Аудит товарно-материальных ценностей принятых в переработку, на хранение или на комиссию

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

В переходный период к рыночной экономике обстановка со снабжением и сохранностью сырья и материалов продолжает оставаться сложной. Это обусловлено не только их дефицитом, но и слабым контролем за приемом, хранением и использованием ресурсов, в связи с чем аудит товарно-материальных ценностей нельзя недооценивать.

Содержание

Введение 3
Гл. 1 Товарно-материальные ценности. Общее положение 4
1.1 Понятие ТМЦ 4
1.2 Процедура аудита операций с товарно-материальными ценностями и их оценка 6
1.2.1 Аудит операций учитываемых на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» 9
1.2.2 Аудит операций учитываемых на счете 003 «Материалы, принятые в переработку» 11
1.2.3 Аудит операций учитываемых на счете 004 «Товары, принятые на комиссию» 14
1.3 Проверка состояния складского хозяйства и обеспечение сохранности материальных ресурсов 19
1.4. Аудиторская проверка полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ресурсов 22
Гл.2 Аудит ТМЦ 25
2.1 Инвентаризация товарно-материальных ценностей 25
2.2 Аудит товарно-материальных ценностей 28
2.3 Формы первичных учетных документов 35
Заключение 39

Литература 40
Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

      С увеличением объемов производства особую актуальность Представляют вопросы рационального формирования и использования указанных запасов и обеспечения их безусловной сохранности; ресурсосбережение выступает важным направлением

      эффективного ведения хозяйства, на что обращается особое внимание. Осуществлению этих задач способствует организация надлежащего экономического контроля на каждом предприятии. Основными задачами аудита товарно-материальных ценностей на предприятии является проверка:

      -состояния  учета, хранения и эффективности  использования материальных ресурсов;

      -соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;

       -выявления непригодных для использования  ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;

       -полноты и своевременности оприходования,  законности и целесообразности расходования и списания товарно-материальных ценностей;

       -обоснования и соблюдения установленных  норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других  ценностей, своевременности и качества инвентаризаций и правильности принимаемых по результатам ревизии решений.

      На  каждом предприятии должна быть разработана  конкретная программа внутрихозяйственного контроля за сохранностью и использованием материальных ресурсов, которая должна предусматривать подробный перечень проверяемых вопросов, сроки проверки и фамилии исполнителей. Программа носит комплексный характер и включает сведения по видам ресурсов.

      В условиях полной документальной ревизии  целесообразно сначала проверить организацию складского хозяйства, состояние хранения, учета и сохранности товарно-материальных ценностей, затем выявить полноту, своевременность и правильность оприходования всех поступающих на предприятие ценностей по отдельным каналам поступления и отраслям производства. После этого устанавливают полноту, своевременность и правильность списания ценностей по отдельным направлениям их выбытия. Заканчивается ревизия выявлением соблюдения установленного порядка нормирования товарно-материальных ценностей, соответствия их фактического остатка нормативному, наличия излишних ценностей и соответствия данных бухгалтерского учета данным бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности об их наличии и движении.

      Основными источниками ревизии являются; первичные  документы по движению товарно-материальных ценностей, данные регистров аналитического и синтетического учета, инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, данные бухгалтерской и статистической отчетности.

      В обеспечении сохранности и рационального  использования товарно-материальных ценностей важное значение имеет правильная организация складского хозяйства, в понятие которого входит наличие необходимых помещений и емкостей для их хранения с набором измерительных, учетных, противопожарных и охранных средств. Поэтому при осуществлении экономического контроля за состоянием хранения и сохранности товарно-материальных ценностей в первую очередь следует уделять внимание организации складского хозяйства.

      Особые  контрольные функции в этом отношении  возложены на главного бухгалтера предприятия. При его непосредственном участии осуществляется вся организаторская работа по подготовке мест хранения товарно-материальных ценностей, обеспечению их необходимыми весоизмерительными и противопожарными средствами и тарой, зачислению отдельных лиц на должности материально ответственных работников, инструктаж.

      С лицами, принимаемыми на должность  заведующего складом, должен заключаться  договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

      На  выявление всех недостатков в  организации складского (учета) хозяйства, хранения и сохранности товарно-материальных ценностей направлен последующий контроль за указанными операциями, основной формой которого являются документальные ревизии.

            В ходе ревизии устанавливают  наличие и состояние складских  помещений и других емкостей, предназначенных для хранения соответствующих видов товарно-материальных ценностей, подъездных путей и околоскладских площадок, весоизмерительных приборов,

      противопожарных средств, охраны, хранения и складского учета. Проверку складских помещений и емкостей для хранения товарно-материальных ценностей рекомендуется проводить путем их осмотра в натуре в начале ревизии.

      Аудиторы  устанавливают техническое состояние  тех или иных помещений (наличие исправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных проемов, наружных и внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование стеллажными полками, закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и других измерительных приборов, а также поддержание режима влажности, температуры и освещенности. При этом обращают внимание на соблюдение действующего порядка клеймения весов и других измерительных приборов, обеспечения ими потребностей ревизуемого предприятия. Необходимо помнить, что материалы по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-, сорторазмерам материалов должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения каждого вида материала должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса. 

      1.4.Аудиторская  проверка полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ресурсов. 

      Важным  звеном организации систематического контроля за обоснованностью поступления является предварительный и текущий контроль за указанными операциями осуществляемый вышестоящими лицами.

      Текущий контроль осуществляется в процессе поступления и орприходования указанных  товарно-материальных ценностей путем  проверки товарно -транспортных накладных, счетов-фактур, других сопроводительных документов, их встречной сверки с документами по оприходованию этих ценностей.

      Всестороннему изучению подлежат указанные операции при документальных ревизиях. Особое внимание следует обратить на обоснованность приобретения тех или иных ценностей, своевременность их оприходования и эффективность использования. Необходимо выяснить соблюдается ли на предприятии  порядок выдачи доверенностей на получение товарно- материальных ценностей и отчетности по их использованию.

      Своевременность оформления документов при приемке  и отпуску ценностей и записи в книги или- карточки складского учета проверяется при обследовании мест хранения товарно-материальных ценностей. При этом необходимо выяснить наличие на складе неучтенных излишков, договоров (контрактов) и разовых сделок по поставщикам материальных ресурсов.

      Объектом  исследования аудиторско-ревизионных  проверок является оперативная и служебная информация.

      На  проверяемом предприятии изучается  учет в журнале поступивших грузов по каждому поставщику об ассортименте и сроках поставки материальных ресурсов по договору (контракту) и проверяется на основании документов фактически поступивший ассортимент материалов с указанием даты поступления. При этом проверка достоверности приведенной информации является важной деталью аудита. Для этого информацию, содержащуюся в оперативном учете, сопоставляют с данными бухгалтерского учета.

      Выявить нарушавших условия договора (контракта) поставщиков позволяет достоверная информация о выполнении договорных обязательств. При установлении факта нарушения условий договора (контракта) к нарушителям предъявляются штрафные и другие санкции. Если штрафные санкции не'были удовлетворены, следует выяснить, не связано ли это с пропуском исковой давности или неправильным и неполным оформлением исковых материалов через хозяйственные суды и выявить конкретных виновников. Эту информацию можно получить при изучении бухгалтерских регистров по учету расчетов по претензиям на счете 63 "Расчеты по претензиям" и документов, на основании которых отражены записи в этих регистрах, а также материалов служебной переписки по предъявленным претензиям.

      Регистры  синтетического и аналитического учета  по счетам, на которых собирается информация о наличии и движении ценностей (счет 15 "Заготовление и приобретение материалов", счет 16 "Отклонения в стоимости материалов", счет 10 "Материалы" в разрезе субсчетов и прочие), отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним первичными документами, регистры синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и прочие регистры являются источниками проверки полноты оприходования товарно-материальных ценностей.

      При проверке полноты и правильности оприходования покупных материальных ценностей устанавливают соответствие итоговых сумм, отраженных в ведомостях учета товарно-материальных ценностей данным других учетных регистров.

      Поступившие товарно-материальные ценности иногда оформляют внутренними документами: сопроводительными документами поставщиков с наложенными штампами получателя груза, приемными актами, приходными накладными и другими документами, зависящими от принятого порядка оформления груза.

      Внутренние  документы сверяются с сопроводительными  документами поставщиков при проверке полноты оприходования материальных ценностей. При этом проверяются правильность составления актов на расхождение в количестве и качестве поступивших товарно-материальных ценностей и своевременность предъявления претензий к поставщикам или железнодорожной (транспортной) организации. Расхождения в количестве и качестве поступивших ценностей могут образовываться за счет их присвоения и оформления подложных документов (актов) в целях сокрытия недостач или пересортиц товарно-материальных ценностей. Можно также обнаружить подлоги в сопроводительных документах поставщиков при оприходовании материальных ценностей, такие как изменения наименования отдельных видов товарно-материальных ценностей или их потребительских свойств (сортности, марки, артикула, размера, влажности и прочие), завышение веса брутто, тары и другие нарушения. Поэтому при проверке документов на оприходование ценностей необходимо хорошо владеть экспертной оценкой документов. Сомнительные документы необходимо сверить с записями в отчетах материально ответственных лиц, проверить правильность бухгалтерских записей и произведенных записей в регистрах бухгалтерского учета, таких как накопительные ведомости, журналы-ордера. Если есть необходимость, производят встречную проверку с документами, находящимися у поставщиков товарно-материальных ценностей.

      При проверке полноты оприходования  ценностей изучают правильность их оценки, руководствуясь при этом Законом "О бухгалтерском учете и отчетности".

      От  правильной организации и постановки синтетического и аналитического учета зависит правильность оценки материальных ценностей. Следовательно, в ходе аудита прежде всего необходимо проверить правильность учета на счете 10 "Материалы" в разрезе субсчетов и по каждому наименованию материальных ценностей в зависимости от их потребительских свойств. Затем проверяется присвоение материальным ценностям номенклатурного номера в зависимости от их потребительских свойств и их запись в первичных документах и складском учете. При этом аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (табл.1).

      
Наименование  поступивших ТМЦ Номенклатурный №, присвоенный на предприятии Номенклатурный  номер, который следовало присвоить в соответствии с результатами проверки Отклонения, + (-) Примечания

          Таблица 1. Ведомость проверки правильности присвоения номенклатурного номера поступившим от поставщиков товарно-материальным ценностям 

      При учете материалов на счете 10 по учетным  ценам необходимо дополнительно проверить правильность подсчета отклонения в стоимости материалов и списания со счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" в дебет счета 10 "Материалы" по учетной стоимости и в дебет счета 16 "Отклонение в стоимости материалов" на разницу между фактической и учетной стоимостью. При этом аудитор составляет следующую вспомогательную ведодость (табл.2). 
 

          Таблица.2. Ведомость проверки правильности подсчета отклонений по поступившим товарно-материальным ценностям 

 
Наименование  товарно-материальных ценностей

ей

 
Стоимость отклонений, отнесенных на счет 16, согласно данным предприятия, р.
 
Стоимость отклонений, которую следовало отнести на счет 16, согласно данным проверки, р.
 
Отклонения, + (-)
 
Примечания

Информация о работе Аудит товарно-материальных ценностей принятых в переработку, на хранение или на комиссию