Аудит расчётов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - углубить теоретические знания, связанные с проведением аудита расчетов с персоналом по оплате труда.
Для успешного выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить цель и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда, а также информационное обеспечение аудита;
- рассмотреть план проведения и программу аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- изучить законодательные основы аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- изложить этапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- раскрыть типичные ошибки при осуществлении расчетов с персоналом по оплате труда.

Содержание

Введение 3
1. Планирование аудита расчётов с персоналом по оплате труда 5
1.1. Цель и задачи аудита, информационное обеспечение аудита
расчётов по оплате труда 5
1.2. План проведения и программа аудита расчётов с персоналом по
оплате труда 9
2. Методика аудита расчётов с персоналом по оплате труда 14
2.1. Аудит соблюдения трудового законодательства 14
2.2. Этапы проведения аудита 19
2.3. Рабочие документы аудитора 35
2.4. Типичные ошибки 37
Заключение 38
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая (2).doc

— 300.50 Кб (Скачать)

    - в случае если организация пользуется правом регрессивной шкалы, необходимо убедиться в его законности путем проведения соответствующего расчета;

    - проверить правильность исчисления сумм налога, подлежащих перечислению. Для этого необходимо провести сопоставление данных, полученных при расчете базы по страховым взносам, с учетными данными, отраженными в регистрах бухгалтерского учета по кредиту счета 69;

    - проверить правильность и своевременность отражения на счетах бухгалтерского учета сумм начисленных страховых взносов.

    При проверке правильности составления учетных регистров аудитор должен быть готов к тому, что на различных предприятиях применяются разнообразные учетные регистры, что не должно осуждаться, если это обеспечивает полноту учетного процесса и удобно для самого предприятия.

    При проверке учетных регистров должны быть охвачены следующие вопросы:

    - обеспечивает ли совокупность учетных регистров полное отражение хозяйственных операций предприятия;

    - удобны ли для использования эти регистры и достаточно ли они наглядны, обладают ли большой информационной емкостью,

    - пригодны ли они для составления необходимой отчетности и для пользования в экономическом анализе;

    - увязаны ли они друг с другом и с Главной книгой, обеспечивая этим контроль полноты и правильности учетных записей.

    Перед тем как приступить к проверке сводных расчетов по оплате труда, аудитору необходимо проверить сводную ведомость по заработной плате, которая представляет собой сводный расчет по начислению заработной платы и удержаний из нее. В сводной ведомости представлены коды (виды) начислений и удержаний  и относящиеся к ним суммы. Кроме того, здесь отражается сумма, которая должна быть выдана работникам предприятия. При ее выдаче расчетно-платежная ведомость закрывается вместе со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

    При проверке расчетно-платежной ведомости аудитор построчно проверяет расписки в получении денег и суммирует выданную заработную плату. Против фамилий тех, кто не получил заработную плату, в графе «Расписка в получении» должен быть проставлен штамп или надпись от руки «депонировано». Расчетно-платежная ведомость в этом случае должна закрываться двумя суммами – выданной наличными и депонированной. На сумму депонированной заработной платы  в бухгалтерском учете предприятия делается следующая запись: Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 76, субсчет «Расчеты по депонированным суммам». Остаток денег из кассы должен быть сдан на расчетный счет, поскольку наличные деньги, взятые из банка, расходуются строго по целевому назначению.

    Кроме того, аудитору необходимо проконтролировать ведение  аналитического учета депонированной заработной платы по каждой невостребованной сумме в реестре не выданной заработной платы или на депонентских карточках.

    Если  не выданная ранее сумма заработной платы так и не была востребована в течение трех лет, предприятие перечисляет ее в состав прибылей: Дт 76 Кт 99.

    После проверки сводной ведомости по заработной плате, а также бухгалтерского учета  сумм депонированной зарплаты аудитор  осуществляет проверку данных по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате  труда» и корреспондирующих с ним счетов.

    При сплошной или выборочной проверке аудитору следует оценить правильность указания в учетных регистрах корреспонденции  бухгалтерских счетов исходя из экономического содержания отраженных в указанных регистрах хозяйственных операций и выявить случайные арифметические ошибки и случайные неправильные бухгалтерские записи.

    В заключение  аудита расчетов по оплате  труда необходимо сверить обороты  по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с данными журналов-ордеров корреспондирующих счетов.

    Затем сводные данные проверяют по Главной  книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям  как Главной книги, так и бухгалтерского баланса (ф. № 1) по ст. «Задолженность перед персоналом организации» и «Задолженность перед государственными внебюджетными» раздела V пассива и по ст. «Прочие дебиторы» раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).

 

     2.3. Рабочие документы аудитора. 

    В процессе проверок аудиторы должны составлять рабочие документы, являющиеся основными документами, подтверждающими объем и качество выполняемой ими работы. Рабочие документы составляются по произвольной форме. В них должна, прежде всего, содержаться необходимая справочная информация о клиенте; краткое описание выполненной работы. В частности, необходимо указывать: метод проведения проверки – сплошной или выборочный, либо объем проверенной документации; замечания по результатам проверки; перечень первичных и других документов, не представленных к проверке; иные выявленные несоответствия действующему законодательству; мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков; другие рекомендации по улучшению хозяйственно-финансовой деятельности клиента. Кроме того, в рабочих документах должно найти отражение описание системы внутрихозяйственного контроля у клиента, программа аудита, а также результаты аудита за прошлый год.

    Рабочие документы должны отвечать ряду требований:

    1. Содержать достаточно полную  и детализированную информацию (чтобы другой аудитор мог понять суть выполненной работы).

    2. Документы должны быть составлены  в ходе проверки. Составление  их после завершения проверки  и подготовки аудиторского заключения  не допускается.

    3. Составляя рабочие документы,  аудитор должен учитывать не только информацию, относящуюся к проверяемому рабочему периоду, но и данные предыдущего периода.

    4. Документы должны отражать более  существенные моменты, по которым  аудитору нужно высказать мнение  и охватывать более важные  направления проверки и задачи, поставленные и решенные аудитором.

    5. Позволять оценить финансовую  отчетность в соответствии с  установленными критериями и  признаками.

    6. Отражать состояние и оценку  системы внутреннего контроля  на предприятии, и степень доверия  к нему.

    7. Фиксировать проведенные аудиторские  процедуры по проверке и оценке  системы бухгалтерского учета  клиента, соблюдение принятой  учетной политики и соответствие  бухгалтерского учета клиента  установленным принципам, стандартам, требованиям и законам.

    8. Документы должны быть составлены  четко, разборчиво.

    9. Необходимо обязательно указывать:

    - место и дату составления документа;

    - фамилию аудитора, его подпись;

    - номер документа, порядковый номер страницы в рабочей документации.

    10. Должны быть приведены источники информации и данные о происхождении, приложенные в документах, фиксирующих хозяйственно-финансовую деятельность предприятия, а также о выполнении аудиторских процедур.

    На  основании записей, произведенных  в рабочих документах, составляется аудиторское заключение - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. 
2.4. Типичные ошибки. 

    Для аудитора очень  важно знать наиболее распространенные ошибки и нарушения, которые встречаются при расчетах по оплате труда.

    Типичные  ошибки, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, следующие:

    - отсутствие обязательных системных  документов, связанных с оплатой труда (Положения по оплате труда, Положения по премированию, штатного расписания, приказов, трудовых договоров, трудовых книжек, табелей учета рабочего времени и пр.);

    - неприменение типовых форм первичных документов по оплате труда;

    - несоблюдение условий труда, предусмотренных  Трудовым кодексом РФ (не предоставление  отпуска или предоставление его  менее установленной продолжительности,  принуждение к сверхурочной работе, невыплата заработной платы в  установленные сроки);

    - несоответствие начисленной заработной платы или стимулирующих выплат условиям трудовых договоров, действующих в организации положениям;

    - неправильное начисление доплат, установленных Трудовым кодексом;

    - неправильное исчисление среднего  заработка;

    - неправильное исчисление причитающихся работнику компенсаций (в частности за неиспользованный отпуск);

    - отсутствие документов, подтверждающих  начисление и удержание заработной  платы;

    - допущение ошибок при начислении  выплат по среднему заработку  (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);

    - ненадлежащее ведение учета (неправильная  корреспонденция счетов, расхождения  между данными аналитического  и синтетического учета и т.п.).

 

     Заключение. 

    Любая аудиторская проверка, как правило, начинается с разработки общего плана и программы аудита. Начиная эту разработку, аудиторы должны основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью  таких аналитических процедур  аудиторы выявляют области, значимые для аудита.

    В процессе подготовки общего плана и  программы аудита оценивается эффективность  системы внутреннего контроля, действующей  у экономического субъекта, и производят оценку ее риска. Система внутреннего  контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию.  Кроме того, при подготовке общего плана и программы аудита аудиторам следует установить также  приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

    Программа аудита учета труда и заработной платы  представляет собой детальный  перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана. Она составляется в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских средств по существу.

    Аудиторские процедуры по существу включают в  себя детальную проверку верности отражения  в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок.

    Приступая непосредственно к самой проверке расчетов по заработной плате аудиторам, прежде всего, необходимо удостовериться в правомерности принятия первичных документов, используемых на предприятии при начислении заработной платы, к бухгалтерскому учету. Они должны отвечать требованиям ст.9 ФЗ от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

    Далее аудиторы проверяют правильность начисления как основной, так и дополнительной заработной платы.

    Также  аудиторам необходимо осуществить  проверку удержаний из заработной платы. Причем главное внимание здесь следует  уделить налогу на доходы физических лиц.

    При проверке расчетов по страховым взносам аудиторам надлежит проверить правильность определения налоговой базы для исчисления налога, правильность применения налоговых ставок, установить  порядок и сроки уплаты налога на предприятии.

    Кроме того, осуществляется проверка записей  по учету расчетов по заработной плате и страховым взносам на счетах бухгалтерского учета. Здесь аудиторам следует оценить правильность указания в учетных регистрах корреспонденции бухгалтерских счетов исходя из экономического содержания хозяйственных операций и соответствующих сумм.

    В заключение, аудиторами выполняется  проверка сводных расчетов учету  труда и заработной платы, которая  состоит в идентификации данных по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению» и  корреспондирующих с ними счетов. А затем эти данные сверяют с данными Главной книги и показателями Бухгалтерского баланса  ф.№1.

    Таким образом, выполнив намеченные  процедуры  по проверке учета труда и заработной платы, аудиторы собирают необходимую  им информацию и делают выводы о состоянии расчетов. После этого ими составляется отчет аудитора, где они выражают свое мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета труда и заработной платы.

Информация о работе Аудит расчётов с персоналом по оплате труда