Аудит учета материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Материалы представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.
Материалы обслуживают сферу производства и являются его материальной основой. Они необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования стоимости.

Содержание

Введение 3
1. Содержание и значение аудита учета МПЗ 5
1.1. Цели, задачи и источники информации аудита учета МПЗ 5
1.2. Законодательные и нормативные акты по аудиту учета МПЗ 9
2. Программа проверки и методика аудита учета МПЗ 13
2.1. Программа проверки Аудит учета МПЗ 13
2.1. Методика проведения аудита материально – производственных проверки сырья и материалов 30
Заключение 44
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

Карпов Д.О. (Курсовая - Аудит учета МПЗ).docx

— 81.33 Кб (Скачать)

• поступления материалов:

- приходный ордер выписывается при соответствии фактического наличия материальных ценностей документам поставщика;

- акт приемки  материалов применяется для оформления  поступивших материалов без платежных документов и в случае

расхождения фактического наличия  с данными сопроводительных документов поставщика:

 • отпуска материалов:

— лимитно-заборная карта выписывается на каждое наименование материалов при постоянном систематическом отпуске материалов на производство;

— требование —  для однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды;

— накладная —  для отпуска материалов на сторону.

Приходные ордера и акты о приемке материалов проверяются  форме, существу и сверяются с договорами поставки и принятыми к оплате счетами-фактурами.

Проверяются договоры поставки. Аудитору необходимо получить дополнительные сведения по счетам 60, 15, 16.

Аудитору необходимо проверить  наличие и правильность оформления договора о материальной ответственности с кладовщиком. С целью проверки системы внутреннего контроля и постановки материальной ответственности необходимо проверить акты инвентаризации ТМЦ, инвентаризационные ведомости, сличительные ведомости, количество фактически проведенных инвентаризаций сопоставляется с установленным приказом по учетной политике в целях получения дополнительных сведений, аудитор может проводить самостоятельные (независимые) инвентаризации.

При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией (кроме МБП; товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) оним из следующих методов:

— по себестоимости  каждой единицы;

— по средней  себестоимости;

— по методу ФИФО;

Необходимо установить, каким методом пользуется предприятие. Выбор метода оценки ТМЦ устанавливается в приказе по учетной политике. Фактически используемый метод сопоставляется с данными приказа. Аудитор может проводить самостоятельные расчеты себестоимости материалов, подлежащих списанию.

В учетной политике также  может быть предусмотрено использование счетов 15 и 16. Если предприятие ввело их в рабочий план счетов и применяет в учете, следовательно, материальные ценности оцениваются по фактической себестоимости с обособленным учетом суммы транспортно-заготовительных расходов.

Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, сопоставляет данные фактически выявленных ошибок с предварительно рассчитанными и корректирует при необходимости план проведения проверки.

 

2. Программа проверки и методика аудита учета МПЗ

2.1. Программа проверки Аудит учета МПЗ

Содержание  программы любого аудита определяет тот комплекс задач, который предстоит  разрешить аудитору в целях выражения  независимого и объективного мнения о состоянии бухгалтерской отчётности и результатах финансово-хозяйственной  деятельности аудируемого лица .

Применительно к аудиту МПЗ такими задачами являются:

-Проверка документации, оформляющей поступление МПЗ на предприятие;

-Проверка документации, оформляющей движение и выбытие МПЗ;

-Проверка  сводного бухгалтерского учёта МПЗ;

-Установление  соответствия расходования МПЗ  установленным нормативам.

Собственно, данные задачи, в конечном счете, и  определяют конкретные стадии самой  аудиторской проверки.

Приступая к работе, аудитору следует ознакомиться с тем, каким образом на предприятии  организована учётная политика и  как работает система внутриорганизационного контроля. Большое значение здесь  имеют методы, применяемые предприятием в целях бухгалтерского учёта  приобретаемых МПЗ, их движения, а  также списания. На ошибки в учётной  политике указывают такие факты, как, например, отсутствие формального  положения о ежегодной инвентаризации, непроведение аналитического учёта движения МПЗ внутри предприятия, равно как и несистематичность сверок такого движения в бухгалтерской документации. Грубейшим случаем нарушения финансового контроля на предприятии выступает отсутствие в трудовых соглашениях складских работников положения о материальной ответственности.

При проведении проверки учёта МПЗ аудитором  могут использоваться процедуры  соответствующие аудиторским задачам  на различных стадиях аудита.

Во-первых, это инвентаризация, производимая с  целью установления наличия МПЗ  на предприятии. Инвентаризация может  проводиться как по требованию аудитора бухгалтерскими работниками предприятия, так и самим аудитором по его усмотрению (по мере надобности) на любой стадии проверки.

Во-вторых, процедура подтверждения. Подтверждение  заключается в истребовании и  изучении бухгалтерской документации, отражающей поступление, движение и  остаток МПЗ на учётных счетах.

В-третьих, аудитор часто прибегает к  такой процедуре, как пересчёт, суть которого состоит в повторном  расчёте численных показателей, содержащихся в первичной учётной  документации. Так же, в самом  общем виде информация о материально-производственных запасах организации может содержаться  в регистрах бухгалтерского учёта - главной книге, журнале-ордере и  разделе актива № 2 “Оборотные активы”. Наконец, в тех случаях, когда у аудитора возникают сомнения в правильности и своевременности учёта, производимого бухгалтерией предприятия, он может прибегнуть к инспектированию, состоящему в систематическом контроле за учётной деятельностью бухгалтерских работников. Также при помощи инспектирования могут быть проконтролированы своевременность и полнота отражения в регистрах бухгалтерского учёта поступления и убытия МПЗ и правильность их оценки.

Аудит материально-производственных запасов начинается с проверки бухгалтерского учёта поступления этих запасов  на предприятие. С этой целью проверяются  все операции, совершённые организацией в отношении производственных ценностей [9].

Основными источниками информации для аудитора здесь служат доверенности, приходные  ордера, накладные, в том числе  и накладные на отпуск материалов на сторону, акты об оприходовании материально-производственных ценностей, а также лимитно-заборные карты, служащие для документарного отражения отпуска материалов, постоянно применяемых в производственном процессе. Данная документация должна быть проверена аудитором с целью подтверждения учётных данных об оприходовании и движении производственных запасов и на предмет выявления несоответствия требованиям, установленным законодательством РФ. 

Вслед за аудитом учёта поступлением МПЗ, происходит комплексная проверка аналитического учёта движения материальных средств  внутри организации. Алгоритм действий аудитора при этом напрямую зависит  от конкретного способа финансового  учёта, применяемого организацией для  отражения такого движения. Принято  различать три метода аналитического учёта - карточный (документационный), бескарточный и сальдовый. На сегодняшний день карточный и сальдовый метод теряют свою актуальность, а на первое место выходит бескарточный учёт, смысл которого состоит в том, что отражение движения МПЗ происходит посредством компьютерных программ с последующим обобщением всей учётной информации в виде оборотных ведомостей. Задачей аудитора здесь выступает сверка информации, содержащейся в автоматизированных системах складского учёта с данными бухгалтерской документации.

Хозяйственные операции по учету МПЗ относятся  к операциям с повышенным уровнем  риска по следующим причинам

1. Вероятность  санкционированного списания МПЗ  под несуществующие заказы и  объемы выпуска в целях увеличения  себестоимости выпуска и снижения  налогов на прибыль и имущество.

2. Высокий  риск хищения.

3. Огромный  объем операций и соответственно  большой массив первичной учетной  документации, следствием чего могут  стать отсутствие некоторых оправдательных  документов, несанкционированное списание  МПЗ (отсутствие реквизитов, придающих  документам юридическую силу), а  также утеря бумаг.

4. Искажение  фактов списания МПЗ из-за технических  ошибок при подсчете и измерении  совершаемых операций на стадии  сбора и регистрации информации.

Чтобы оценить  уровень указанных рисков, аудитор  проверяет эффективность системы  внутреннего контроля за организацией учета по данному разделу на предприятии.

Выбытие объектов МПЗ производится с учётом их стоимости.

В случаях  обнаружения хищения, недостачи  и тому подобных фактов утраты ценностей, аудитором должен быть проведён контроль правильности списания объектов МПЗ.

Проверка применения декларированных  в учетной политике способов ведения  бухгалтерского и налогового учета  материалов

При проверке, учетной политики организации необходимо руководствоваться положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденным приказом Минфина  России от 06.10.2008г. N 106н, а для целей  налогообложения положениями Налогового кодекса.

Выполняя  процедуру проверки применения декларированных  в учетной политике способов ведения  бухгалтерского и налогового учета  материалов, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

Порядок применения декларированных способов ведения бухгалтерского учета материалов, соответствует положениям учетной  политики организации?

Порядок применения декларированных способов ведения налогового учета материалов, соответствует положениям учетной  политики организации?

В процессе проведения аудита, целесообразно провести анализ полноты применения, декларированных  способов ведения бухгалтерского и  налогового учета материалов, отраженных в учетной политики организации.

Такой анализ следует производить с учетом информации о специфике деятельности организации, полученной на этапе предварительного ознакомления с деятельностью проверяемого экономического субъекта.

Также необходимо оценить адекватность раскрытия  информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности и влияние применяемых  методов учета на достоверность  показателей отчетности.

По результатам  аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

полноты применения, декларированных способов ведения бухгалтерского и налогового учета материалов, отраженных в учетной  политики организации;

достаточности элементов учетной политики и  их соответствие специфике и масштабам  деятельности экономического субъекта;

целесообразности  применения указанных способов.

Аудитор может иметь разногласия с  руководством аудируемого лица по таким вопросам, как допустимость выбранной учетной политики, метод ее применения или адекватность раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Если такие разногласия являются существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен модифицировать аудиторское заключение.          

Проверка обеспечения  контроля за сохранностью материалов

Необходимыми  предпосылками действенного контроля за сохранностью запасов являются (п.9 приказа Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н):

наличие должным образом оборудованных  складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов  открытого хранения);

размещение  запасов по секциям складов, а  внутри них по отдельным группам  и типо-сорто-размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;

оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;

применение  централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства  по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов  и кладовых;

организация, там, где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя  материалов;

определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;

установление  порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);

установление  порядка формирования учетных цен  на запасы и порядка их пересмотра;

определение круга лиц, ответственных за приемку  и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность  вверенных им запасов; заключение с  этими лицами в установленном  порядке письменных договоров о  материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных  лиц по согласованию с главным  бухгалтером организации;

определение перечня должностных лиц, которым  предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;

наличие списка лиц, имеющих право подписи  первичных документов, утверждаемого  руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым  данное должностное лицо имеет право  принятия решений).

Информация о работе Аудит учета материально-производственных запасов