Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение аудита субъектов малого предпринимательства.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотрение понятия субъектов малого предпринимательства;
2. исследование особенностей аудита малых предприятий;
3. изучение международных стандартов аудита малых предприятий и правил (стандартов) РФ;
Они подразделяются на:
− федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
− внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях.
Подготовка российских стандартов аудита была предусмотрена техническим заданием проекта ТАСИС «Реформа российского аудита». Иностранные специалисты, работавшие по проекту потребовали максимального соответствия российских стандартов МСА с четким обоснованием всех расхождений конкретными особенностями национального законодательства.
В результате все стандарты аудита в России можно разделить на три группы:
− ФПСАД, близкие по содержанию к соответствующим МСА;
− ФПСАД, имеющие существенные отличия от МСА, аналогом которых они являются;
− ФПСАД, не имеющие аналогов в МСА.
В ходе подготовки российских правил (стандартов) аудиторской деятельности ставилась цель подготовить пакет документов МСА, и стандарты, противоречащие международным, разрабатывать не планировалось. Тем не менее, в силу различных причин, некоторые российские стандарты, даже совпадающие по названию, содержанию и текстуально со стандартами МСА, имеют существенные отличия от своих международных прототипов.
Кроме того, значительное число российских правил (стандартов) не имеет прямых аналогов в системе МСА.
Следует отметить, что правила (стандарты) разрабатываются небольшими партиями. Это связано с организованными проблемами их подготовки и финансирования. В настоящее время работа над стандартизацией аудита в России продолжается.
ФПСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Фактически большая часть принятых ФПСАД представляет собой официально утвержденный перевод МСА. Благодаря этому инструкции приобрели лаконичность, утратив при этом детали, содержавшиеся в старых российских правилах (стандартах). Данный факт нельзя однозначно классифицировать как положительный или отрицательный. Российский аудит всегда базировался на тех же принципах, что и международный, а условности и недопонимания устранялись с помощью соответствующих комментариев.
Аудиторские
организации и индивидуальные аудиторы
в соответствии с требованиями законодательных
и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и ФПСАД
вправе самостоятельно выбирать приемы
и методы своей работы, за исключением
планирования и документирования аудита,
составления рабочей
Принятие
на общегосударственном уровне ФПСАД,
близкие по форме и содержанию
к МСА, является важным шагом на пути
к реформированию российского аудита
в направлении международной
интеграции.
2. Аудиторские
процедуры при проверке
2.1. Аудиторская
проверка субъектов малого предпринимательства
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве, на транспорте − 100 человек;
в сельском хозяйстве, научно-технической сфере − 60 человек; в оптовой торговле − 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения − 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности − 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Перед
началом аудита малого экономического
субъекта особенно важным является согласовать
в договоре или письме-обязательстве
условия проведения аудита, права
и обязанности аудиторской
Как и в случае аудита любых экономических субъектов, в ходе аудита малых экономических субъектов следует тщательно планировать работу, анализировать специфику деятельности данного субъекта, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
В
ходе аудита рекомендуется исходить
из оценки надежности средств внутреннего
контроля как "низкой", если нет
явных доказательств
На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для субъектов малого предпринимательства значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения аудиторской организации рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок.
Во
время аудита малых экономических
субъектов особое внимание необходимо
уделить следующим
− учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;
− руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;
− вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;
− в условиях малых экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;
− если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);
− при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.
С учётом данных рисков, работа аудиторов по сбору и оценке доказательственной базы строится исходя из обстоятельств упрощённой процедуры регистрации малых предприятий, использования на предприятиях самостоятельно разработанных форм документирования хозяйственных операций, полного или частичного отсутствия систем внутреннего контроля, большого влияния местного и регионального законодательства на деятельность малых предприятий и так далее.
Российское законодательство в соответствии с критерием обязательности аудиторской проверки, различает организации, обязанные проводить аудит и организации, аудит в отношении которых необязателен. Данное правило распространяется и на субъекты малого предпринимательства. Малое предприятие считается обязанным провести аудиторскую проверку в том случае, например, если объем выручки организации от реализации продукции за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда. Также обязательный аудит распространяется на предприятия в случае прямого на то указания федерального законодательства.
Субъекты
малого предпринимательства, не обязанные
проводить аудиторскую проверку
достоверности бухгалтерской
Субъекты
малого предпринимательства, обязанные
проводить аудиторскую проверку
достоверности бухгалтерской
Аудитор,
осуществляя проверку субъекта малого
предпринимательства и его
1. роль аудита для субъектов малого предпринимательства состоит не только в том, чтобы выражать мнение о достоверности финансовой отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства Российской Федерации, но и в том (в большей степени), чтобы представлять интересы собственников во всех хозяйственных и финансовых взаимоотношениях с целью эффективности их функционирования и развития;
2. содержание аудиторских процедур должно соответствовать методике, трансформированной на малое предпринимательство и закрепленной в специальных стандартах (правилах) аудита, охватывающих основные аспекты аудита и услуг, сопутствующих аудиту;
3. обоснованию в форме внутрифирменных аудиторских стандартов подлежат все виды сопутствующих аудиту услуг, оказываемых субъектам малого предпринимательства с учетом региональных и отраслевых особенностей бизнеса.
Особое внимание аудитора обращается на повышенный аудиторский риск при проверке такого хозяйствующего субъекта. Факторами риска выступают:
− высокая степень зависимости принимаемых решений от одного лица (учредителя или руководителя);
− низкий уровень качества внутренней системы контроля из-за отсутствия специализированной службы бухгалтерского учета и ведения бухгалтерского учета привлекаемыми специалистами или лично руководителем;
− отсутствие необходимости подвергаться обязательному аудиту;
− наличие стимулов к искажению отчетности;
− низкий уровень менеджмента в целом и финансового менеджмента, в частности, а также экономического образования ведущих специалистов.
В связи с применением правила (стандарта) «Существенность в аудите» рекомендуется использовать показатели, наиболее подходящие для малого предприятия, – прибыль до налогообложения, выручка от реализации, валюта баланса.
В связи с применением правила (стандарта) «Аудиторская выборка» у малых предприятий рекомендовано проверять:
− либо 100% элементов генеральной совокупности;
Информация о работе Аудиторская проверка малого предпринимательства