Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа
В переходный период к рыночной экономике обстановка со снабжением и сохранностью сырья и материалов продолжает оставаться сложной. Это обусловлено не только их дефицитом, но и слабым контролем за приемом, хранением и использованием ресурсов, в связи с чем аудит товарно-материальных ценностей нельзя недооценивать.
Введение 3
Гл. 1 Товарно-материальные ценности. Общее положение 4
1.1 Понятие ТМЦ 4
1.2 Процедура аудита операций с товарно-материальными ценностями и их оценка 6
1.2.1 Аудит операций учитываемых на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» 9
1.2.2 Аудит операций учитываемых на счете 003 «Материалы, принятые в переработку» 11
1.2.3 Аудит операций учитываемых на счете 004 «Товары, принятые на комиссию» 14
1.3 Проверка состояния складского хозяйства и обеспечение сохранности материальных ресурсов 19
1.4. Аудиторская проверка полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ресурсов 22
Гл.2 Аудит ТМЦ 25
2.1 Инвентаризация товарно-материальных ценностей 25
2.2 Аудит товарно-материальных ценностей 28
2.3 Формы первичных учетных документов 35
Заключение 39
Литература 40
Приложения
Гл. 2. Аудит товарно-материальных
ценностей
2.1.Инвентаризация
ТМЦ
Инвентаризация товарно-материальных ценностей - один из приемов контроля, обеспечивающий сохранность собственности, качественное состояние ценностей, ведение их складского и бухгалтерского учета. Ее проводят все предприятия и организации независимо от форм собственности, вида деятельности и режимности работы.
Товарно - материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Инвентаризация товарно - материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.
При хранении товарно - материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия
в присутствии заведующего
Товарно
- материальные ценности, поступающие
во время проведения инвентаризации,
принимаются материально
Эти
товарно - материальные ценности заносятся
в отдельную опись под
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно - материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно - материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно - материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
Инвентаризация товарно - материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах учета товарно - материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету "Товары отгруженные" следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах ("Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.
Описи составляются отдельно на товарно - материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.
В описях на товарно - материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
В описях на товарно - материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно - материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.
Товарно - материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описях на товарно - материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.
Инвентаризация
проводится путем осмотра каждого
предмета. В описи малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы заносятся
по наименованиям в соответствии
с номенклатурой, принятой в бухгалтерском
учете. (Приложение 1,2,3)
2.2.Аудит
ТМЦ
При аудиторской проверке правильности оприходования материальных ценностей обращается внимание на взаимоувязку производственной программы с обеспеченностью ее материальными ценностями. Устанавливают, составлены ли расчеты определения потребности материалов в соответствии с действующими нормами расхода сырья, основных и вспомогательных материалов с учетом применения прогрессивной технологии, а расчеты производственных запасов -с предусмотренными нормативами, и обеспечивают ли они бесперебойный выпуск продукции.
В
процессе аудиторско-контрольных
Приступая к проверке полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ценностей, прежде всего, устанавливают, соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета материальных ценностей, данным учетных регистров.
В случае расхождения устанавливают их причины. Они могут быть результатом небрежного отношения бухгалтеров к выполнению своих обязанностей: иногда такие расхождения являются следствием неполного оприходования ценностей. Особое внимание уделяется проверке операций по счету 671 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
По авансам, выданным на поставку материальных ценностей, выставленным аккредитивам, векселям, выданным и акцептованным, устанавливают по каждой сумме в отдельности полноту оприходования материальных ценностей, не истекли ли сроки поставки, выясняют причины задержки поступления материалов. Основными документами для оприходования материальных ценностей являются сопроводительные документы поставщиков, приложенные к отчетам материально ответственных лиц: товарно-транспортные накладные, налоговые счета-фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и другое в зависимости от вида груза, его упаковки и способа доставки. Внутренними документами, которыми оформляются поступившие ценности, могут быть сопроводительные документы поставщиков с наложенными штампами получателя груза, приемные акты, приходные накладные и некоторые другие документы, в зависимости от принятого порядка оформления приема груза.
При
проверках полноты
Одновременно с проверкой полноты оприходования материальных ценностей изучают правильность их оценки. Если учет материалов осуществляется по учетным ценам, проверяют, правильно ли подсчитано отклонение в стоимости материалов.
Проверяют первичные документы, на основании которых отражены в учете покупная стоимость материальных ценностей и транспортно-заготовительные расходы по их приобретению. При большом документообороте используется прием выворотки документов по интервалу в заданной совокупности.
При проверке документов, по которым оплачены или начислены расходы, устанавливают, предусмотрены ли они договором и не превышают ли действующих тарифов на перевозку грузов, а также выясняют, правильно ли они присоединены к тем группам или отдельным наименованиям ценностей, за которые произведена или начислена оплата.
В ходе обследования особое место отводится проверке закрепления материальной ответственности за работниками, связанными с приемом, хранением и отпуском ресурсов.
По имеющимся документам у материально ответственных работников проверяют своевременность оформления и записей в книги или карточки складского учета. Выясняют, нет ли на складе неучтенных излишков материалов и сырья. Они могут создаваться несколькими способами: за счет замены сырья при изготовлении готовой продукции; в результате обвеса, обсчета, обмера покупателей; оформления актов на потери материалов при их транспортировке или при их хранении на складах.
Для выявления неучтенных излишков материалов, готовой продукции и других ценностей в процессе обследования следует использовать данные складского учета. Если создаются неучтенные излишки, в складском учете расход отдельных видов ценностей за определенные периоды превышает их приход и, таким образом, накапливаются неучтенные излишки соответствующих ценностей. Этот перерасход перекрывается за счет последующего поступления и оприходования материальных ценностей аналогичных наименований сортов. Такие излишки обычно изымаются в счет последующих поступлений или выписки бестоварных документов до проверки их фактического наличия при последующей инвентаризации.
Важнейшими условием предупреждения расхищения материальных ценностей является должная постановка пропускной системы при ввозе на территорию организации и вывозе. Источниками проверки являются книги регистрации пропусков, журналы взвешивания грузов на автомобильных весах, сообщения охранников-контролеров и органов милиции о вывозе и выносе с территории организации материальных ценностей без должного оформления, приказы о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и др.