Аудит расчётов с прочими дебиторами и кредиторами на примере Вимм-Билль-Данн

Автор: Лоо Ььб, 26 Августа 2010 в 04:33, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является ОАО «Вим-Билль-Данн».
Целью написания курсовой работы является систематизация теоретических и практических знаний, отбор источников и методов получения аудиторских доказательств, рассмотрение применяемых аудиторских процедур, обобщение и логическое изложение материала, рассмотрение проблемы аудита расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.

Работа содержит 1 файл

Готовая.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Условия признания выручки выполняются  в момент получения извещения  комиссионера об отгрузке продукции  покупателю. В бухгалтерском учете  продажа продукции покупателю отражается по кредиту счета 90, субсчет 1 «Выручка» в корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Согласно  ст. 997 ГК РФ комиссионер вправе удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из всех сумм, поступивших  к нему за счет комитента. Сумма комиссионного вознаграждения, а также расходы по транспортировке продукции покупателю учитываются комитентом в соответствии с инструкцией по применению Плана счетов на счете 44 «Расходы на продажу» в качестве расходов на реализацию и включаются в себестоимость реализованной продукции на основании пп. «У» п.2 Положения о составе затрат. Для учета расчетов с комиссионером комитентом может использоваться счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет 6. Так как по договору комиссии один из участников выступает в качестве комитента, а другой – в качестве комиссионера, то субсчет 76-6 может быть использован и комиссионером.

При передаче товаров от комитента к комиссионеру право собственности на них к  комиссионеру не переходит, вследствие чего полученные товары учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».

Товары, принятые на комиссию, учитываются  на счете 004 в ценах, предусмотренных  в приемо-сдаточных актах. Аналитический  учет по счету 004 ведется по видам  товаров и организациям (лицам) – комитента.

76-7 «Расчеты по суммам, удержанным из  оплаты труда работников  организации в  пользу других  организаций»

Согласно  ст.109 Семейного кодекса РФ администрация  организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании исполнительного листа, должна ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, и уплачивать или переводить их за счет данного лица лицу, получающему алименты, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты.

Перечень  видов заработной платы и иного  дохода, из которых производится удержание  алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841. При этом согласно п.4 Перечня взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.

Суммы начисленных платежей по исполнительным документам отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет 7.

76-8 «Учет расчетов по приобретению ценных бумаг»

Для учета  расчетов с продавцом (эмитентом) ценных бумаг согласно инструкции по применению Плана счетов может использоваться субсчет 76-8 «Учет расчетов по приобретению ценных бумаг».

В соответствии с п.23 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2003 № 60н, в бухгалтерской отчетности финансовые вложения отражаются в соответствующих строках как краткосрочные или долгосрочные финансовые вложения только в случае, если право собственности на них перешло к покупателю.[8]

1.2 Источники и методы  получения аудиторских  доказательств при  проверке расчетов  с прочими дебиторами  и кредиторами.

 

От состояния  расчетов с дебиторами и кредиторами, (наряду с такими расчетами как расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с бюджетом и по внебюджетным платежам и т.д.) во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии расчетов необходима всем пользователям отчетности.

Целью аудита расчетных операций является формирование мнения о достоверности  показателей бухгалтерской отчетности, отражающих обязательства (дебиторскую и кредиторскую задолженность), и о соответствии применяемой методики учета нормативным документам.

В ходе проверки должны быть решены следующие  задачи:

  1. Наличие и анализ материалов инвентаризации задолженности по расчетным операциям с прочими дебиторами и кредиторами
  2. Документальная обоснованность и законность образования дебиторской и кредиторской задолженности (общей), реальность ее погашения
  3. Выявление сомнительных расчетов и невостребованной задолженности
  4. Соответствие показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета
  5. Обоснованность, своевременность и правильность оформления документов по претензиям
  6. Полнота и правильность отражения в учете претензий
  7. Реальность числящейся задолженности по претензиям
  8. Своевременность, обоснованность и правильность отражения в учете депонированной заработной платы
  9. Правильность и обоснованность удержания сумм по исполнительным листам, полнота и своевременность их перечисления получателям
  10. Правильность и своевременность расчетов с прочими организациями по операциям некоммерческого характера и с транспортными организациями
  11. Реальность задолженности по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами на дату составления баланса
  12. Оценка влияния состояния расчетов на платежеспособность организации
  13. Оценка значимости выявленных ошибок и их влияние на достоверность отчетности.[11]

Для достижения поставленных задач необходимо получить доказательства, используя различные  приемы и источники получения  информации. При проверке расчетных  операций с прочими дебиторами и кредиторами аудитор использует:

  • Основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения расчетных операций с прочими дебиторами и кредиторами;
  • Приказ об учетной политике;
  • Бухгалтерскую отчетность;
  • Регистры синтетического и аналитического учета;
  • Первичные документы;

По приказу  об учетной политике аудитор знакомится с:

  • Рабочим планом счетов;
  • Формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых в организации;
  • Документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом расчетных операций по расчету с прочими дебиторами и кредиторами;
  • Перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформлявших расчетные операции;

Для проведения проверки аудитору могут быть предоставлены разные формы регистров синтетического и аналитического учета в зависимости от формы бухгалтерского учета, применяемой в организации. Перечень необходимых для проверки регистров может быть установлен в приказе об учетной политике.[22]

В организациях, применяющих единую журнально-ордерную форму учета, используются журналы  – ордера № 8 в соответствии с  рекомендациями по применению учетных  регистров на предприятиях.

При ведении  учета с использованием компьютерных программ используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов, аналитические ведомости и Главная книга (оборотно–сальдовая ведомость), книга покупок и книга продаж.

Необходимо  затребовать первичные документы  по оформлению и отражению в учете  – договоры, накладные, товарно – транспортные накладные, счета, счета-фактуры, отгрузочные документы, акты выполненных работ, банковские документы, кассовые документы, акты инвентаризации расчетов.

Для оценки состояния контроля за расчетными операциями с прочими дебиторами и кредиторами аудитор выясняет:

  • Порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов;
  • Наличие графика документооборота и контроль за его соблюдением;
  • Формы, сроки и исполнителей контроля за платежами и состоянием расчетов и др.

По данным раздела 2 ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому отчету» устанавливается величина просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, списание дебиторской задолженности на финансовые результаты и т.п. В ходе проверки необходимо получить подтверждение достоверности этих данных и реальности погашения просроченной дебиторской задолженности.

По данным регистров синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает:

  • Участников расчетов с прочими дебиторами и кредиторами и их число;
  • Применяемые формы платежей;
  • Порядок ведения аналитического учета (виды расчетов, участники, сроки возникновения и т.п.);
  • Нестандартные (нетипичные) бухгалтерские записи.

При большом  числе участников и разнообразии форм платежей возрастают аудиторские  риски, что необходимо учитывать  при определении выборки по данному участку.

Непосредственную  проверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной  книги, регистров синтетического и  аналитического учета по счету 76.

При сверке обращают внимание на соблюдение следующих  правил:

  • Сальдо счетов отражается в балансе развернуто;
  • Дебиторская задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам, должна быть уменьшена на сумму резерва.

Одновременно  на основе данных аналитического учета  по соответствующим счетам расчетов проверяют общую группировку дебиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную с выделением «просроченной», а из нее – длительностью свыше 3 месяцев и более чем 12 месяцев. Исходя из требований составления отчетности к долгосрочной относится задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев, а не на дату заключения договора. По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.

Для определения  реальности задолженности анализируются  материалы инвентаризации по каждому виду расчетов (в том числе и по счету 76). В случае отсутствия материалов по инвентаризации или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудиторы проводят сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.

Реальность  задолженности определяют также проверкой документальной обоснованности остатков дебиторской и кредиторской задолженности по каждому виду расчетов. Суммы задолженности, не подтвержденные документами, относятся к нереальной задолженности. К нереальной задолженности относятся также суммы задолженности с истекшими сроками давности, выявляемые при анализе задолженности по срокам возникновения.

По фактам обнаружения нереальной задолженности  аудитор устанавливает причины, виновных лиц и влияние на достоверность  соответствующих статей баланса.

При подтверждении  сальдо по операциям расчетов с прочими  дебиторами и кредиторами выясняется наличие сомнительных долгов. В соответствии с п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. В случае наличия сомнительных долгов проверяются факт и правильность образования резерва по сомнительным долгам.

После предварительного подтверждения сальдо, проверяется достоверность оборотов по счету. [21]

Проверка  расчетов по претензиям. В случаях если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления товарно-материальных ценностей (оказание работ, выполнение услуг), а при приемке на склад обнаружились недостача товарно-материальных ценностей против отфактурованного количества либо несоответствие принятых товарно-материальных ценностей (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин – поставщикам предъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке таких операций аудитор должен обратить внимание на следующие моменты:

  • Все претензии в соответствии с новым Планом счетов учитываются на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;
  • Необходимо убедиться «путем отправления запроса поставщику» в том, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 (субсчет «Расчеты по претензиям») суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте;
  • Претензия должна быть предъявлена своевременно (в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска);
  • Пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным. В частности, здесь должны присутствовать, как минимум: претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме товарно-материальных ценностей (в качестве при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.

Информация о работе Аудит расчётов с прочими дебиторами и кредиторами на примере Вимм-Билль-Данн