

Существенность ошибки может зависеть и от последующих за такой ошибкой  обстоятельств. Существенной может  быть признана и ошибка, влияющая на тенденцию основных показателей.

Информация о работе Аудиторские доказательства и их роль в аудите