Аудит учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Реформа бухгалтерского учета и предстоящий переход на применение международных стандартов финансовой отчетности изменили роль учета в организации: из простой регистрации фактов хозяйственной жизни он превратился в один из важнейших элементов управления бизнесом. При этом одним из ключевых центров политики управления сегодня становится учетная политика организации, оказывающая самое непосредственное влияние на показатели финансовой отчетности - информационную базу для принятия решений реальными и потенциальными инвесторами.

Содержание

Введение………………………………………….……………………………….3
1. Теоретические вопросы аудита учетной политики……………….…..……..7
1.1. Цели и задачи аудиторской проверки учетной политики………….……...7
1.2. Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики организации…………………………………………………….…..……………..8
1.3. Типичные ошибки формирования учетной политики…………………..…9
2. Оценка эффективности учетной политики организации на примере ОАО «Мадрид»………………………………………………………….……….…….17
2.1. Характеристика ОАО «Мадрид»……………………………..……………17
2.2. Аудит учетной политики организации…………………….………………19
2.3. Оценка эффективности учетной политики…………………….………….30
Заключение………………………………………………………….………..….37
Список использованных источников информации……………….…………..39

Работа содержит 1 файл

Аудит.docx

— 78.45 Кб (Скачать)

             1.2 Нормативные   документы, регулирующие  вопросы   учетной  политики предприятия

       Основными нормативными документами, регулирующими  вопросы учетной политики предприятия  являются:

             1)Федеральный закон от 21.11.1996 г.  № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с п.3 ст.5 организации  самостоятельно формируют свою  учетную политику исходя из  своей структуры, отрасли и  других особенностей деятельности.

             2)Положение по  бухгалтерскому  учету « Учетная политика                                                                 организации» (ПБУ 1/98), утвержденное  Приказом Минфина России от 09.12.1998 г. №60 –н. Исходя из требований  п.16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную  политику в течение года могут  быть внесены в момент приобретения  организацией активов или при  возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в  практике данной организации.

             3)Положение по бухгалтерскому  учету (ПБУ 5/01; ПБУ 6/01;ПБУ 8/01;ПБУ  13/2000; ПБУ 14/2000; ПБУ 15/01;ПБУ 17/02; ПБУ  18/02; ПБУ 19/02)

             4)Приказ  Минфина  России от 22.07.2003 г. №67-н «О формах бухгалтерской  отчетности». 

             5)Методические указания по бухгалтерскому  учету материально- производственных  запасов, приказ № 119 –н от 28.12.2001 г.

             6)Методические указания по бухгалтерскому  учету спецодежды, приказ Минфина  РФ № 135 –н от 26.12.2002 г.

             7)План – счетов бухгалтерского  учета финансово- хозяйственной  деятельности организаций и Инструкция  по его применению, утвержденная  приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 96-н, а также внесенные  приказом  Минфина России от 07.05.2003 г. № 38-н дополнения и изменения   в план счетов.

             8)Налоговый Кодекс Российской  Федерации (части первая и вторая).

             1.3 Типичные ошибки  в формировании  учетной политики.

             В соответствии с п.3 ст.5 Закона  РФ от 21 ноября 1996г. №129 ФЗ. О бухгалтерском  учете» организации самостоятельно  формируют свою учетную политику  исходя из своей структуры,  отрасли и других особенностей  деятельности. Требования Положения  по бухгалтерскому учету «Учетная  политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного  приказом Минфина РФ от 9 декабря  1998г №60н, распространяются на  все организации независимо от  организационно - правовых форм.

             Вопросы формирования учетной  политики и ее исполнения относятся  к значимым областям аудита, оказывающим  существенное влияние на достоверность  бухгалтерской отчетности. В связи  с этим учетная политика организация  является объектом проверки на  всех этапах аудита бухгалтерской  отчетности - от планирования до  формирования заключения.

            Целью ознакомления с учетной  политикой при планировании аудита  является изучение и оценка  основных принципов организации  бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией  учетной политике. При этом устанавливается  наличие и состав распорядительных  документов, определяющих учетную  политику.

             Информационной базой для ознакомления  с содержанием учетной политики  являются:

             1) приказ (распоряжение и т.п.) об  учетной политике проверяемой  организации;

             2) рабочий план счетов бухгалтерского  учета;

             3) перечень утвержденных форм  первичных документов и форм  документов для - внутренней бухгалтерской  отчетности;

             4) правила документооборота и  технологии обработки учетной  информации;

             5) утвержденные методики учета  отдельных показателей и другие  приложения к приказу об учетной  политике проверяемой организации;

             6) пояснительная записка, которая  раскрывает:

             - сведения, относящиеся к учетной  политике организации;

            - избранные при формировании  учетной политике отличные от  предыдущего года способы ведения  бухгалтерского учета;

            - изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку  и принятие решений пользователей  бухгалтерской отчетности в отчетном  году или в периодах, следующих  за отчетным;

            - дополнительные данные о событиях  после отчетной даты и условных  фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных  лицах, прибыли, приходящейся  на одну акцию.

             Изучив и проанализировав предоставленную  информационную базу, важно определить (дать оценку), не является ли  оно формальным отношение администрации  клиента к формированию и исполнению  учетной политики. Наличие приказа  (распоряжения) об учетной политике  и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных  и правильно оформленных, не  может в достаточной мере свидетельствовать  об использовании учетной политики  в качестве инструмента управления  организацией

             Цель аудита учетной политикисоставить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, выполнение которых согласно ПБУ 1/98 должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений:

            - имущественной обособленности  организации;

            - последовательности применения  учетной политики;

            - временной определенности фактов  хозяйственной деятельности.

              При проведении проверки необходимо  установить:

             - наличие и состав распорядительных  документов по учетной политике;

             - соответствие формы и сроков  принятия документов по учетной  политике требованиям нормативных  актов;

            - последовательность применения  учетной политики;

            - наличие способов учета, отличных  от установленных нормативными  документами, но позволяющих организации  достоверно отразить ее имущественное  состояние и финансовые результаты;

            - полностью ли раскрыты избранные  при формировании учетной политики  способы ведения бухгалтерского  учета, существенно влияющие на  оценку и принятие решений  пользователями бухгалтерской отчетности;

            - соблюдение учетной политики.

            Аудитор должен проверить, соблюдается  ли установленный ПБУ 1/98 порядка  принятия учетной политики:

            1) издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации по  учетной политике (п.9 ПБУ 1/98). Следует  помнить, что вновь созданное  предприятие должно оформить  избранную учетную политику не  позднее 90 дней со дня приобретения  прав юридического лица (государственной  регистрации);

            2) утверждены ли рабочий план  счетов, формы используемых нетиповых  первичных документов, правила документооборота  и технология обработки учетной  информации, порядок проведения  инвентаризации и методы оценки  имущества, порядок контроля хозяйственных  операций и др. (п.5 ПБУ 1/98).

            3) издавался ли приказ о дополнениях,  вносимых в учетную политику;

издавался ли приказ об изменении учетной политики (п.17 ПБУ 1/98).

             Исходя из требований п.16 ПБУ  1/98 дополнения в учетную политику  в течение года могут быть  внесены в момент приобретения  организацией активов или при  возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в  практике данной организации.

             Анализируя содержание приказа  (распоряжения) по учетной политике,аудитор  выясняет:

           - все ли положения приказа  являются элементами учетной  политики;

            - все ли аспекты (организационно-технический,  методологический, налоговый) учетной  политики нашли в ней отражение.

                   Практика тестирования аудиторами  приказов (распоряжений) об учетной  политике показывает, что некоторые  организации включают в этот  документ положения, не являющиеся элементами учётной политики, например, сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всевозможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем.

       Тестирование  помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере. Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:

             1) Организационно-технические:

           - правила и график документооборота;

            - внутренняя отчётность (состав, формы,  периодичность, сроки составления  и представления, пользователей);

            - система внутреннего контроля (служба  внутреннего аудита, специалист, лично  руководитель);

            - положение о бухгалтерии и  должностные инструкции на работников  бухгалтерии;

            - порядок проведения инвентаризаций.

             2) Методологические:

           - способы контроля отклонений  фактического расхода материалов  от норм;

           - порядок списания общехозяйственных  и коммерческих расходов;

            - способы распределения косвенных  расходов;

            - оценка незавершённого производства.

            3) Налоговые:

            - порядок организации раздельного  учёта затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым  разными ставками НДС и необлагаемым  НДС и налогом с продаж и  т.п.);

            - порядок организации раздельного  учета объектов социальной сферы  (для получения права по налогу  на имущество в случаях, когда  имущество используется совместно  для производственных (льготируемых) и нельготируемых целей).

             Для оценки полноты и правильности  положений учётной политики аудитор  должен убедиться, что в распорядительных  документах по учётной политике  содержится информация, обосновывающая: выбор организацией способов бухгалтерского учёта:

           - вариантность которых предусмотрена  нормативными документами по  бухгалтерскому учёту и отчётности;

           - описание которых отсутствует  в нормативных актах;

вариантность  которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;

           - особенности применения способов  учёта исходя из специфики  условий хозяйствования, отраслевой  принадлежности и иных условий.

             Если организация самостоятельно  разрабатывает те или иные  способы учёта, то аудитор должен  проверить соответствуют ли они  допущениям и требованиям, установленным  нормативными документами по  бухгалтерскому учёту.

             Несоответствие положений приказа  (распоряжения) об учётной политике  действующим нормативным актам  можно выявить при тестировании (Приложение 6). Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.

Информация о работе Аудит учетной политики