Аудит учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Реформа бухгалтерского учета и предстоящий переход на применение международных стандартов финансовой отчетности изменили роль учета в организации: из простой регистрации фактов хозяйственной жизни он превратился в один из важнейших элементов управления бизнесом. При этом одним из ключевых центров политики управления сегодня становится учетная политика организации, оказывающая самое непосредственное влияние на показатели финансовой отчетности - информационную базу для принятия решений реальными и потенциальными инвесторами.

Содержание

Введение………………………………………….……………………………….3
1. Теоретические вопросы аудита учетной политики……………….…..……..7
1.1. Цели и задачи аудиторской проверки учетной политики………….……...7
1.2. Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики организации…………………………………………………….…..……………..8
1.3. Типичные ошибки формирования учетной политики…………………..…9
2. Оценка эффективности учетной политики организации на примере ОАО «Мадрид»………………………………………………………….……….…….17
2.1. Характеристика ОАО «Мадрид»……………………………..……………17
2.2. Аудит учетной политики организации…………………….………………19
2.3. Оценка эффективности учетной политики…………………….………….30
Заключение………………………………………………………….………..….37
Список использованных источников информации……………….…………..39

Работа содержит 1 файл

Аудит.docx

— 78.45 Кб (Скачать)

            Иногда несоответствия являются  следствием неточности формулировок  приказа (распоряжения). Так, при  выборе условий признания факта реализации товаров (работ, услуг) организации ограничиваются отражением в приказе выбранного метода “по отгрузке” или “по оплате”, не указывая его назначения “для целей налогообложения”.

             Согласно п.10 ПБУ 1/98 «Учетная политика  организации» способы ведения  бухгалтерского учета, выбранные  организацией при формировании  учетной политики, применяются с  1 января года, следующего за годом  издания соответствующего распорядительного  документа, и распространяются  на все структурные подразделения  организации независимо от места  их расположения.

На требование последовательного применения выбранной  учетной политики аудитору необходимо обратить особое внимание при наличии  у организации обособленных структурных  подразделений, самостоятельно реализующих  продукцию и имеющих отдельный  баланс и расчетный счет.

             Практика аудиторских проверок  показывает, что принятая в организации  учетная политика не всегда  последовательно применяется в  течение отчетного года или  не выдерживается всеми обособленными  структурными подразделениями.

            Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая  пояснений к бухгалтерской отчетности, является одним из объектов  аудиторской проверки.

             С одной стороны, в процессе  аудита следует установить соответствие  избранной учетной политики характеру  и условиям  деятельности организации,  а также действующим правилам  и общепризнанным процедурам. Аудитор  должен оценить используемые  способы ведения бухгалтерского  учета с точки зрения рациональности  и экономичности построенного  на их основе учетного процесса, влияние на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия. При этом следует оценить соответствие затрат на осуществление учетной политики с необходимой потребностью в информации о деятельности организации для целей управления. Результаты такой проверки в целом должны найти отражение в аналитической части аудиторского заключения и носить конфиденциальный характер. Несоответствия существенного характера должны найти отражение в итоговой части аудиторского заключения.

             С другой стороны, аудитору  необходимо высказать свое мнение  о достоверности отчетности и  соответствии реальному положению  дел в организации. Мнение аудитора  о достоверности отражения учетной  политики  служит основой выводов  и действий контрагентов организации.  Пользователь бухгалтерской отчетности  должен быть уверен в надежности  не только числовых данных, но  и пояснений к ним, т.е. информации, раскрывающей учетную политику, на основе которой сформирована  отчетность.

             Например, согласно п.25 Положения  по бухгалтерскому учету «Учет  материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), утвержденного приказом  Минфина России от 15.06.98 №25н, в  составе информации об учетной  политике организации в бухгалтерской  отчетности подлежит раскрытию,  как минимум, следующая информация  по организации учета материально-производственных  запасов:

            - методы оценки материально-производственных  запасов по их видам;

            - последствия изменений в учетной  политике методов оценки материально-производственных  запасов;

            - стоимость материально-производственных  запасов, переданных в залог;

            -способы перенесения стоимости  малоценных и быстроизнашивающихся  предметов.

             В случае установления лимита  отнесения к основным средствам,  отличного от рекомендованного, организация должна раскрыть  это в учетной политике. Чем  больше будет объем средств,  относящихся к МБП, тем выше  будет сумма расходов отчетного  периода, и меньше прибыль,  а, соответственно, меньше величина уплачиваемого налога.

             В соответствии с требованиями  п.27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность  организации (приказ Минфина России  от 06.07.99 №43н), п.18,19 ПБУ 9/99 «Доходы  организации» (приказ Минфина России  от 06.05.99 №32н), п.21,22 ПБУ 10/99 «Расходы  организации» (приказ Минфина России  от 06.05.99 №33н) в бухгалтерской  отчетности должна быть раскрыта  следующая информация о формировании  доходов и расходов:

            - выручка по видам деятельности (структура доходов);

            - выручка, полученная по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами;

           - операционные доходы и расходы  (по их видам);

            - внереализационные доходы и  расходы (по их видам);

            - чрезвычайные доходы и расходы;

            - расходы по обычным видам  деятельности (по элементам и  статьям затрат)

            Аудитору необходимо установить, насколько полно и достоверно  раскрыты вышеназванные вопросы,  а также чем мотивировалось  решение о признании доходов,  обусловленных предметом деятельности, классифицированных как выручка  или операционные доходы. При  этом аудитор принимает во  внимание факторы (существенность, регулярность и т.п.), которые были  приняты организацией при решении  вопроса о «предмете деятельности»  при принятии учетной политики.

       Учетная политика организации является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой отчетности - от планирования до формирования аудиторского заключения.  
 
 
 
 

2. Оценка эффективности учетной политики организации на примере ОАО «Мадрид»

    2.1. Характеристика аудируемой организации ОАО «Мадрид»

    Открытое  акционерное общество «Мадрид» образовано в соответствии с решением общего собрания Учредителей,

    Акционерное общество «Мадрид» является открытым акционерным обществом и в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «Об акционерных обществах», Уставом, законодательными и нормативными актами  Российской Федерации.

    Согласно  Уставу ОАО «Мадрид» осуществляет следующие основные виды деятельности (Приложение 2):

  1. оптовая и розничная торговля;
  2. маркетинговые исследования;
  3. консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансов и управления;
  4. реклама;
  5. представительские услуги;
  6. туризм;
  7. посреднические услуги при купле-продаже продукции сельского хозяйства;
  8. внешняя торговля негосударственных организаций;
  9. оказание транспортных услуг;
  10. иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

    Основным  видом деятельности ОАО «Мадрид» является оптовая торговля прочими машинами и оборудованием.

    Организационная структура ОАО «Мадрид» представлена в  приложении 1.

      Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона  от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» ответственность за организацию  бухгалтерского учета, соблюдение  законодательства при выполнении  хозяйственных операций несет  директор и главный бухгалтер  ОАО «Мадрид».  

    В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» бухгалтерский учет в организации  ведется бухгалтерией. В структуре бухгалтерии ОАО «Мадрид» используется вертикальная организация.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Аудит учетной политики организации

    В ходе аудита учетной политики ОАО  «Мадрид» было выявлено, что в соответствии с Законом № 129-ФЗ ответственными за учетную политику являются:

  • за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций - руководитель организации;
  • за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности и налоговой отчетности - главный бухгалтер организации.

    Одним из основных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета организации, является учетная политика (Приложение 4).

    Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших  разделов аудита. Поэтому в ходе проверки по программе аудита была изучена  и проанализирована учетная  политика ОАО «Мадрид».

    Целью проверки стало не только подтверждение  факта наличия утвержденной учетной  политики и отражения в ней  способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные  основы ведения бухгалтерского учета  и порядка налогообложения.

    План  аудиторской проверки учетной политики представлен в Приложении 3.

    В ходе аудита было выявлено, что в  учетной политике ОАО «Мадрид» установлен порядок ведения  бухгалтерского и налогового учета основных средств, материальных активов, материально-производственных запасов, затрат на производство, создания резервов.

    При проверке учетной политики анализировались  следующие документы аудируемого  лица:

  • приказ (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;
  • рабочий планом счетов бухгалтерского учета;
  • перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • методика учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

    Рабочий план счетов ОАО «Мадрид» относится к документам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета на уровне организации.

    Рабочий план счетов бухгалтерского учета утвержден  приказом Исполнительного директора  ОАО «Мадрид», что соответствует п. 3 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете».

    Аудит рабочего плана счетов выявил, что  при составлении данного документа  не достаточно полно отражена специфика  деятельности организации, т.е. достаточность  введенных синтетических счетов и аналитических позиций (включая  субсчета) для адекватного отражения  всех хозяйственных операций, осуществляемых организацией.

    Например, ОАО «Мадрид» имеет в своем составе несколько обособленных подразделений. Рекомендуется аналитический учет доходов, расходов, активов и обязательств организации вести в разрезе подразделений на аналитических счетах, включенных в рабочий план счетов. Такое устройство рабочего плана счетов позволит в любой момент определить имущественное и финансовое состояние каждого подразделения, а также существенно облегчить расчет налоговых обязательств организации по месту нахождения ее обособленных подразделений.

    При разработке рабочего плана счетов бухгалтерия  ОАО «Мадрид»  отвела в нем на субсчет один знак. В развитие синтетического счета 90 «Продажи» открыты субсчета, рекомендованные Минфином России в Плане счетов бухгалтерского учета (табл. 1) 
 
 
 
 

Информация о работе Аудит учетной политики